Процесс ментальной репетиции
1. Поставьте себе цель. Постарайтесь рассмотреть ее во всех деталях, чтобы вам стало совершенно ясно, что нужно сделать, чтобы ее достичь.
2. Расслабьтесь. Как можно подробнее представьте себя выполняющим задачу. Очень важно, чтобы вы увидели себя в диссоциированном ментальном образе. То есть следует не выполнять задачу мысленно, а представлять себя со стороны, словно вы смотрите фильм, где сами же и режиссер, и исполнитель главной роли.
3. «Поставьте» этот фильм как можно лучше. Представляйте, как можно больше деталей: места, где находитесь, свою одежду, людей, которые вас окружают. Используйте все свои системы представления. Все образы, все картины представляйте как можно четче и ярче. Старайтесь слышать звуки, видеть, как вы движетесь, в том числе сохраняете равновесие. Чем насыщеннее деталями, тем убедительнее будет ваш «фильм», тем мощнее процесс.
4 . Когда почувствуете, что довольны «фильмом», ассоциируйте себя в картинку, то есть, до этого вы наблюдали себя со стороны, теперь же «войдите» в собственное тело и взгляните на происходящее собственными глазами, слушайте все звуки собственными ушами, ощущайте свое тело, наблюдайте за людьми, участвующими в событиях, за их реакцией.
5. Если вам что-то не нравится, диссоциируйте, «перемотайте пленку» и откорректируйте. Снова ассоциируйте и проверьте свои ощущения.
6. Когда вас устроит все до мелочей, сохраните эту частную «видеозапись» в личной коллекции блокбастеров. Можете просматривать ее, когда душа пожелает.
Структуры
Структуры — это якоря, с помощью коуча создаваемые самим клиентом, чтобы напоминать себе о своих представлениях, целях и ценностях или необходимых действиях.
Например, один клиент взял и перевернул вверх ногами картину, висевшую у него в домашнем офисе. И теперь, всякий раз видя ее (а он заходит в офис ежедневно), вспоминал, что на одну и ту же ситуацию можно смотреть по-разному, что существуют и другие, более креативные точки зрения.
Такую структуру он создал, чтобы время от времени менять перспективу и быть более креативным. Еще один клиент надевал часы на другую руку, чтобы не забыть поставить будильник на полчаса раньше и успеть утром помеди-тировать. При самых добрых намерениях клиенты иногда нуждаются в помощи, дабы эти намерения запомнить, потому что в силу привычки могут попросту забыть это сделать. Коуч заключает союз с лучшей частью Я клиента — той его частью, которой он хочет измениться, чтобы стать значительнее и вести более наполненную жизнь.
Структуры, как и якоря, бывают визуальными, звуковыми или кинестетическими. Создавая структуры для клиента, проявляйте творческий подход.
Вот примеры создания структуры:
Сделать пометки в календаре
Оставить самому себе сообщение на голосовой почте
Завести на определенное время будильник в мобильном
телефоне или наручных часах
Разбросать по всему дому самоклеющиеся листочки с аф-
фирмациями
Слушать релаксационную запись
Найти напарника по упражнениям
Выбрать новую запись для прослушивания в плейере
Поставить на стол фотографию
Мы привыкаем к структурам, однако, через какое-то время (обычно месяц-два) они перестают работать. После этого вам следует с помощью «мозгового штурма» вместе с клиентом подобрать для него новые структуры.
Вы можете помочь клиенту выстроить структуры, задавая вопросы типа:
— Какие ваши действия помогли бы вам запомнить это?
— Как мы сможем отследить ваш прогресс в этой задаче?
— С помощью чего вы не забудете сделать это?
— Что может напомнить вам регулярно выполнять эти действия?
ЗАВЕРШЕНИЕ
И, наконец, настает момент, когда коуч и клиент решают, что работа окончена. Конечно, сама работа по достижению целей и соблюдению соответствующих ценностей не заканчивается никогда. Точка в коучинговых взаимоотношениях — лишь перерыв в самом процессе. Как и любой хороший учитель, коуч считает свою работу выполненной, когда в нем больше не нуждаются.
Критерии завершения коучинга определяются еще в начале. Отношения можно считать законченными, когда коуч и клиент придут к общему заключению, что клиент добился того, ради чего пришел на коучинг, если только занятия не прервутся какими-либо драматическими событиями.
В конце коуч и клиент должны наблюдать:
- Продолжительный, устойчивый эффект в выбранной клиентом области. Измеряться эффект должен по стандартам коуча и клиента, а также по объективным стандартам, независимым от обоих.
- Саморазвитие и креативность. Клиент должен уметь найти собственный способ двигаться вперед.
- Он станет увереннее в себе.
Успешно завершив коучинг, и коуч, и клиент испытывают самые замечательные чувства. На заключительном занятии можно устроить «разбор полетов». Например, спросить у клиента:
— Что из всего коучинга помогло вам лучше?
— Что не возымело должного действия?
— Чем вы больше всего гордитесь?
— Когда вам было страшнее всего?
— Когда вы сильнее всего удивлялись?
— Когда чувствовали наибольшую поддержку?
— Что больше всего изменилось в вас самом?
— Что изменилось в ваших отношениях с окружающими?
— Чего теперь ждете для себя в дальнейшем?
РЕЗЮМЕ
Переход
Модель перехода охватывает весь цикл коучинга.
Клиент появляется у вас с проблемой или ситуацией, которую хочет изменить.
На него давит страх перемен и приводит в отчаяние жизненный застой.
В один прекрасный момент из этого порочного круга страха и разочарования он попадает в переход. Клиент все еще нуждается в поддержке коуча. Он берет на себя ответственность и обязательство измениться. Отношения в коучинге обеспечивают ему структуру, дабы поддержать его и наставить на путь к целям.
Переход — самый деликатный период в коучинге: из прежней ситуации клиент уже выбрался, а в новую пока еще не попал.
Лучше думать, что ты что-то оставил, чем чего-то лишился.
Привычка
Привычка придает жизни стабильность.
Когда мы хотим измениться, этим переменам мешает привычка.
Чтобы изменить свою жизнь, необходимо избавиться от некоторых привычек и приобрести другие.
Привычки закрепляются якорями.
Якорь — это визуальный, звуковой или кинестетический триггер, связанный с конкретной реакцией или состоянием.
Самих якорей мы, как правило, не замечаем, только состояния.
Некоторые якоря нейтральны. Другие вводят нас в негативное состояние, третьи — в позитивное.
С помощью коуча клиент:
Начинает осознавать якоря, которые закрепляют его привычки.
Приобретает новые привычки, на которые будут опираться нужные ему перемены. Создает новые якоря для закрепления новых привычек.
Чтобы проанализировать настоящее и спроектировать будущее, клиенту необходимо осознавать текущий момент.
Одним из действенных средств, чтобы клиент оценил, где находится и как привычки мешают ему двигаться вперед, являются упражнения по самонаблюдению.
Самонаблюдение не подразумевает никаких изменений или даже суждений, это — всего лишь наблюдение.
Клиенту очень полезно вести дневник своего прогресса в коучинге.
Чтобы клиент мог разобраться в своих взаимоотношениях, учите его вставать на первую, вторую и третью перцептуальные позиции.
Просьбы, вызовы и задания
Коуч подталкивает клиента к действию, давая ему задания, обращаясь к нему с просьбами и вызовами.
Вызов заставляет клиента тянуться за им же самим поставленные пределы.
Просьба побуждает клиента добиваться своей цели, предпринимая конкретные действия.
Задание — вещь посложнее просьбы и вызова.
Урок клиент извлекает из обратной связи, а не из положительного результата.
Клиент становится ответственным, когда берет на себя обязательства за свои действия и, соответственно, за свою жизнь.
Существуют три основных вопроса, чтобы сделать клиента ответственным за свои действия или задания:
— Что вы намерены делать?
— Когда вы это сделаете?
— Как вы это узнаете?
Клиент нуждается в поддержке коуча. Коуч поддерживает клиента:
— обучая его ментальной репетиции целей, или
— помогая ему установить определенные повседнедневные якоря
Коучинг считается завершенным, когда коуч и клиент приходят к соглашению, что клиент добился того, ради чего пришел на коучинг, если только занятия не прервутся какими-либо драматическими событиями.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Если хотите понять — действуйте. Идеи, приведенные в этой главе, можно опробовать несколькими способами. При желании их можно использовать и как задания для себя или своих клиентов.
1. Вспомните какую-нибудь перемену, происшедшую в вашей жизни. Помните момент перехода? Что могло бы облегчить вам этот переход? Какую привычку вы смогли изменить?
2. Подумайте о какой-нибудь привычке, которую хотели бы изменить, например, грызть ногти.
Каковы достоинства этой привычки? Когда она возникла? Каковы ваши ощущения от нее? Как она вписывается в вашу нынешнюю жизнь? Всякий раз, осознав, что тянете пальцы ко рту, остановитесь и скажите себе: «Значит, я выбираю это». Присмотритесь, как при этом меняется ваше восприятие этой привычки.
3. Начните развивать интуицию в отношении окружающих. Понаблюдайте за людьми в ресторанах и общественных местах. Обратите внимание, как они двигаются, как одеты, как жестикулируют. Попытайтесь угадать их возраст, годовой доход, семейное положение. Попытайтесь сочинить коротенькую историю об их жизни — где они родились и какую жизнь вели прежде. Это забавно, и к тому же обострит вашу наблюдательность.
4. Упражняйтесь в наблюдении за собой, чтобы научиться лучше осознавать собственные мысли и суждения о своих целях. Не забывайте «остановиться и оглянуться» в конце каждого дня. Сядьте, расслабьтесь. Задайте себе следующие вопросы, а ответы запишите в дневник:
— Что занимает мои мысли прямо сейчас?
— Кто мне сейчас наиболее близок?
— К кому я прямо сейчас испытываю наибольшее отчуждение?
— Какие цели я проработал сегодня?
— Что я сделаю по-другому завтра?
5. Заполните «Таблицу повседневных якорей» (стр. 249). Что она говорит о вашей обычной жизни и привычках? Каким образом вы можете увеличить число повседневных якорей, которые приводили бы вас в позитивное состояние? Каким образом вы можете сократить число повседневных якорей, которые приводили бы вас в негативное состояние?
6. Выберите какое-нибудь важное для себя знакомство (или родство) и поработайте с колесом перспектив (стр. 195 оригинала). Что вы думаете о своих взаимоотношениях с этим человеком с первой перцептуальной позиции? Запишите свои мысли в первый сектор. Перейдите на вторую позицию. Станьте тем человеком. Что вы думаете о своих взаимоотношениях теперь, с позиции того человека? Запишите свои мысли и догадки во второй сектор. Какими эти взаимоотношения могут казаться стороннему наблюдателю? Запишите ответе третий сектор. Частью какой системы вы оба являетесь? Как вписываются в эту систему ваши взаимоотношения? Как факт пребывания внутри этой системы влияет на ваши взаимоотношения — в сторону улучшения или же ухудшения? И, наконец, какие действия вы предпримете в результате своих догадок?
ПРОДОЛЖЕНИЕ СНА...
Неожиданно мы оказываемся внутри собора, и он даже больше, чем мы думали. Толстенные стены, очень холодные и влажные на ощупь, сложены из огромных, темных камней.
Снаружи никто не услышит наших криков о помощи отсюда. Но каждое сказанное слово повторяет многократное гулкое эхо. Собор прислушивается к нам и повторяет наши речи холодным каменным голосом.
В нишах разбойником свистит ветер.
Подняв глаза, мы видим витражные окна, сквозь которые проникает мягкий свет, но его недостаточно, чтобы без опаски сделать хоть шаг. Слишком много тут темных уголков и неровных камней. Мы неподвижно стоим в молчании.
Женщина появляется в проеме входной двери; лампа в ее руках отбрасывает длинные тени на пол и стены. Она легкой поступью обходит помещение, зажигая свечи и давая нам возможность осмотреться и решить, куда идти.
Теперь мы видим то, что прежде скрывала темнота, но далеко не все, и даже рады этому.
Женщина улыбается.
Мы пускаемся вперед, внимательно присматриваясь.
В одном углу обнаруживаются дивные произведения искусства, покрытые толстым слоем уже слежавшейся пыли. Похоже, они тут с незапамятных времен.
Женщина между тем с усилием пытается открыть маленькую дверцу, прежде не замеченную нами. В конце концов ей это удается, и дверца открывается с ужасающим скрипом, свидетельствующим, что ее не открывали уже много лет.
Свет, хлынувший из-за двери, на мгновение ослепляет нас, уже привыкших к царящей здесь полутьме.
Мы видим дорожку из света, ведущую к металлической винтовой лестнице.
Мы бегом бросаемся туда и...замираем как вкопанные перед предупреждением: «СТОЙ! ОПАСНОСТЬ! ДАЛЬШЕ ХОДА НЕТ!»
Мы оглядываемся, но женщины и след простыл...Где же она? Почему пропала как раз в тот момент, когда больше всего нужна? Она же должна сказать нам, что делать!
А лестница-то, похоже, ведет именно на крышу здания... Мы всматриваемся в ее спираль, но не видим ничего дальше первого витка.
Что же там, на лестнице, может быть такого опасного?
И кто написал предупреждение?
ЧАСТЬ III
КОУЧИНГ НА ПРАКТИКЕ
ГЛАВА 9
КОУЧИНГ В ДЕЙСТВИИ
- В книге приведено множество инструментов коучинга и идей о нем. Теперь пришло время соединить их в занятия. Как мы используем все эти идеи на практике?
Вот одно из занятий коучингом, проведенное с клиентом, который никак не мог решить, каким видом деятельности заняться. Несколько лет он был врачом, и одна из его целей состояла в том, чтобы посетить несколько занятий бизнес-коучингом. Звали его Робин.
Многие придают значение лишь словам, звучащим в беседах клиента и коуча. Однако мы полагаем, что язык тела клиента несет в себе столько же информации, сколько и слова, поэтому и описали то, что считаем важным.
Робин начал занятия с того, что уселся на собственные руки, скрестив ноги. Это можно истолковать как закрытость, но мы еще не провели калибровку в отношении того, что это означало именно для него, поэтому решили проявить открытость.
Коуч: Какая цель стоит перед вами в данный момент?
Робин: Я хочу заняться другой работой. Я уже несколько лет работаю врачом и имею дело с людьми и их разного рода болячками. Причем народ по преимуществу бедный. Но меня всегда интересовал бизнес. Пока еще я работаю, но постоянно ощущаю некое раздвоение.
Здесь коуч скопировал позу Робина, тоже скрестив ноги и слегка наклонившись вперед.
Робин: Буду ли я и дальше делать все, что в моих силах как врач [здесь он делает жест обеими руками влево], или же займусь бизнесом [тот же жест, но вправо], все это частично из-за денег. Но в бизнесе я могу сделать больше, и хочу больше зарабатывать.
К этому моменту коуч получил уже достаточно информации. Да, раздвоение имеется. С одной стороны (буквально), Робин хочет продолжать работать врачом. С другой — хочет перейти в бизнес, который принесет ему больше денег. Интересно также, что при визуализации хранящихся в памяти реальных образов и переживаний правшам (к которым относится и Робин) свойственно смотреть вверх влево, а при визуазизации сконструированных образов — вверх вправо.
Сохраненные образы обычно приходят из прошлого, сконструированные же вполне могут являться из будущего. Следовательно, по тому, как Робин думает о своей деятельности, можно заключить, что врачебная уже принадлежит прошлому, а вот бизнес — будущему. Робин также утверждает, что частью этого решения являются деньги. Деньги сами по себе — не ценность, но на них можно приобрести многое из того, что Робин ценит. Коучу необходимо знать ценности, стоящие за обоими вариантами цели. Только тогда Робин сможет принять решение или прийти к компромиссу.
Тогда коуч выполняет возврат.
Коуч: Итак, с одной стороны [жест вправо от Робина], вы хотите заниматься бизнесом. С другой [жест влево от Робина], по-прежнему цените свою врачебную деятельность и возможность помогать людям. Кроме того, с обеих сторон важны деньги. Робин кивает.
Коуч: Значит, вот так ситуация выглядит со стороны [жесты вправо и влево и снова якоря на две разные ситуации, по одному на каждую сторону]... И как все это соотносится с разными половинками вашего Я?
Робин на минутку задумывается.
Робин: Слева — то, что знакомо, удобно и апеллирует к моей ценности помощи людям. Ведь так много людей мучаются разными хворями, которых вовсе не заслуживают. Особенно жутко видеть больных детей».
Коуч: Помощь людям?» [Возвращает ценность.]
Робин, кивая: «Справа — моя потребность в признании и свободе».
Коуч: «Итак, вкратце разные половины вашего Я можно описать так... Врачебная половина соотносится с помощью людям?»
Робин кивает. Коуч: «А бизнес-половина — с признанием и свободой».
Робин снова кивает.
На этом этапе коуч достиг взаимопонимания и прочно заякорил оба аспекта: бизнес справа, врачебную деятельность — слева. Первый уровень ценностей обоих аспектов ясен: признание/помощь людям. Цель должна более или менее согласовать оба, но как именно, пока неясно.
Коуч: «Можем ли мы представить в образах, на что это будет похоже, или что будет типично для вас, когда вы станете работать в двух различных направлениях?»
Робин, глядя вниз, мягким тихим голосом: «У меня есть образ и очень ясное чувство относительно врачебной половины моего Я. Ему очень комфортно, оно чувствует себя совершенно «в своей тарелке» и абсолютно спокойно».
На этом этапе коуч начинает преднамеренно жестикулировать немного иначе, его жесты более округлы, сдержанны и направлены в обе стороны.
Следующий вопрос коуч задает мягко, неторопливо, совпадая с клиентом по тону голоса.
Коуч: «У нас есть образ [Робин так сказал], и у нас есть тон голоса [спокойный] вон там [жест влево]... Что-нибудь еще?»
Робин: «Да. [Смеется.] Я одет в какое-то старье!» Коуч: «Хорошо. А что там с другой половиной?»
Робин жестикулирует и смеется с неожиданным сильным воодушевлением.
Робин: «Вот здорово-то! Просто отлично. Я вижу себя бизнесменом, сидящим в зале заседаний совета директоров. И одет совершенно по-другому. Шикарный костюм».
На этом этапе коуч замечает, что врачебная половина дает о себе знать в основном через звуковую и кинестетическую системы представления, а бизнес-половина — преимущественно через визуальную.
Коуч, оживленно, в более быстром темпе, стремясь совпадать по тону голоса с Робином: «У вас очень четкое представление о том, как выглядят эти два Робина, и в данный момент они вполне раздельны».
Коуч подтверждает визуальность бизнес-половины, говоря, что обе возникают порознь.
Робин, быстро: «Да, я могу все бросить и приложить максимум усилий, невзирая... [замолкает и продолжает уже медленнее], но врачебная половина говорит мне: «Твой поступок не имеет смысла. Для реальных людей это не имеет никакого значения, и вообще это слегка отдает равнодушием».
Для этого сакраментального «Да, но...» характерна последовательная инконгруэнтность. Иными становятся ценности, системы представления и даже интонации — одна за другой.
Робин: «Они теперь все здесь!» [Делает экспансивный, более широкий жест влево и вправо.]
Коуч: «Итак, мы их прояснили и еще больше обособили». [Делает такой же широкий жест.]
Робин: «Да».
Коуч: «А врачебная половина, значит, считает, что в этом нет смысла. Смысл... что он вам дает?»
Коуч ищет ценности, стоящие за целью.
Робин, глядя вправо, тихим голосом: «Все. Это замечательно, когда в твоей работе есть смысл. Он дает ощущение собственной значимости. И я ощущал себя значительным».
Коуч: «А ощущать себя значительным — что это вам дает?» [Расспрашивает дальше, потому что не все сокровенные ценности еще выявлены.] Чем это важно — ощущать себя значительным?»
Робин, глядя вправо вниз: «Чувствовать свою душу. Это ведь дорогого стоит. Я же вижу, что во всем этом есть смысл, в том, что люди так нуждались во мне, и это было по-настоящему стоящим делом. Я чувствовал свою значимость. Я хочу быть нужным. А тем на самом деле заниматься не хочу...»
Коуч: «То может быть просто аспектом этого, но вовсе не обязательно заниматься всем. [Сопротивляется побуждению заниматься врачебной деятельностью.] Ясно, что здесь полно чувств. И есть ощущение своей значимости...» [Коуч говорит с той же интонацией, что и Робин, и подкрепляет слова тем же жестом.]
Интересно также, что в самом начале Робин упоминал, что работает с малоимущими, и это дает ему ощущение собственной значимости.
Робин: «Да, значимости».
Коуч, делая возврат: «Значимость для других, помощь людям, ощущение своей значительности...»
Робин: «Хм-м-м...» [Соглашается, но смотрит по-прежнему вниз, погруженный в размышления.]
Коуч: «За этой работой у нас стоят очень прочные ценности и эмоции, и это следует учитывать».
Робин: «Да».
Коуч делает калибровку тона голоса Робина, который опять отличается от предыдущего. Похоже, эти ценности — сокровенные для его цели работать с бедняками.
Коуч, меняя тон своего голоса и говоря быстрее: «А с точки зрения бизнес-аспекта, там [жест], что для вас важно?»
Теперь коуч приступает к поиску сокровенной ценности, стоящей за стремлением к бизнесу.
Робин: «Думаю, чисто внешнее признание и подтверждение небессмысленности того, что я делаю».
Коуч: «А это чисто внешнее подтверждение, чем оно важно для вас?»
Робин закрывает глаза и хмурит брови, словно пытаясь с трудом разглядеть что-то на своем ментальном экране.
Робин: «Я многому учился, так что эти затраты, наверное, оправдаются. Мне говорили, что должны... [Он стискивает руки перед грудью.] Но почему-то я их там не вижу, не знаю, почему. [Замечает, что жестикулирует перед собой.] Я хочу знать, что не напрасно тратил время и деньги».
Коуч: «А если не напрасно тратили, то что для вас в этом важно? И что значит не напрасно?»
Коуч все еще докапывается до сокровенных ценностей.
Робин: «Не знаю... Признание... Мне нужно признание». [Скрещивает руки на коленях.]
Коуч: «А теперь давайте-ка соединим это с другой стороной. Поправьте меня, если я ошибусь, но, по-моему некое признание уже сидит в вас самом. Ведь Робина-врача не беспокоит, что о нем подумают другие».
Робин: «Нет. Когда я занимаюсь лечением, я вполне самодостаточен, и больше ничье признание мне не нужно». [Робин смотрит вниз и глубоко вздыхает.]
Коуч: «Такое ощущение [применяет ту систему представлений, в которой обычно думает Робин], что некое признание имеется в обеих половинках вашего Я, просто приходит оно из разных направлений» [жесты вправо и влево].
Робин, улыбаясь: «Да».
Это ключевой момент первой части занятия коучингом. Две разных половинки Я клиента сошлись в одном понятии: в признании. Оно — ключевая ценность для обеих.
Коуч: «Итак, обеим половинкам вашего Я нужно признание в обоих аспектах?»
Робин сидит выпрямившись, но слегка клонится вправо.
Робин: «Пожалуй, так».
Коуч: «Как же они сработаются, как обе получат то признание, в котором нуждаются?»
Это — ключевой вопрос. Обеим половинкам требуется почитаемая ценность. Теперь мы подходим ко второй части занятия коучингом — как с должным уважением отнестись к обеим половинам, дабы Робин мог ими воспользоваться. Робин уставился вперед, явно визуализируя. Коуч: «Как «Робин-врач» может помочь «Робину-бизнесмену» добиться столь нужного внешнего признания?»
Здесь коуч просит Робина-врача помочь Робину-бизнесмену обрести нечто, очень для того важное (признание). Ну как тут отказать?
Робин, быстро моргая: «Практически это уже происходит. Хм-м-м... но не внутри меня. Внутри я все равно разделен надвое. Мне нравится моя энергичная и ухватистая бизнес-половина. Мне действительно нужно, чтобы меня заметили там, в деловом мире. Я хочу получить признание. Я хочу иметь деньги. Но я не смогу действовать так, как принято там [указывает влево], а там [указывает вправо] не смогу быть «по-биснесменски» расторопным и предприимчивым».
Коуч: «Так какой же из двоих Робинов настоящий?»
Робин: «Может быть, никакой».
Коуч: «А может, тот, у которого уже есть признание... Как бы вы могли, занимаясь бизнесом, удостовериться во внутреннем признании от помощи людям?»
Цель этого вопроса — заставить Робина задуматься о признании в двух ипостасях: самим собой и окружающими.
Робин, глядя вправо вниз и прикрывая глаза: «Только как-нибудь измерив его».
Коуч: «Но это будет внутреннее признание — от вас самого. А есть ведь еще и внешнее — другими людьми».
Коуч работает с ценностью признания.
Коуч: «Для вас важно ощущать себя значительным и помогать людям».
Коуч опознает того Робина, который хочет быть врачом.
Робин: «Да».
Коуч: «Разве ваша бизнес-половина не будет помогать людям? А как иначе вы сможете получить их признание?»
Робин: «Звучит странно, даже для меня... Бизнес почему-то не кажется мне делом, направленным на реальных людей, по-моему, все происходит как-то отстраненно...» [Смотрит задумчиво и озадаченно.]
Коуч: «Бизнес приносит доход. Бизнес помогает людям жить. Все вещи, которыми мы пользуемся, изготовлены и приобретены посредством бизнеса. Бизнесмены жертвуют на благотворительность. Как же он не направлен на людей?»
Коуч оспаривает непроанализированное убеждение Робина, что бизнес — не для людей.
Робин: «Да, это просто нелепо».
Коуч: «Итак, как вы себе представите примирение этих двоих?»
Коуч говорит очень открыто, намеренно не уточняя, кто «эти двое». Они могут быть двумя испостасями признания, двумя половинами самого Робина, а могут быть признанием и Робином-бизнесменом.
Коуч: «Вы помогаете людям, приспособившись к среде бизнеса, и помогаете людям в другой среде, приспособившись и к ней. И получаете признание от обеих...»
Робин, поглаживая подбородок и поднимая вверх закрытые глаза: «Ммм-м-м-м...»
Коуч: «Представьте...»
Робин снова закрывает глаза.
Коуч: «Простите, вы все еще думаете...».
Робин: «Я просто визуализирую, как эти двое сходятся в центральной точке».
Коуч, тут же воспользовавшись идеей центра: «Она центральная для вас, вы поместили ее туда. А что является центральным для вашей бизнес-половины, когда она получает признание и помогает людям?» Робин задумывается, сложив руки перед лицом.
Робин: «Признание, которое я получаю там [жест вправо, к бизнес-половине], будет аналогично тому, которое я получаю там [жест влево, к врачебной половине]. Работа, которую я выполняю, охватывает весь диапазон». [Делает широкий жест слева направо.]
Коуч: «Итак, деловая среда и та, другая, разительно отличаются друг от друга, однако работа, которую вы делаете... для вас все та же, и за нее вы получаете признание и от себя, и от других. И эта работа вас устраивает, и вы ощущаете себя значительным... А как быть с тем, что работа для вас — главное, и вы хотите получить признание?»
Коуч сводит вместе ценности, общие для обеих половин Я Робина.
Робин наконец-то пришел в равновесие — сел ровно и прямо, сложив руки в районе диафрагмы (по центру).
Робин: «Все прояснилось и сместилось в центр...» [Делает круговой жест в районе центра тела.]
Коуч: «Расскажите поподробнее». [Делает тот же жест.]
Робин: «Смерч... это похоже на смерч. Весь шум и все действие по краям, а в центре — тишина...» [Смеется.]
Коуч: «Вы все тот же, вы остались прежним и можете работать во всем диапазоне и ощущать собственную значительность. Что же касается признания, то порой вы будете больше признавать себя сами, а порой вас будут больше признавать другие. А порой внутреннее признание будет совпадать с внешним. Вы представляете, как это будет? И что при этом чувствуете?»
Робин, кивая и глядя в пространство: «Я ведь могу не пытаться свести все воедино [еще круговой жест в середине], а пройти посередине, сосредоточившись на той работе, где помогаю людям. Мне вполне комфортно».
Коуч: «А что может по этому поводу сказать Робин-врач? Что вы чувствуете?»
Коуч проверяет, приемлемо ли это решение для врачебной половины, используя звуковую и кинестетическую системы, поскольку именно их включал Робин, говоря о своей врачебной деятельности.
Робин, смеясь: «Намереваюсь прикупить новой одежды!
Теперь я смогу себе это позволить!» Коуч: А как отнесется к этой перемене Робин-бизнесмен?» Робин: «Да отлично. Из той половины ко мне все еще идут теплые ощущения... [Улыбается во весь рот, а потом хохочет.] Я обрел полную свободу передвижения».
Коуч: «Больше ничего не хотите добавить?» Робин: «Моя бизнес-половина дала мне полное добро, и чувства раскрепостились. До этого я был, как в цепях».
В конце занятия коуч дал Робину три задания. Одно — пересмотреть плату за его работу, на данный момент слишком низкую. Другое — купить себе новой одежды, а третье — поговорить с другом, старшим управляющим в какой-то фирме, и разузнать поподробнее, как эта фирма работает. Это занятие было по сути целиком посвящено принятию решения. В начале решение было просто невозможно, поскольку две половины Я Робина боролись друг с другом, поддерживая совершенно разные ценности. И задачей коуча было, внимательно слушая, добиваясь взаимопонимания, совпадая по языку и выявляя ценности, найти ту ключевую ценность, которая соединила бы половины так, чтобы обе почувствовали себя удовлетворенными. У Робина были две цели, вроде бы противоречащие друг другу. Ключевыми ценностями было ощущение собственной значительности для обеих половин и признание Робина самим собой и внешним миром. Именно эти две ценности и примирили его половины.
Это занятие оказалось посложнее тех, где речь шла только об одной цели и соответствующих ценностях. Самые сложные решения требуются тогда, когда цели кажутся несовместимыми, а ценности — противоречащими друг другу. Поэтому для хорошего решения необходимо отыскать ценности, залегающие на более глубоком уровне.
ГЛАВА 10
КОУЧИНГДЛЯ САМОГО СЕБЯ (АУТОКОУЧИНГ)
- Большая часть этой книги посвящена навыкам и знаниям, чтобы проводить коучинг с клиентами. А как насчет вас самих? Кто ваш коуч?
Превосходная идея — иметь собственного коуча. Таким образом вы демонстрируете важность коучинга. Вы относитесь к нему серьезно и служите образцом своим клиентам. Но ведь вы можете быть коучем и самому себе, проявляя к себе ту же заботу и внимание, что и к клиентам. Это один способ, которым вы можете гарантировать, что будете всегда на высоте для своих клиентов.
Будучи коучем, вы всегда еще и лидер. Лидера отличают три основных признака:
— навык
— знание
— обеспечение примера
Эта книга даст вам навыки и знания, и вы, став ролевой моделью для своих клиентов, обеспечите пример того, на что способен коучинг. Если ваши слова будут отличаться от ваших действий, клиенты больше обратят внимания на ваши действия. Коуч развивается в трех измерениях-направлениях:
Во-первых, у вас есть навык; вы в состоянии действовать, быть значительным. Вы растете слева (в левой части схемы) тем, что вы можете сделать.
Во-вторых, вы обучаетесь, ваши познания расширяются, справа вы растете тем, что знаете.
И последнее и самое важное, вы растете на вершине, служа клиенту образцом того, кем становитесь. А становитесь вы все больше тем, кем действительно хотите быть: вам комфортно с самим собой, у вас есть свои мечты, свои цели и ценности, и вы работаете с ними. Ваш коучинг — часть соблюдения вами своих ценностей. Он придает вашей жизни эстетический аспект. Каждая жизнь может быть произведением искусства. Одни похожи на картины, другие на музыку, третьи — на скульптуру. Когда ваша жизнь уравновешена, она обладает притягательностью художественного произведения. Она являет собой сплав сознательного и бессознательного. А это дорогого стоит.
Основываясь на этих различиях, коуч должен развивать себя в трех различных областях:
Слева на рисунке даны качества внутреннего обзора — как коуч видит себя сам.
- Первая область, на вершине треугольника, является областью идентичности. Это о самоуправлении. Как коуч вы должны доверять себе. То есть понимать, что живете по собственной этике и что у вас есть способность выполнять свои обещания.
- Справа — качества по отношению к другим. Хороший коуч всегда проявляет любознательность к окружающим. Поведение людей полно очарования — даже когда они делают ужасающие ошибки. Как может один и тот же человек сегодня поступать так скверно, а завтра — так хорошо? Однако на что это было бы похоже, если б лучший ваш поступок стал чем-то типичным?
Рука об руку с любознательностью идет энтузиазм. Причем это любознательность не посетителя музея, а исследователя в поисках сокровищ. Коуч умеет видеть, то есть прозревать лучшее в каждом человеке, как бы глубоко оно ни было скрыто, то есть разглядеть лучший мир, где человек был бы способен реализовать свой потенциал, и роль, которую он мог бы играть в этом лучшем мире.
Вторая область, в середине треугольника, — это область взаимоотношений. Хорошему коучу известны его цели, ценности и пределы. Он придерживается собственных этических норм. Знает, что все его действия отражаются не только на окружающих, но и на нем самом, поэтому осторожен. Этические нормы — наш внутренний нравственный закон, но в них отражается и закон внешний, уровень наших знаний и внимательность, с которой мы относимся к окружающему миру. По мере того, как коучинг становится все более признанной профессией, растет и уровень профессиональной подготовки.
Третья область (в основании треугольника) — область фактов и событий. Коуч знает и понимает свой предмет. В его пределах он креативен, сочетая различные подходы и, в зависимости от обстоятельств, создавая что-то свое. Применяя свой опыт, знания и точность мышления, прекрасно умеет он и строить модели своего рабочего процесса, чтобы клиенты лучше понимали и обучались. Его труд уважаем.
В дополнение ко всему этому хороший коуч знает себя. Ему ясны его цели и стоящие за ними ценности. У него есть свои пределы. Он откажется от клиента, если почувствует, что тот по каким-то причинам ему не подходит или нуждается в другом специалисте. Если, например, после первого занятия коуч решит, что клиенту лучше сперва обратиться к психотерапевту, то честно об этом скажет и отложит коучинг. Иногда выясняется, что клиенту вообще нужна медицинская помощь. Вообще-то неплохая идея, чтобы коуч имел в своем окружении хорошего психотерапевта, а также нескольких заслуживающих доверия специалистов, консультантов, остеопатов, тренеров и психологов, к которым в случае необходимости можно было бы отослать клиента.
Коуч уважает убеждения и ценности своих клиентов, но придерживается собственных. Порой приходит клиент со своей эмоциональной проблемой, и коучу затруднительно работать с ним, потому что у него у самого та же проблема. В таком случае