Особенности международной инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
За последнее время инвестиционное законодательство Республики Беларусь подверглось существенным изменениям. Напрямую эти изменения начали действовать в 2014 году, но были приняты в середине прошлого года и стали одним из знаковых событий в области правового регулирования предпринимательской деятельности. На смену Инвестиционному кодексу, действовавшему на протяжении 12 лет и уже не в полной мере соответствовавшему времени, приходят законы от 12 июля 2013 № 53-З «Об инвестициях» и № 63-З «О концессиях». В свете реформирования законодательства об инвестиционной деятельности представляется особенно важным уточнение подхода законодателя к формам или способам осуществления инвестиционной деятельности.
С 24 января 2014 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. №53-З «Об инвестициях». Закон вносит значительные изменения в порядок осуществления на территории Республики Беларусь инвестиционной деятельности, устанавливая правовые основы и основные принципы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь. Закон содержит новое определение понятия «инвестиции», расширенное по сравнению с содержащимся в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. №37-З. Под инвестициями в Законе понимается любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на законном основании, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными этим Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в частности:
· движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты;
· права требования, имеющие оценку их стоимости;
· иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота).
Таким образом, законодательство конкретизирует перечень инвестиций по сравнению с содержащимся в Инвестиционном кодексе понятием, где к инвестициям отнесены только имущество и имущественные права. При этом данный перечень остается открытым. Закон также закрепляет ранее отсутствовавшие в законодательстве принципы осуществления инвестиций: недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, равенства инвесторов при осуществлении инвестиций, верховенства права, добросовестности и разумности осуществления инвестиций, а также защиты нарушенных прав.
Со вступлением Закона в силу отменяется действие большинства разделов Инвестиционного кодекса, в том числе раздела, связанного с регулированием деятельности на территории Республики Беларусь иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Отменяется особый правовой статус, который имели в Республике Беларусь такие организации, в частности:
· объявление уставного фонда не ниже определенного размера и в обязательном порядке в долларах США;
· возможность формировать уставный фонд в течение двух лет с даты государственной регистрации коммерческой организации;
· возможность без дополнительных разрешений принимать на работу в качестве руководителя гражданина иностранного государства.
Ранее Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. «О внешней трудовой миграции» не распространялся на руководителей коммерческих организаций с иностранными инвестициями, их филиалов или представительств, т.е. работать такие руководители могли и без получения специального разрешения на работу. Со вступлением же Закона в силу понятие «коммерческие организации с иностранными инвестициями» в законодательстве будет отсутствовать вовсе. Поэтому теперь инвесторы и (или) коммерческие организации, созданные в установленном порядке с участием инвестора (инвесторов), будут иметь право привлекать в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданств, в том числе не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь по трудовым договорам в соответствии с законодательством Республики Беларусь, т.е. через процедуру получения специального разрешения на работу.
Закон гарантирует иностранным инвесторам наряду с беспрепятственным переводом за пределы Республики Беларусь прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций, также беспрепятственный перевод компенсации в случае национализации или реквизиции имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций.
В соответствии со ст. 12 Закона от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» национализация возможна только по мотивам общественной необходимости и при условии своевременной и полной компенсации стоимости национализируемого имущества и других убытков, причиняемых национализацией. При этом порядок и условия национализации, а также выплаты компенсации стоимости национализируемого имущества и других убытков, причиняемых национализацией, определяются на основании закона о порядке и условиях национализации этого имущества, принятого в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Однако многие эксперты сомневаются в достаточности таких гарантий, предоставляемых инвесторам, и эффективности названных норм для защиты имущества от национализации и реквизиции. Например, Международная финансовая корпорация предлагала включить в закон нормы о порядке оценки и выплаты компенсации инвесторам изъятого имущества. Однако эти предложения не были приняты, т.к. могли противоречить ряду международных соглашений о защите инвестиций, ранее заключенных нашей страной, в которых присутствуют разные формулировки.
За коммерческими организациями с иностранными инвестициями, признававшимися таковыми до вступления в силу Закона, были сохранены некоторые привилегии. Так, они были вправе:
· использовать в своих наименованиях слова, указывающие на участие иностранного инвестора (иностранных инвесторов), до выхода последнего (последних) из состава участников коммерческой организации;
· сформировать уставный фонд в размере, указанном в уставе (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в течение двух лет со дня вступления в силу Закона в случае, если уставный фонд не был сформирован в указанном размере на дату вступления в силу Закона;
· изменить размер уставного фонда, указанный в уставе (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), но не ниже минимального размера, установленного законодательством Республики Беларусь, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
Законом закреплен также порядок разрешения споров между инвестором и Республикой Беларусь. Споры, возникающие при осуществлении инвестиций, разрешаются в досудебном порядке путем проведения переговоров, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь. Если спор не урегулирован в течение трех месяцев путем проведения переговоров, он разрешается в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Споры между Республикой Беларусь и иностранным инвестором, не отнесенные к компетенции судов Республики Беларусь и не разрешенные в течение трех месяцев путем проведения переговоров, по выбору иностранного инвестора могут быть разрешены также:
· в арбитражном суде, учреждаемом для разрешения каждого конкретного спора согласно Арбитражному регламенту Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), если стороны спора не согласятся на иное;
· в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) в случае, если этот иностранный инвестор является гражданином или юридическим лицом государства — участника Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств от 18 марта 1965 года.
Правовой режим белорусских и иностранных инвестиций, условия деятельности белорусских и иностранных инвесторов становятся равными. Тем не менее, стоит отметить некоторые негативные моменты:
· существующая эклектичность нормативно-правовых актов в сфере инвестиций ведет к запутыванию инвестора, а нынешний закон создает ещё большее поле для президентского регулирования и, поэтому, дробление вероятно продолжится в виде принятия Декретов и Указов, которые будут разъяснять положения Закона. Кроме того, нужно учитывать, что Инвестиционный кодекс является всё-таки актом более высокого порядка, хотя бы по наименованию, пусть даже на практике он и не играл роли, которую, к примеру, играет Налоговый кодекс в налоговом праве. Закон содержит всего 29 статей, многие из которых не слишком содержательны, некоторые носят полностью отсылочный характер;
· удаление коммерческих организаций с иностранными инвестициями (КОИИ) не лучшим образом скажется на правовом статусе иностранного инвестора. Хотя большая часть льгот для КОИИ была отменена уже достаточно давно, данный статус дает некоторые, пусть и не такие значительные как раньше преференции. Ведь даже такие небольшие преференциальные изъятия для КОИИ как особый порядок создания, ликвидации, отсутствие необходимости для директора получать специальное разрешение на работу давали инвесторам возможность почувствовать особое к ним отношение со стороны белорусского государства;
· закон не перечисляет среди инвесторов иностранные государства и их административно-территориальные единицы. Потому теперь вопрос о статусе инвестора для таких субъектов будет ставиться под сомнение при отсутствии международно-правового регулирования;
· ранее компанию с иностранными инвестициями можно было ликвидировать только по двум основаниям: или участники приняли такое решение, или в судебном порядке, в случае очень грубых систематических нарушений законодательства Беларуси. Сейчас же все компании лишены статуса компаний с иностранными инвестициями, поэтому они могут быть ликвидированы также и по инициативе регистрирующего органа.
Закон "О концессиях" вступил в силу в Беларуси с 1 января 2014 года. Документ состоит из 40 статей и с 26.01.2014 г. призван заменить ст. 49-76 ИК РБ, относящиеся к концессиям. Как определено в ст. 3 закона, "объектами концессии могут являться объекты, составляющие в соответствии с Конституцией РБ исключительную собственность государства (недра, воды, леса), объекты, находящиеся только в собственности государства, виды деятельности". Конкретный их перечень определен в Законе РБ от 15.07.2010 г. "Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства".
[1] Инвестиции как экономическая категория, отражает взаимодействие экономических субъектов по поводу формирования, обмена, использования и регулирования потоков вложений капитала в денежной форме в экономические активы с целью обеспечения непрерывности воспроизводственного процесса, получения дохода или социального эффекта, экономического роста.
[2] Keller and Yeaple: Multinational Enterprises, International Trade, and Productivity Growth: Firm Level Evidence from the US; NBER, No 9504, February 2003
[3] В начале ХХ века многонациональных компаний насчитывалось всего около 100.