Подробнее об основных вопросах
Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.
Данный электронный учебник представляет собой курс дистанционного обучения финансовому менеджменту для студентов экономических факультетов ВУЗов.
Введение
Основные вопросы, рассмотренные в работе
Подробнее об основных вопросах
1. Общие понятия
2. Финансовый механизм функционирования фирмы
3. Базовые категории финансового менеджмента
4. Эффект финансового рычага
5. Эффект воздействия операционного рычага
6. Сопряженный эффект финансового и операционного рычагов
7. Рациональная структура средств предприятия
8. Политика распределения прибыли
9. Инвестиционная политика. Выбор инвестиционного проекта
10. Тактика финансового менеджмента
11. Сочетание (соотношение) стратегии и тактики финансового менеджмента
12. Матрица финансовых стратегий фирмы
13. Финансовое планирование и бюджетирование в фирме
14. Финансовые доходы, не связанные с основной деятельностью фирмы
Заключение
Приложение: порядок определения издержек для принятия финансовых решений
Задачи
Введение
Переход народного хозяйства нашей страны на рельсы рыночного хозяйства требует серьезных изменений в руководстве предприятиями (фирмами). Это касается всех сторон такого рода деятельности. Особая роль в этом процессе принадлежит финансовой составляющей деятельности предприятия, конкретно — управлению финансами.
Область экономической науки, изучающая вопросы движения финансовых ресурсов фирмы, анализирующая такие процессы как “внутри”, так и “вовне” предприятия, на Западе получила название финансового менеджмента. В России этот термин также закрепился за отраслью знания, рассматривающей движение финансовых потоков предприятия. Таким образом, можно говорить, что под финансовым менеджментом в нашей стране понимается та же сфера человеческой деятельности (теоретической и практической), что и на Западе. Однако у нас она имеет свои специфические черты.
Российская экономика не является нормально рыночной. Она — переходная, трансформирующаяся от экономики советского типа к рыночной. В нашей стране существует во многом не сопоставимая с западными стандартами система учета и статистики предприятия. Поэтому “напрямую”, без соответствующей переработки невозможно применить теорию и практику финансового менеджмента западного образца.
Российская же система финансового менеджмента только формируется. Данная работа представляет собой попытку использовать теорию финансового менеджмента с учетом специфики учета и статистики предприятия в России.
Студенты должны быть готовы к тому, что западные стандарты финансового менеджмента могут “не работать” применительно к российским предприятиям. Поэтому работы зарубежных ученых и профессоров и их переводы на русский язык (которых сейчас в нашей стране выпущено достаточно) могут быть использованы в учебном процессе только в ограниченно методическом, но не практическом плане.
Специально следует отметить, что в предложенной работе рассматривается в качестве объекта финансового менеджмента предприятие (фирма), а в качестве мотива деятельности — предпринимательский. Это обуславливает и структуру данного исследования. Анализируются вопросы управления финансами на предприятии, занимающемся предпринимательской, а не спекулятивной деятельностью. Управление же финансами со спекулятивной целью специально не изучается (только ставится эта проблема в заключительной части работы).
Большое место в книге занимает рассмотрение теории принятия финансовых решений фирмой, занимающейся предпринимательской деятельностью. Особое место в связи с этим занимают определение и учет временного интервала, в рамках которого и принимаются ответственные финансовые решения фирмой с учетом стратегической линии поведения предприятия (фирмы).
В исследовании делается попытка “перевести” на язык российского учета и статистики предприятия все категории финансового менеджмента, используются соответствующие количественные примеры, производится интерпретация полученных результатов с учетом российских микро- и макроэкономических реалий.
По мнению автора, овладение общепринятыми инструментами финансового менеджмента и методологией их построения позволит будущим специалистам-менеджерам адаптироваться к любому возможному изменению системы учета и статистики предприятия.
Работа завершается приложениями, где сведены воедино все категории финансового менеджмента, их определения на основе существующей системы учета и статистики предприятия, и списком литературы, которая будет полезной для студентов и позволит глубже разобраться в сложном предмете управления финансами предприятия с учетом российской специфики. Особо, как первый удачный опыт рассмотрения российской практики финансового менеджмента, необходимо выделить монографию Е. С. Стояновой “Финансовый менеджмент”.
Автор выражает благодарность рецензентам доценту М. Н. Рудакову и преподавателю А. В. Кирсановой за интерес, проявленный к рукописи, и высказанные замечания.
Основные вопросы, рассмотренные в работе
1. Общие понятия. Теория фирмы и финансовые решения (максимизация прибыли фирмой в зависимости от типа рынка, эластичности и неэластичности спроса и проч.) Здесь же необходимо говорить не только о максимизации прибыли как цели поведения фирмы, но и закреплении на соответствующем сегменте рынка.
2. Финансовый механизм функционирования фирмы. Алгоритм (финансовый) поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
3. Базовые категории финансового менеджмента. Их “прочтение” с точки зрения существующей в России системы учета и статистики предприятия.
4. Эффект финансового рычага: теория и практика расчета на числовом примере.
5. Эффект воздействия операционного рычага: теория и практика расчета на числовом примере.
6. Сопряженный эффект финансового и операционного рычагов: теория и практика.
7. Рациональная структура средств предприятия (собственные и заемные средства).
8. Политика распределения прибыли (связь с целью фирмы и финансовым алгоритмом поведения предприятия).
9. Инвестиционная политика. Выбор инвестиционного проекта с учетом стратегии развития фирмы.
10. Тактика финансового менеджмента. Финансово-эксплуатационные потребности, способы их сокращения.
11. Сочетание (соотношение) стратегии и тактики финансового менеджмента. Цикл финансовой деятельности фирмы как сочетание решения стратегических и тактических задач.
12. Матрица финансовых стратегий фирмы. Описание всех возможных состояний.
13. Финансовое планирование и бюджетирование в фирме (российская практика).
14. Финансовые доходы, не связанные с основной деятельностью фирмы
Общие понятия
Понятие прибыли с точки зрения экономических и бухгалтерских реалий. Почему фирма желает максимизировать прибыль? Положения, при которых возможно достижение такого положения. Парадоксальность получаемых выводов (четыре возможных положения). Пятое, и правильное, решение поставленной проблемы. Равенство предельного дохода и предельных издержек. Финансовые решения фирмы с учетом реалий рынка (совершенная конкуренция, конкуренция дифференцированных продуктов, олигополия, монополия, рынки, где господствуют потребители (монопсония и олигопсония)). Ценовая политика подробно не рассматривается (это проблема маркетинга). Учет эластичности и неэластичности (сила связи спроса и предложения). Следует сказать и об определенных типах товаров (первой жизненной необходимости, роскоши, плохого качества). Как решается проблема в условиях поставленной цели — не максимизировать прибыль, а закрепиться на известном сегменте рынка? Действует ли здесь принцип максимизации прибыли или нет?
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению конкретных вопросов финансового менеджмента, нам необходимо определиться в некоторых понятиях, которые, на первый взгляд, не относятся непосредственно к поставленным выше проблемам. И первым здесь будет парадоксальный и одновременно очевидный вопрос: что это такое прибыль и зачем она нужна фирме?
Чаще всего прибыль воспринимается как разница между доходами фирмы (выручкой) и совокупными (общими) затратами. Далее (вплоть до 14 пункта) мы будем исходить их того тезиса, что предпринимательская деятельность в различных формах — основа функционирования фирмы. Такое представление вполне ожидаемо и обоснованно. В основе рынка как экономической формы организации хозяйственной деятельности людей лежит постулат — сопоставление затрат и результатов при превышении второго над первым. Конечно, фирма не может быть каким-то исключением. Скорее, наоборот, — фирма, будучи основой экономической деятельности людей (подробнее см. далее), именно так и воспринимает свою деятельность, производя соответствующие сопоставления.
В таком случае высказанное выше кажется вполне обоснованным и очевидным. Но следует признать, что только на первый взгляд. Всегда ли фирму интересует прибыль как таковая? Или для фирмы могут быть более важными другие аспекты деятельности, например, закрепление на каком-то сегменте рынка с последующим его расширением, пусть даже за счет снижения прибыли или неполучения ее в течение какого-то времени? Таким образом, принципиальным становится вопрос о соотнесении затрат и результатов в координатах времени.
Но и сами издержки необходимо рассматривать не столь примитивно. В экономической теории есть понятие вмененных издержек (opportunity costs). Справедливо их также называть альтернативными издержками. Они показывают, что фирма при производстве определенного товара должна отказаться от производства другого товара. Таким образом, экономическими, или вмененными, издержками любого ресурса будут “стоимости при наилучшем из всех возможных вариантов использования”.
Следующим шагом является разделение издержек на внешние и внутренние. Сам термин многое объясняет при определении данных понятий. В первом случае фирма оплачивает другим стоимость факторов производства или какие-то услуги. Во втором — фирма использует собственные ресурсы, не оплачивая их другим экономическим субъектам.
В результате этих манипуляций можно выделить понятия экономической и бухгалтерской прибыли.
Экономическая прибыль — это разница между выручкой (в нашем случае — от основной деятельности, предпринимательства, что представляет собой результат) и вмененными издержками (внешними и внутренними, а также нормальной прибылью, что представляет собой затраты).
Бухгалтерская же прибыль равна разнице между выручкой (результатом) и внешними издержками (затратами).
Вышеприведенные понятия имеют практическое значение для фирмы, так как фирма, работающая в России, подчиняется существующим стандартам бухгалтерского учета, который исходит из концепции внешних (только!) издержек. Фирма же (и финансовый менеджмент не является здесь исключением) должна учитывать и внутренние издержки.
Нормальным с точки зрения любого экономического субъекта будет не просто сопоставление затрат и результатов, а такое сопоставление, при котором разница максимизируется. Фирма может делать это в краткосрочном периоде (стратегия максимизации прибыли в любом отдельно взятом периоде времени) и в долгосрочном (стратегия закрепления на существующем рыночном сегменте с надеждой компенсировать возможные сегодняшние потери за счет возрастания объемов производства и реализации, снижение нормы прибыли компенсируется нарастанием ее массы).
Экономическая наука достаточно точно определила условия, при которых экономический субъект (фирма) может максимизировать свою прибыль. Интересным представляется то, что, пытаясь решить эту задачу напрямую, мы не можем получить научно обоснованный и единственно правильный вывод.
Возможные положения, которые могут стать объектом пристального внимания предпринимателя-практика: 1) объем производства, при котором существует максимально возможная цена, 2) объем производства, при котором максимально используются ресурсы фирмы (при этом в максимальной степени удовлетворяется и спрос на продукцию фирмы), 3) объем производства, при котором удается достичь минимума средних издержек, 4) объем производства, при котором удается достичь максимума выручки.
Эти четыре положения изображены на рис. 1.
Рис. 1. Возможные положения, соответствующие
максимальной прибыли фирмы:
Q1 — положение, соответствующее максимально возможной цене на производимую продукцию,
Q2 — положение полного использования производственных мощностей фирмой,
Q3 — положение, соответствующее минимальным средним издержкам фирмы,
Q4 — положение, соответствующее максимальной выручке фирмы.
Мы видим, что в первом случае фирма имеет небольшую прибыль, но следует заметить, что максимум цены не прибавляет потребителям оптимизма и спрос, который они предъявляют, не столь велик. Данная ситуация не позволяет фирме расширять собственное производство, следовательно, она не может рассчитывать на расширение собственного рыночного сегмента. Более того, высокие цены могут отпугнуть потребителя от продукции данной фирмы и переориентировать его на товары-заменители других фирм.
Во втором случае фирма вообще не получает никакой прибыли. Она имеет чистые убытки. Но ведь это ситуация, при которой фирма максимально использует свой потенциал и максимально удовлетворяет спрос потребителей. Следовательно, не стоит искать максимума прибыли при объемах производства, когда фирма полностью использует свой потенциал и максимально удовлетворяет спрос потребителей. Отсюда можно утверждать, что максимальная прибыль будет достигнута при неполном использовании производственного и прочего потенциала фирмы и неполном удовлетворении спроса потребителей (на последнее утверждение следует обратить особое внимание фирме-производителю при решении и финансовых проблем предприятия).
В третьем и четвертом случаях фирма имеет прибыль (причем боБльшую, чем в первом случае). Но при этом трудно однозначно определить: в каком из двух оставшихся случаев все-таки прибыль будет больше. Таким образом, у предпринимателя остается два варианта действий — или достичь объема производства, при котором средние издержки становятся минимальными, или достичь объема производства, при котором максимальной становится выручка.
В действительности ни один из этих вариантов не позволит предпринимателю максимизировать свою прибыль. Такое положение может быть достигнуто только при объеме производства, при котором равными будут предельные (дополнительные) издержки и предельный (дополнительный) доход от производства определенной порции (партии) продукции. Это наглядно представлено на рис. 2.
Рис. 2. Положение, при котором фирма получает максимальную прибыль (в нашей ситуации — это объем производства продукции, равный QE):
QE — предельные (дополнительные) издержки равны предельному (дополнительному) доходу от производства определенной порции (партии) продукции;
левее QE — дополнительная прибыль от производства единицы продукции больше нуля (MR>MC);
правее QE — противоположная ситуация (MR<MC).
Экономический смыл равенства MC и MR состоит в том, что последующая порция (партия, единица) производимого товара снизит общую прибыль предпринимателя, так как дополнительная единица продукции обойдется предпринимателю дороже, чем он сможет выручить за нее при реализации.
Чем больше предприниматель будет производить при данных условиях, тем больше будет разрыв между затратами и результатом (при превышении первого над вторым).
Таким образом, наш предприниматель должен стремиться достичь объема производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и не превосходить его (рис. 2).
Рассмотренная выше теория и предопределяет решения нашего предпринимателя в финансовой сфере.
Но было бы неверным ограничиться только этим. Рынок — многовариантная реальность. Можно смело утверждать, что существует бесчисленное множество возможных рыночных состояний. Наука выделяет несколько из них, которые поддаются точному определению. Это — совершенная конкуренции (много производителей стандартного товара, когда ни один из них никакого влияния на продажную цену товара не оказывает), полная монополия (один производитель товара, для которого отсутствует товар-заменитель, который определяет продажную цену товара), производство дифференцированной продукции (конкурентная рыночная среда для товара, у которого много различий, заставляющих производителей перемещаться из конкурентной сферы производства (совершенная конкуренция) в сферу реализации, где обостряется борьба за потребителя и его кошелек при сопоставимом качестве производимого товара), олигополия (небольшое количество производителей, которые оказывают влияние на продажную цену пропорционально своей доле в производстве данного товара). Особняком стоят рынки, где господствует потребитель. Это либо монопсония, когда один потребитель определяет продажную цену продукции всех производителей, либо олигопсония, когда несколько потребителей оказывают решающее влияние на уровень продажной цены производителей пропорционально своей доле на рынке.
Финансовые решения предпринимателей самым непосредственным образом связаны с типом рыночного состояния. В условиях несовершенных рынков производитель может максимизировать свою прибыль за счет роста цены (даже при снижающемся объеме производства, последнее связано с поведением издержек). В условиях конкурентных рынков предприниматель стремится достигнуть максимума прибыли при росте производимой продукции (опять важно поведение издержек). При рынках, где господствует потребитель, производителю крайне трудно предопределять условия максимизации собственной прибыли.
Более показательным для понимания алгоритма финансовых решений фирмы является использование аппарата эластичности-неэластичности. Термин, на первый взгляд, сугубо математический, позволяет определить силу связи (причинно-следственной) между экономическими явлениями (процессами). При эластичной причинно-следственной связи мы имеем дело с сильной связью (взаимодействием). При неэластичной причинно-следственной связи речь может идти о слабой связи (взаимодействии).
Такой вывод строится на самом определении эластичности, которая показывает на сколько процентных пунктов изменяется А при изменении В на один процентный пункт. Экономисты говорят об эластичном и неэластичном спросе, об эластичном и неэластичном предложении и проч.
В связи с эластичностью-неэластичностью можно сформулировать несколько правил принятия финансовых решений предпринимателем.
1. При эластичном спросе (>1) предприниматель может наращивать свою прибыль преимущественно за счет увеличения производства, сопоставляя прирост выручки с приростом издержек. В этой ситуации положительный эффект может дать предоставление скидок потребителям, при этом рост выручки больше убытков от снижения цен (см. рис. 3).
2. При неэластичном спросе (<1) предприниматель может наращивать свою прибыль за счет роста цен, сопоставляя дополнительный доход с дополнительными издержками. В этом положении фирма должна быть уверена, что при росте цен потребитель все-таки купит данный товар (здесь положительный эффект от роста цен больше, чем потери от снижения объема производства (см. рис. 3)).
Следует заметить, что сделанные выше выводы не учитывают некоторых аспектов внутренней среды фирмы (мы априори утверждаем, что наши решения оптимальны, что далеко не всегда очевидно для российских фирм). Не учитывается нами здесь и внешняя среда фирмы.
Сформулированные выше правила требуют еще одного уточнения. Самостоятельное значение в экономической жизни, как уже говорилось ранее, имеет время. Трансформируются ли правила, если мы переходим от краткосрочного к долгосрочному временному интервалу? Другими словами, применимы ли данные правила для фирм, которые имеют стратегию закрепления на собственном рыночном сегменте?
Можно достаточно уверенно говорить, что такие фирмы не применяют второе правило, так как при этом возникает угроза потери собственного рыночного сегмента под давлением со стороны товаров-заменителей.
Что касается первого правила, особенно в части предоставления скидок потребителям, то это в наибольшей степени отвечает стратегическим установкам данной фирмы (фирм).
Рис. 3. Стратегия фирмы в зависимости от эластичности спроса
Эффект финансового рычага
Эффект финансового рычага. Возможность получения, экономические механизмы, лежащие в основе. Корректность расчета в современных условиях России (гипотетический вариант и конкретная практика). Эффект финансового рычага: взгляд со стороны предпринимателя и банкира. Два варианта расчета ЭФР, определение средней расчетной ставки процента в условиях инфляции. Дифференциал, плечо финансового рычага (экономический смысл и практическое значение). Роль кредиторской задолженности в расчете условий конкретного привлечения кредита (краткосрочный и долгосрочный периоды).
Современная фирма, действующая в рыночных условиях, исповедует философию сопоставления результатов и затрат при превышении первого над вторым в качестве важнейшего условия собственного существования. Другой формой проявления основного философского постулата деятельности фирмы является повышение эффективности (производства, коммерческой, финансовой деятельности). Следовательно, фирма заинтересована и в росте экономической рентабельности активов, и рентабельности собственных средств (РСС). Последнее представляет собой отношение НРЭИ к собственным активам. Экономически РСС — это эффективность использования фирмой собственных средств. Бухгалтерски эту величину высчитать несложно (НРЭИ нами уже получен, собственные же средства берем из баланса предприятия (не забываем, что речь идет о собственных средствах за определенный период!)). Далее подробнее остановимся как раз на роли РСС в деятельности фирмы.
Замечено, что фирма, которая рационально использует заемные средства, несмотря на их платность, имеет более высокую рентабельность собственных средств. Этому можно дать объяснение, исходя из финансового механизма функционирования фирмы. Рассмотрим простой пример. У нас два предприятия. Первое имеет актив (А) 200, в пассиве (П) — те же 200, и все средства собственные. У второго предприятия А тоже 200, но в пассиве — 100 собственных и 100 заемных средств (в форме банковских кредитов). НРЭИ (для простоты) у обоих предприятий одинаков — 50. Введение в анализ налогов на прибыль ничего не меняет для наших предприятий, так как налоги нужно платить, а с одной величины НРЭИ они также будут одинаковы. Поэтому мы откажемся от налогов (абстрагируемся от них). У первого предприятия РСС равна 50: 200 = 0,25 (25%). Другое же предприятие должно выплатить проценты за кредит, только после этого мы сможем определить РСС. Пусть ставка процента равна 10% годовых. Следовательно, при расчете РСС у второго предприятия будут следующие цифры: (50 — 10) / 100 = 0,4 (40%). Таким образом, РСС у второго предприятия будет выше (хотя оно и использует заемные средства). Это происходит потому, что ЭР>ставки процента (25% и 10% соответственно). Данное явление получило название эффекта финансового рычага. Следовательно, эффект финансового рычага (ЭФР) — это приращение рентабельности собственных средств, получаемое при использовании заемных средств, при условии, что экономическая рентабельность активов фирмы больше ставки процента по кредиту.
Можно утверждать, что
РСС = ЭР + ЭФР или ЭФР = РСС - ЭР (4)
Необходимо отметить, что при расчете ЭР и РСС обязательно учитываются выплаты налога на прибыль. При этом значения ЭР и РСС уменьшатся, а ЭФР откорректируется на величину налога на прибыль. Предлагается читателям самим рассчитать соответствующие значения и убедиться в правоте сказанного.
Как было уже отмечено ранее, ЭФР существует (с положительным знаком) только потому, что экономическая рентабельность активов больше ставки процента. В нашем примере речь шла об одном кредите, поэтому мы не акцентировали внимание на этой стороне проблемы. В действительности же фирма регулярно прибегает к банковским кредитам, причем норма процента, которую она платит, колеблется от одной кредитной сделки к другой. Следовательно, мы должны вести речь не о ставке процента как таковой, а о средней расчетной ставке процента (СРСП):
(5)
И в числителе, и в знаменателе у нас величины за определенный период, которые рассчитываются как среднехронологические значения. Полученные цифры будут отличаться от условий каждой конкретной сделки (если показатель рассчитывается за год, то и издержки по кредитам, и размер получаемых кредитов стоит разнести на год). Может показаться, что мы имеем дело с некоторой условностью, но если предприятие регулярно (а это — правило) прибегает к кредитам банков, то предложенный расчет СРСП вполне корректен. Это справедливо и для случаев, когда предприятие впервые прибегает к использованию кредита. Если кредиты “выходят” за рамки временного интервала, то подход должен быть тем же, так как мы должны рассчитать ЭФР для определенного периода (краткосрочного, квартала, месяца, года). Следует отметить, что финансовый менеджер для определения СРСП должен ознакомиться с условиями всех кредитных сделок, заключенных в данном периоде, а также с теми кредитными сделками, выплаты по которым приходятся на этот период.
Теперь необходимо трансформировать формулу, определяющую эффект финансового рычага:
, (6)
где ЗС — заемные средства, СС — собственные средства, ННП — налог на прибыль.
Или в другом виде:
(7)
Принципиально важно представить эффект финансового рычага в виде произведения двух множителей, так как при этом мы сможем определить, за счет чего можно увеличить ЭФР (за счет разницы между ЭР и СРСП или за счет соотношения заемных и собственных средств).
Следует заметить, что роль дифференциала и плеча в регулировании ЭФР различна. Наращивать дифференциал ЭФР желательно. Это позволит повышать РСС либо за счет роста экономической рентабельности активов, либо за счет снижения СРСП (если первое в руках самого предпринимателя, то второе — в руках кредитора-банкира). Это означает, что предприниматель может оказывать влияние на дифференциал только через ЭР (и такое влияние небезгранично). Необходимо также отметить, что величина дифференциала дает очень важную информацию продавцу заемных средств — банкиру. Если величина дифференциала близка к нулю или отрицательна, то банкир воздерживается от новых кредитов или резко повышает их цену, что сказывается на величине СРСП.
Что же касается плеча ЭФР, то его наращивание за известным пределом представляется просто разрушительным для предпринимателя и фирмы. Значительная величина плеча резко увеличивает риск невозврата кредитов, а следовательно, затрудняет получение новых займов.
Все это наглядно изображено на рис. 5
Рис. 5. Графическое представление возможности привлечения заемных средств фирмой (закрашена область оптимального соотношения заемных и собственных средств)
Теперь мы можем сформулировать некоторые правила, связанные с эффектом финансового рычага.
1. Дифференциал ЭФР должен быть положительным. Предприниматель имеет определенные рычаги воздействия на дифференциал, однако такое влияние ограничено возможностями наращивания эффективности производства.
2. Дифференциал финансового рычага — это важный информационный импульс не только для предпринимателя, но и для банкира, так как он позволяет определить уровень (меру) риска предоставления новых займов предпринимателю. Чем больше дифференциал, тем меньше риск для банкира, и наоборот.
3. Плечо финансового рычага несет принципиальную информацию как для предпринимателя, так и для банкира. Большое плечо означает значительный риск для обоих участников экономического процесса.
Таким образом, мы можем утверждать, что эффект финансового рычага позволяет определять и возможности привлечения заемных средств для повышения рентабельности собственных средств, и связанный с этим финансовый риск (для предпринимателя и банкира).
Сформулированные выше правила позволяют фирме конкретно решать проблему определения величины возможного привлечения кредитов и займов (в краткосрочном периоде и для решения текущих проблем фирмы).
Попробуем рассмотреть конкретный пример.
Возьмем два предприятия А и Б.
А | Б | |
Актив (без кредиторской задолженности) | ||
Пассив | 50 СС + 50 ЗС | 35 СС + 15 ЗС |
НРЭИ | ||
Финансовые издержки | ||
Налог на прибыль |
Какое предприятие может брать кредит и в каком размере для текущей модернизации производства?
А | Б | |
ЭР | 25% | 30% |
ЭР ´ (1-ННП) | 17% | 20,4% |
РСС ´ (1-ННП) | 17,68% | 23,3% |
Плечо рычага | 0,43 | |
ЭФР | 0,68% | 2,9% |
СРСП | 24% | 20% |
Вывод | Существует большой риск, кредит брать нельзя | Существует умеренный риск, фирма может брать кредит при ЭР=1,5 СРСП |
Следует заметить, что имеются оптимальные значения для ЭФР и плеча рычага. Такое значение ЭФР находится на рис. 5 между величинами 1/2 и 1/3 РСС (цифра получена на основании изучения эмпирического материала по хорошо работающим корпорациям Запада).
Рациональная величина плеча рычага на Западе — 0,67. Представляется, что для российской практики эта цифра не подходит, так как в условиях высокой инфляции она имеет тенденцию к росту вследствие ускорения оборота денег (возрастания их скорости). Можно говорить, что для российских фирм в современных условиях оптимальное значение находится в пределах 1,5.
Для нашей задачи берем отношение ЭФР и РСС, равное 1/3, а оптимальную величину плеча рычага — 1,5.
Получаем, что вторая фирма может привлечь дополнительный кредит в сумме (35х1,5)-15=37,5.
Существует и другой способ вычисления, связанный с эффектом финансового рычага. Это — определение силы воздействия финансового рычага (ФР):
(8)
где БП — балансовая прибыль, ЧПА — чистая прибыль на обыкновенную акцию.
Одно важное замечание: финансовые издержки и проценты за кредит — это разные экономические феномены. Первый — шире, так как включает в себя не только выплату процентов, но и погашение текущей задолженности.
Величина силы воздействия финансового рычага достаточно точно показывает степень финансового риска, связанного с фирмой. Чем больше сила воздействия финансового рычага, тем больше и риск, связанный с предприятием, риск невозвращения кредита банку и риск снижения курса акций и падения дивиденда по ним.
Заключение
Все вопросы, поставленные в данной работе, решены. Заканчивая настоящее исследование, важным представляется не подведение итога как такового (это делалось по всем разделам работы в том или ином виде), а определение нерешенных и слабо проработанных проблем финансового менеджмента в применении к российским (во многом очень специфическим) условиям.
Самым главным в данном случае является изменение системы бухгалтерского учета и статистики предприятия, приближение их к стандартам SNA. Разделение учета на непосредственно финансовый, определяющий финансовый результат работы предприятия и налогооблагаемую базу, и управленческий (внутренний) позволит облегчить учетную работу на предприятии и даст менеджерам необходимую экономическую информацию.
Методологическое решение такой задачи позволит технологически получить возможность ежедневного составления баланса предприятия. Из таких мгновенных “фотографий” будет складываться реально описываемый при помощи инструментов финансового менеджмента жизненный цикл фирмы. Возрастет точность финансовых и прочих прогнозов менеджеров предприятия.
Далее следует отметить изменение целевых установок предприятий — переход от решения краткосрочных задач к решению задач долгосрочных. Постановка фирмами проблем именно такого уровня будет служить мощным стабилизирующим фактором макроэкономического порядка, сделает макроэкономическую политику властей более предсказуемой и адекватной, позволит контролировать ожидания экономических субъектов.
Мы считаем, что решение перечисленных проблем превратит финансовый менеджмент из “западной экзотики на российской почве” в реальную теорию и практику хозяйствования и управления финансами предприятия.
Приложение: порядок определения издержек для принятия финансовых решений
Общая концепция издержек в финансовом менеджменте: фирма должна компенсировать ВСЕ свои издержки, связанные с деятельностью всех экономических субъектов, оказывающих воздействие на нее в ходе ее воспроизводства. Следовательно, фирма должна компенсировать не только затраты, связанные с ведением хозяйственной (экономической) деятельности, но и нормальную прибыль. Все элементы прибыли (балансовой) можно представить в виде издержек: выплаты налогов (издержки, налагаемые на фирму государством), дивиденды (издержки с точки зрения менеджеров), затраты на развитие производства (издержки с точки зрения собственников). Центральное понятие финансового менеджмента - нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) строится на данной основе при необходимости соотнесения результата и затрат при превышении в конечном итоге первого над вторым.
Существует следующая классификация издержек:
1. Явные и неявные. Первые - затраты, связанные с приобретением ресурсов на стороне, прямое расходование денежных средств фирмы (тождественны бухгалтерским издержкам), вторые - связаны с использованием фирмой собственных ресурсов (собственник - работник, собственник - арендатор земли, собственник - заемщик капитала). Их иногда в России не совсем справедливо называют вмененными. С одной стороны, их как бы и нет, но при определении издержек мы обязаны все это включать в издержки (упущенная зарплата, упущенная рента, упущенные проценты по капиталу, неявные элементы затрат).
2. Постоянные и переменные. Первые - затраты, не зависящие от объема выпускаемой продукции (амортизация, выплаты процентов по кредитам, арендная плата, оплата коммунальных услуг, заработная плата руководителей), вторые - зависят от объема выпускаемой продукции (прямая зависимость в широком смысле слова, например, с учетом скидок в ценах при закупке больших партий материалов). Сюда следует отнести затраты на основные материалы, сырье, заработную плату основных производственных рабочих. Имеются также промежуточные (переходные) виды издержек - полупеременные, полупостоянные или смешанные. Пример таких издержек - затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Чаще всего их самостоятельно не определяют, присоединяя пропорционально к постоянным и переменным.
3. Имеются издержки, которые нельзя получить из существующей системы бухгалтерского учета. Они рассчитываются.Их необходи