Политика стимулирования экспорта инвестиций
Политика стимулирования вывоза прямых инвестиций за рубеж, или экспорта прямых инвестиций – это часть внешнеинвестиционной политики современного государства. Появление такого рода системы государственного регулирования оттока капитала из страны неслучайно и продиктовано эффектами глобализации мировой экономики.
Потребность в формировании специального комплекса мероприятий по содействию национальным инвесторам в их стратегии вывоза капитала в форме прямых и портфельных инвестиций первоначально возникла в капиталоизбыточных странах в 80-х гг. ХХ века. Для стран-доноров инвестиций вывоз капитала в предпринимательской форме дает возможность увеличить объем доходов компаний, имеющих филиалы на мировом рынке. При благоприятном инвестиционном климате в принимающих капитал странах такие компании имеют больше возможностей для развития и модернизации производства, чем на родине. Поэтому инвестирование за рубежом для многих компаний является элементом стратегии развития и укрепления конкурентоспособности.
Однако существует мнение, что вывозится не избыточный капитал, а тот, который мог бы с успехом применяться у себя в стране. Противники экспорта прямых инвестиций считают, что последние ведут к снижению уровня занятости внутри страны, поскольку увеличение оттока капитала должно уменьшать занятость, так как вывозится внутренний производственный потенциал. Поэтому отток капитала в форме инвестиций часто рассматривается как упущенные возможности экономического роста национальной экономики страны и расценивается как форма «бегства капитала».
Однако главные социально-экономические показатели основных стран-доноров этого не подтверждают. Напротив: в течение 1996—2000 гг., например, в США, Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Швейцарии и многих других странах-членах ОЭСР наблюдался рост ВВП, занятости и национальной инвестиционной активности наряду с рекордным ростом экспорта прямых инвестиций.
Страны-доноры, стимулируя вывоз прямых инвестиций, добиваются следующих положительных последствий для национальной экономики:
- рост конкуренции между предприятиями;
- увеличение национального продукта за счет доступа к зарубежным рынкам и ресурсам;
- новые возможности для роста экспорта товаров;
- обеспечение дохода в форме технологий и прибыли.
Политика по содействию зарубежным инвестициям как самостоятельный сегмент внешней политики развивается в следующих направлениях: внешнеинвестиционная либерализация, содействие зарубежным прямым инвестициям через международные соглашения, а также стимулирование зарубежных инвестиций.
Первое направление – это либерализация вывоза прямых инвестиций, или ослабление и даже полная ликвидация ограничений на экспорт капитала.
Развитые страны стали отказываться от многих ограничений на вывоз капитала за рубеж уже в 80-х гг., однако многие развивающиеся и страны с переходной экономикой еще значительно ограничивают отток инвестиций в рамках политики регулирования и контроля капитала. Только некоторые динамично развивающиеся рынки Азии (Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Малайзия, Индия) демонстрируют последовательную политику поощрения вывоза капитала, начиная с 90-х гг.
Второе направление политики стимулирования вывоза инвестиций заключается в содействии зарубежным прямым инвестициям через интенсификацию процесса заключения двусторонних и региональных инвестиционных соглашений (в рамках ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР), а также двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения.
Третье направление политики по стимулированию вывоза инвестиций осуществляется с помощью целенаправленных мероприятий по продвижению и поощрению зарубежных инвестиций. Большинство развитых стран и некоторые развивающиеся проводят активную политику по продвижению зарубежных инвестиций через специальные программы. Несмотря на то, что конкретное их содержание отличается между странами, тем не менее, методы продвижения можно объединить в три группы:
- информационная и техническая помощь;
- финансовая поддержка и налоговые льготы;
- страхование инвестиций и обеспечение гарантий.
Программы по информационному обеспечению и технической помощи национальным инвесторам, инвестирующим за рубежом, включают:
- обеспечение общей информацией по географическим, экономическим и правовым условиям в принимающих капитал странах;
- исследования по определенным сегментам рынка и предоставление информации по специфике инвестиционных возможностей;
- сбор данных по национальным компаниям, которые заинтересованы в инвестировании за рубежом;
- проведение конференций, организация командировок (миссий) в страну, которая является потенциальным получателем инвестиций, а также другие программы активного информирования по инвестиционным возможностям стран-реципиентов потенциальных инвесторов посредством, например,
o командирования в развивающуюся страну представителей власти и руководителей предприятий из развитых стран, или
o направления представителей власти и руководителей предприятий из развивающихся стран в индустриально-развитую страну;
- непосредственное доведение информации об инвестиционных возможностях за рубежом до потенциальных инвесторов (matchmaking);
- реальные исследования и проекты развития для реализации инвестиционных возможностей на зарубежных рынках.
Финансовая поддержка со стороны государства национальным компаниям предоставляется в форме грантов, кредитов и участия в акционерном капитале. Правительственные структуры могут финансировать целый проект или отдельные стадии инвестиционного процесса, такие как предварительные исследования, разработка проекта и его реализация.
Кроме того, финансирование как целого проекта, так и его отдельных стадий может быть полным или частичным, а также возвратным или безвозвратным. В любом случае перед осуществлением финансовой поддержки соответствующими министерствами и ведомствами проводятся исследования с целью определения формы, объема, стадий и сроков финансирования. Если необходимо, рассчитывается размер компенсации финансирования после выполнения проекта. Такие исследования, или экспертиза, состоят из последовательной цепи мероприятий, начиная с проверки правильности построения бизнес-плана, обсуждения с менеджментом компании-заявителя стратегии выполнения проекта, расчета экономической и социальной эффективности, заканчивая его мониторингом.
Государственная финансовая поддержка приобретает особую важность для малых фирм с ограниченным опытом в инвестировании за рубежом и ограниченными финансовыми средствами. Например, на стадии развития и запуска проекта за счет государственных средств может проводиться подготовка контрактов, адаптация технологий и обучение штата компании в стране-реципиенте.
Правительства стран-доноров инвестиций устраняют также фискальные барьеры для зарубежных инвестиций, в особенности с помощью двусторонних соглашений между странами о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций. Кроме того, могут даже предоставляться и прямые налоговые льготы для компаний, инвестирующих за рубежом.
Большинство развитых стран учреждают программы по страхованию и гарантированию инвестиций в странах-реципиентах. Это специальные программы, которые страхуют некоммерческие и коммерческие риски заграницей для стимулирования зарубежных инвестиций. В число некоммерческих рисков входит: экспроприация, война, гражданские волнения и беспорядки. Некоторые программы страхуют также прекращение договора о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций со стороны правительства принимающей страны.
Необходимо отметить, что значительная часть программ по страхованию и гарантированию инвестиций за рубежом покрывает некоммерческие риски инвестирования в странах-реципиентах и только их небольшая часть включает коммерческие риски.
Условием осуществления этих программ для развивающих стран и стран с переходной экономикой являются одобрение национального правительства страны-реципиента и значительное влияния на экономическое развитие принимающей страны.
Структура схем по страхованию и гарантированию инвестиций различна: одни связаны с инвестициями в определенные страны, в то время как другие не привязываются к конкретным направлениям инвестиций, но требуют, чтобы защищаемые инвестиции увеличивали экономические и социальные выгоды в как в стране-экспортере, так и в принимающей капитал стране.