Обоснование важности экономических и финансовых показателей

Почему нужна эта книга? ♦

Форма представления материала и логика

его изложения ♦ Метод ♦ Концепция ♦

Вдохновение ♦ Наиболее информативные

данные в бизнесе

Все, что мне нужно, это парусник

И путеводная звезда, направляющая мое плавание.

Джон Мэсфилд

Глава 1. ОБОСНОВАНИЕ ВАЖНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 19

ПОЧЕМУ НУЖНА ЭТА КНИГА

Е

сли для моряков путь указывают звезды, то для менеджеров компа­ний таким ориентиром правильности движения являются финансо­вые коэффициенты, которые служат для выражения целей бизнеса и его стандартов. Причем менеджеры пользуются этими инструментами как для успешной реализации долгосрочных стратегий, так и для обеспе­чения эффективности краткосрочных решений.

В бизнесе ситуация меняется практически каждый день, и в такой динамичной обстановке именно соответствующие финансовые коэффи­циенты помогают менеджерам обращать внимание на те стороны бизнеса, которые требуют оперативного воздействия. Как следует из самого опре­деления, коэффициенты показывают те соотношения и зависимости, кото­рые существуют между различными аспектами бизнеса. Они также отра­жают сложные взаимосвязи между отдельными подразделениями компа­нии и помогают установить при необходимости наиболее рациональный баланс между элементами общей структуры компании. Следовательно, если менеджеры одной компании, занимающиеся различными функцио­нальными направлениями, понимают сущность ключевых коэффициентов, это в значительной степени помогает им более согласованно добиваться достижения общих целей бизнеса.

А общий язык, на котором разговаривают в мире бизнеса, — это фи­нансы. Поэтому самыми важными коэффициентами, на которые ориенти­руются все участники бизнеса, являются те, что вытекают из финансовых взаимосвязей компании. Конечно, при этом каждый менеджер хорошо понимает, что финансовые показатели только отражают то, что про­исходит в бизнесе, и что нужно управлять реальными процессами, а не числовыми соотношениями.

ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА И ЛОГИКА ЕГО ИЗЛОЖЕНИЯ

Данная книга сильно отличается от того множества пособий, которые изданы для изучения бизнеса. Вам это станет ясно даже после простого перелистывания ее страниц. Первое, что вам бросится в глаза, — это ее структура: фактически перед вами целостный курс лекций, только не читаемый в аудитории, а изложенный на бумаге. Важное преимущество хорошей лекции — средства визуальной поддержки (и студентам, и пре­подавателям очень полезно иметь такой вариант лекций в своем распо­ряжении).




Известно, насколько трудно, а порой и скучно пытаться понять со­держание сложного предмета, читая только текстовой материал по нему. В этом случае студенту (в данном случае под студентом мы будем по­нимать любого человека, который хочет овладеть новым для себя ма­териалом) требуется повышенная концентрация внимания, и иногда слишком большая нагрузка ложится на память. Чтобы добраться до кон­ца чрезмерно длинного текста, порой нужны очень большие усилия. Кроме того, на это уходит слишком много времени, а именно его менед­жеру (или будущему менеджеру), у которого много забот, чаще всего и не хватает.

Понимание и запоминание в значительной степени облегчаются, если в

учебном курсе используются хорошо подобранные диаграммы и иллюст-

рации. Они снимают часть нагрузки с памяти, и темп изучения в этом

случае становится заметно более высоким. Более того, только хорошие

иллюстрации могут показать всю внутреннюю элегантность и структуру

изучаемого предмета.

Менеджерам, которые живут и действуют в нашем все более услож- няющемся мире, постоянно приходится усваивать все новые и новые его

характеристики. Поэтому они должны быстро воспринимать новую ин­формацию, а при этом им не обойтись без эффективных способов комму­никации. Исходя из этих и им подобных требований и выбиралась логика построения материала и его изложения в этой книге.

МЕТОД

В мире бизнеса используются самые разные финансово-экономические соотношения, и каждый автор книги по вопросам бизнеса приводит свой набор разных (по крайней мере, они часто выглядят разными для неспе­циалиста) соотношений, которые он считает основными.

Читая специальные книги, мы встречаемся со множеством понятий, выражений и определений, сотнями финансовых и экономических пока­зателей и их соотношений, и это может мешать, запутывать, уводить от основной идеи. Многие авторы пытались преодолеть эту трудность, но сдавались, не справившись с ней.

В этой книге мы подошли к проблеме совершенно по-другому: проиг­норировали на первом этапе большую часть коэффициентов и сконцен­трировали внимание только на некоторых из них, зато самых главных. Эти ключевые для бизнеса зависимости — их около 20 — мы разберем досконально. Здесь же мы исследуем, почему выбранные нами коэффи­циенты действительно важнейшие; изучим, каким образом они вычис-

Глава 1. ОБОСНОВАНИЕ ВАЖНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 21

Обоснование важности экономических и финансовых показателей - student2.ru ляются; разберем, для каких целей они используются (прежде всего, какие стандарты задаются с их помощью), а также выясним, как они взаимосвя­заны между собой. Такой подход можно сравнить со строительством зда­ния: сначала укладывается фундамент, на него устанавливаются несущие балки, которые прочно и надежно скрепляются между собой болтами, и только после того как будет обеспечена общая прочность такого конст­рукционного скелета, можно думать о следующих этапах строительства. Другими словами, если мы будем иметь прочный фундамент, т. е. знание базовых коэффициентов бизнеса, то остальные зависимости можно будет добавить к общей конструкции легко и быстро.

Дело, правда, осложняется тем, что рассматриваемая здесь область от­личается множеством подходов к ее толкованию, а также тем, что прак­тически у каждого правила есть исключения. Именно это объясняет воз­никновение частых недоразумений, хотя для опытных менеджеров они не представляются серьезными (необходимо иметь в виду, что оттенки трактования некоторых понятий, не очень важные для менеджеров-прак­тиков, существенны для бухгалтерского учета и права). Однако в этой книге мы в основном игнорировали подобные различия, а те случаи, кото­рые важны, упоминаются в приложениях. Следует отметить, что и при таком подходе положения и идеи, которые здесь приводятся, отражают соответствующие им понятия на 95%, а оставшиеся 5% важны только для более узких специалистов.

КОНЦЕПЦИЯ

Все структуры, действующие в бизнесе (например, компании), пользу­ются деньгами как одним из ресурсов, за который они должны платить. Но чтобы за них платить, необходимо иметь достаточный доход. Если компании удается постоянно получать средства, позволяющие ей распла­чиваться за привлеченный ранее капитал по установленной рыночной ставке, ее дела обычно идут хорошо. Те же компании, которые не могут в течение достаточно продолжительного времени выполнить это условие, обычно не выживают, по крайней мере, в прежнем виде или при прежнем собственнике.

Это золотое правило бизнеса,которое нельзя переоценить, а чтобы обес­печить успех коммерческих операций, жизненно необходимо понимание всех практических выводов, которые из него вытекают. Это одинаково важно как менеджеру, так и целой организации.

ВДОХНОВЕНИЕ

Тема этой книги не только важна для обеспечения экономического благо­состояния как отдельного человека, так и общества в целом, но и вдох­новляет: именно коэффициенты превращают жизнь бизнесменов в один из самых увлекательных видов спорта. Занятие бизнесом позволяет че­ловеку испытать самые сильные волнения и эмоции, которые только возможны. Свидетельством этому является то, что резкие заявления од­них предпринимателей и столь же "любезные" ответы на них других участников рынка попадают в заголовки современной прессы почти каждый день.

Эта книга увяжет доходность, возникающую от использованных финан­совых ресурсов, и повседневные показатели текущей деятельности ком­пании. Она даст менеджеру необходимые разносторонние аналитические навыки. Конечная общая цель любой компании — достижение максималь­но высоких финансовых результатов, и для того чтобы эта цель стала реальностью, требуется объединение усилий и мастерства менеджеров, занимающихся самыми разными направлениями деятельности: произ­водством, маркетингом, распределением товаров и услуг и остальными составляющими бизнеса.

Наши рекомендации