Необоснованные предположения
У них тот же смысл, что и у предположений, стоящих за вопросами. Что из сказанного клиентом должно быть верно, чтобы вы могли это принять? Не втягивает ли вас клиент в свою проблему? Нередко клиенты делают предположения и встраивают их в свою речь так, что вы принимаете их, дабы заняться его проблемой. Однако столь же нередко проблемой оказывается само предположение. Например, клиентка говорит: «Я хочу понять, почему угрюмость и раздражительность моего мужа вызывают у меня депрессию». Предполагается, что причиной депрессии являтся угрюмость мужа. Она, конечно, может иметь значение, но не основное. Обратите внимание на ограничивающие предположения в приведенных ниже примерах (предположения даны в скобках):
— Сколько раз тебе нужно говорить, чтобы ты этого не делал? (Приходится несколько раз повторить тебе одно и то же, и только тогда ты прекратишь так поступать).
— Когда только ты начнешь поступать ответственно? (Сейчас ты действуешь безответственно).
— Насколько хуже все может стать? (Все плохо сейчас, а будет еще хуже).
— Я не уверен, смогу ли исправиться. (Я веду себя неправильно).
— И насколько сильно он хочет меня обидеть? (Он хочет меня обидеть).
Предположения часто маскируются под вопросы, начинающиеся со слова «почему». Например:
— Почему он такой неблагодарный? (Он неблагодарный).
— Почему она никогда ничего не может сделать как надо? (Она все делает неправильно).
— Почему я такой бесчувственный? (Я бесчувственный).
Предположения часто прячутся за фразами, начинающимися со слов «когда», «с тех пор как» и «если», например:
— Когда он наконец поймет, что мне это не нравится? (Мне это не нравится, а он этого так еще и не понял).
Чтение мыслей
Одним из источников предположений является чтение мыслей. Клиент предполагает, будто знает, о чем думает другой, не имея к тому достаточных доказательств. Он предполагает, что по одному лишь поведению может понять намерения другого. Поведение-то на виду, а вот намерения — невидимы.
Когда клиент читает мысли, всегда стоит поинтересоваться, а так ли уж точно он их читает. Он может оказаться прав, но может и ошибиться. Спросите у него, откуда он знает, что другой человек думает именно так, как считает клиент. Он вполне может попасть в точку, но почему бы не удостовериться?
Некоторые клиенты предполагают, что другие могут (и должны) читать их мысли и поступать соответственно. Это — реверсивное чтение мыслей: человек считает, что другие тоже читают его мысли, и расстраивается, если они не понимают, что ему от них нужно, хоть сам он своих нужд так и не озвучивает. Клиент, привыкший к реверсивному чтению мыслей, всегда будет недоволен окружающими и даже зол на них. Он считает, что окружающие вечно противоречат ему, притом намеренно.
Модальные операторы
Примерами могут служить слова типа «следует», не следует», «должен», «не должен», «обязан», «не обязан». Это — модальные операторы необходимости. Они формируют в сознании необходимость сделать что-то или запрет на действие. То есть подразумевают создание некого правила, о котором клиент нередко даже не подозревает. Вот несколько примеров:
— Мне следует работать лучше
— Ты обязан закончить это к концу месяца
— Я не должен совершать ошибок
— Им не следует делать это
У коуча есть три способа уточнить эти модальные операторы.
- Вопросом, каковы могут быть воображаемые последствия, если клиент отступит от правила. Например, клиент говорит: «Я должен это сделать». Вы можете спросить: «А что произойдет, если вы этого не сделаете?», или «А зачем вам это делать?» (Последний вопрос требует определенной степени взаимопонимания).
- Анализом смыслового диктата слова «должен», сказав что-то вроде «Да вы только предположите на минутку, что не сделали этого. Что получится?» Если же клиент говорит: «Я не должен этого делать», вы можете уточнить высказывание вопросом: «А что случится, если вы все-таки сделаете это?», или «Кто так считает?»
- Другими вариантами последствий, сказав: «Да вы только предположите, что могли бы... Что получилось бы?»
Модальные операторы основываются на общепринятых обычаях или морали, но вы прислушайтесь, и удивитесь, как часто клиенты употребляют их, чтобы принуждать себя делать или не делать что-то, совершенно им не нужное. Модальные операторы могут также указывать на ограничивающие убеждения. Улавливайте каждый мелькнувший в речи клиента модальный оператор.