Порядок проведения судебного схода
108. Особым сходом (обособливым) является собрание, на котором разбираются жалобы (не входящие в компетенцию мирового судьи или, по мнению казаков, такие, которые при государственном разбирательстве могли быть решены неправильно и бросали бы тень на казачество). Как правило, это проступки и тяжбы не уголовного характера, по которым Атаман считает не вправе разбираться единолично. Когда, по мнению стариков и общественному мнению, само публичное разбирательство, как и наказание, должно укрепить нравственность казачьего общества, напомнить им о святости казачьих устоев.
109. Разбирательство на судебном сходе не означает для казака освобождение от административного или уголовного рассмотрения его проступка, если он повлек за собой таковые разбирательства.
110. На судебный Сход Знамя не выносится, при этом сохраняется Совет Стариков и Священник. Писарь оглашает жалобу, излагая суть вопроса. Есаулец вызывает судящихся (истца и ответчика), которые поясняют причины и мотивы своих действий и поступков. После этого пояснения дает Сходу Атаман. Свое выступление Атаман завершает словами: «Я оставляю на Ваш суд, господа честное казачество». После этих слов Атаман снимает шапку и уходит со Схода, как сторона оскорбленная, или переходит в ряды казаков. В этом случае, наказание провинившегося утраивается, в связи с тем, что Атаман свое воздействие исчерпал и не смог до судебного Схода решить данный вопрос. Разбирательством, а чаще всего обвинением провинившегося занимаются старики, судят его «по обычаю», т. е. по прецеденту. До вынесения приговора ответчик может заявить, что старики к нему несправедливы и просит сход судить его «по совести». Для этого по жребию избирается суд из числа казаков в соотношении один из пяти, один из десяти и т. д. В случае, если провинившийся оскорбил не казака, то точно также проводятся выборы в обществе к которому принадлежит оскорбленный. Число судей обязательно должно быть нечетным, причем если шла тяжба между казаками и не казаками, то нечетным судьей приглашается представитель другой стороны, незнакомый в этой станице ни с кем, или священник.
111. Приговор судей может быть смягчен по просьбе стариков или по просьбе священника, но никогда не отменяется и приводится в исполнение немедленно.
112. В момент оглашения приговора провинившийся стоит с непокрытой головой без ремня и два пристава держат его за руки. Самое страшное в наказании является не то, что оно носит физический характер и имеет иные последствия, а то, что суд видит преступление таким страшным, что не может найти виновному наказание. В этом случае старейшина подходит к провинившемуся и плюет ему под ноги (что означало: преступник оскверняет землю, по которой ходит) и надевает ему на шею ремень. Приставы тут же отпускают руки осужденного и Есаулец говорит: «Ты (имярек) нашу честь замарал, казнить мы тебя гребуем, брезгуем, поди от нас, ты предатель и осквернитель казачества». С этой минуты осужденный становится персоной нон грата. Он должен был немедленно покинуть хутор или станицу.
113. В момент приведения исполнения приговора о телесных наказаниях женщины и дети, а часто и все иногородние со схода удалялись. Приводили приговор в исполнение казаки по жребию.
114. После судебного схода все его участники держат трехдневный покаянный пост, ежедневно усиленно молятся и только после бани идут в церковь к исповеди, каясь в нарушении заповеди: «Не судите, да не судимы будете».
115. Решение судебного Схода оформляется документально протоколом Схода, а также приказами (приговорами) Атамана отдела (станицы, хутора).
ГЛАВА 5
Выборы и перевыборы Атамана
116. При первоначальном формировании любого казачьего объединения вопросами организации занимается организационный комитет. В момент учредительного Круга, оргкомитет находится на месте правления. В остальном же, Круг ведется обычным порядком.
117. Организационный комитет избирается Сходом в нечетном количестве казаков и отдается приказом старшего Атамана (отдела, Войска). В приказе указываются задачи оргкомитета, назначается старший казак, указываются сроки и представительство выборных.
118. Организационный комитет избирается не менее чем за 1 месяц до проведения учредительного Круга. Он готовит все необходимые документы для проведения Круга и решает все организационные вопросы подготовки и проведения Круга.
119. До проведения учредительного Круга должны быть выполнены все мероприятия и работы по вступлению членов казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ РФ, в соответствии с уставом казачьего общества, Федеральным законом от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» и указами Президента РФ в отношении реестрового казачества.
120. По разрешению дежурного Есаульца казаки выходят на Круг и рекомендуют кандидатов на атаманский пост. Сам себя рекомендовать казак не имеет права.
121. Всякий названный, как только произнесено его имя, обязан встать, снять шапку и занять место на скамье рядом со священником. В процессе выборов он сидит без головного убора. После выдвижения всех кандидатов им поочередно предоставляется слово для изложения своей программы или самоотвода. При любом количестве кандидатов голосование и подсчет голосов производится по каждому, даже если за него голосует один выдвигавший. Всякий, за кого голосуют в данный момент, должен выйти на середину Круга и поклониться на четыре стороны: кресту и священнику, старикам, правлению (орг. комитету) и станице (казакам). Есаулец, стоя слева от кандидата, кладет правую руку на его плечо и спрашивает станицу (казаков): «Господа честное казачество, люб ли Вам Атаман (имярек ...)?»
122. Проводится голосование по кандидатуре Атамана открытым голосованием- поднятием обнаженных клинков или рук. Пристава считают голоса, счетная комиссия заполняет протоколы голосования. При голосовании выборных казаков они поднимают вверх мандаты. При тайном голосовании заполняются бюллетени для голосования. Порядок проведения голосования определяется Кругом казачьего общества.
123. Набравший большее число голосов считается избранным (даже если получил преимущество в один голос). Если все кандидаты получили равное число голосов, Круг прерывается на некоторое время, и затем проводится снова по всему ритуалу от чтения молитвы.
124. Казаки, выдвинувшие кандидатуру на атаманский пост, должны осознавать всю ответственность за качественные параметры своего кандидата (деловые качества, образовательный ценз, организаторские способности и т. п.) и в совершенстве знать положения об атамане отдела, Войска.
125. После объявления Есаульца: «Большое число голосов отдано (имярек...)» два пристава ведут будущего Атамана к присяге.