Счетная палата видит недостатки казначейского сопровождения бюджетных средств

Счетная палата видит недостатки казначейского сопровождения бюджетных средств

Ноябрь 25, 2016 12:45 дп

   

Минфин отчитался перед президентом Владимиром Путиным о внедрении в 2016 г. новоиспеченного механизма казначейского сопровождения средств федерального бюджета.

По оценкам министерства, денежки стали расходоваться эффективнее, дебиторская задолженность перестала вырастать, доложил министр финансов Антон Силуанов Путину на его встрече с правительством, переход на казначейское сопровождение госконтрактов позволил аккумулировать бюджету 250 млрд руб. А эффективное управление бюджетными денежками позволило государству заработать в 2016 г. около 80 млрд руб., ликовал он.

Но казначейское сопровождение нуждается в доработке, сказала председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, пока под него угодило только 30% из тех бюджетных денег, которые в принципе могли бы распределяться таким манером. Кроме того, по словам Голиковой, бизнес научился обходить новоиспеченный механизм Минфина.

Получатели субсидий начали менять их механизм – субсидия фактически сделалась компенсацией уже понесенных затрат, продолжала Голикова. Отчеты об использованных оружиях зачастую не содержат информации, которая подтвердила бы, что расходы целесообразны, а порой в них просто ошибки, подчеркнула Голикова. Если раньше независимые бюджетные средства лежали на счетах головной компании, указывает она, то после вступления казначейского сопровождения деньги спустились на счета «дочек» или субподрядчиков, удалились от казначейского сопровождения.

А еще сократились авансы при госзакупках. Счетная палата проанализировала закупки медтехники и вертолетов, повергла пример Голикова: где есть авансирование, там снижение начальной максимальной стоимости от 3 до 6%; где его нет – от 0,007 до 0,5%. По некоторым контрактам, где авансирование снимается, торги не подают экономии, сетует она: «Скорее всего это превратится в тенденцию».

Труд без аванса соответствует мировой практике – когда есть госконтракт, можно взять кредит и закупить все необходимое, сообщает заместитель руководителя Федерального казначейства Станислав Прокофьев. Для страны это лучше, чем авансировать направо и налево, а потом эти деньги зависают или пропадают, находит он.

В 2017–2019 гг. Минфин обещает расширить казначейское сопровождение бюджетных субсидий и инвестиций, размашистее применять казначейские аккредитивы (пока работает только на гособоронзаказе).

В 2016 г. было так именуемое простое казначейское сопровождение, а в 2017 г. будет тестироваться экспериментальное расширенное, повествует Прокофьев: это будет не только анализ документов об исполнении контракта, но и выезд ревизоров на объекты, контрольные осмотры, обмеры. В немало далекой перспективе – создание в казначействе двух лабораторий, где будут исследовать составы материалов, растворов, асфальта и проч., разъяснил Прокофьев. В 2017 г. выезжать будут выборочно, чтобы отработать процедуру, а дальней правительство установит критерии объектов, на которые выезжать непременно, заключил он

Казначейское сопровождение для поставщиков создает проблемы: это подневольность от третьей стороны, когда за каждую неверную запятую поставщик рискует получить заминку оплаты, говорит гендиректор Центра размещения госзаказа Александр Строганов.

От казначейского сопровождения могут удалиться – раздробить лот на более мелкий, отказаться от аванса, разбив при этом выполнение контракта на этапы и выплатив завуалированный аванс вскоре после основы выполнения работ, рассуждает он.

Правительство РФ приостановило действие казначейского контроля для закупок

22.03.2017 09:22

© Reuters. Правительство РФ приостановило действие казначейского контроля для закупок

Правительство РФ приостановило действие казначейского контроля для закупок в соответствии с законом "О контрактной системе" (44-ФЗ), следует из сообщения на сайте госзакупок.

Соответствующим правительственным постановлением (текст документа доступен на сайте госзакупок, но еще не опубликован на сайте правительства РФ) приостановлено действие двух положений Правил осуществления контроля (за осуществлением госзакупок - ИФ), которые касаются размещения заказчиками контролируемой информации и ее проверки органами контроля (Федеральное казначейство) в Единой информационной системе (ЕИС) в области закупок.

Срок приостановления действия этих положений установлен для федеральных заказчиков до 1 января 2018 года, а для региональных и муниципальных - до 1 января 2019 года.

Предложение о приостановлении действия казначейского контроля (начал действовать с 1 января текущего года) было подготовлено Минэкономразвития в январе текущего года.

Как сообщалось, с начала текущего года в ЕИС начали действовать шесть новых контрольных процедур, которые носят блокирующий характер. То есть, без проверки и одобрения Федеральным казначейством, например, планов и планов-графиков закупок заказчики не могут проводить закупочные процедуры.

По данным Минэкономразвития, процесс казначейского контроля пока полностью автоматизировать не удалось и на начало марта 61% заказчиков федерального и субъектового уровней не смогли утвердить планы закупок и планы-графики закупок.

Минэкономразвития направляло в январе в правительство РФ письмо с предложением оперативно приостановить до 1 января 2018 года блокирующее действие казначейского контроля.

"Предложение пролежало в правительстве месяц - и нам его вернули с резолюцией, что оно недостаточно обосновано, - говорил заместитель министра экономического развития Евгений Елин в начале марта. - То есть, зачем это (приостановка действия контрольных процедур) нужно".

"Предварительно с Минфином проговорили этот вопрос и предложили сохранить план-график закупок на текущий год, а план закупок - на последующие годы, - отмечал в свою очередь директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов. - В дальнейшем предложили внести изменения в 44-ФЗ - из шести видов контроля оставить только два - проверку казначейством информации на лимиты с сохранением блокирующего характера (т.е. речь идет о проверке планов госзаказчиков по закупкам в привязке к их бюджету) и проверку информации по контрактам".

В свою очередь Минфин в конце февраля направил в правительство РФ проект правительственного постановления о приостановке до 1 января 2019 года двух нововведений в работе ЕИС. Одно из них - контроль планов и планов-графиков закупок, а другое - проверка достоверности информации, вносимой заказчиком (регионального и муниципального уровней) в реестр контрактов.

"В целях повышения устойчивости функционирования ЕИС на текущем этапе также считается целесообразным изменить нормы с предварительного запретительного контроля на последующий уведомительный, - отмечалось в предложении Минфина РФ. - Указанные поправки значительно сократят административную нагрузку на осуществление закупочных процедур".

Эти инициативы как Минэкономразвития, так и Минфина связаны с тем, что участники бюджетной системы РФ испытывают трудности при работе с ЕИС, обусловленные вступлением в силу ряда нововведений в области закупок - в том числе казначейского контроля.

Из-за этих нововведений в декабре прошлого - в январе текущего года госзаказчики столкнулись с проблемами при работе с ЕИС, что привело к значительному сокращению числа объявленных в январе закупок (в 7 раз). С 1 января значительно выросло число заказчиков, которые должны проводить закупки по 44-ФЗ. К ним добавились почти все ФГУПы. Это значительно увеличило нагрузку на систему (новые пользователи), усложнило ее новыми процедурами (публикация планов и планов-графиков), которые разработчику (компания "Ланит") пришлось в короткий промежуток времени (некоторые решения по ЕИС принимались правительством РФ в конце декабря) прописать в системе, что сказалось на ее работоспособности.

Проблемы с работой ЕИС побудили субъекты РФ (в частности, московские власти) и игроков рынка выступить с предложениями, направленными на улучшение работы системы. В них речь шла об использовании региональных закупочных систем и аккредитованных электронных торговых площадок (ЭТП) для разгрузки ЕИС. То есть, первичная информация по закупкам должна собираться и обрабатываться на региональных площадках. При этом в ЕИС собранные пакеты данных будут поступать на регистрацию и анализ - с системы предлагается снять задачу по обработке и "пакетированию" первичной информации о закупках.

Инициативы субъектов РФ и игроков рынка поддержки в правительстве РФ не получили.

Правительство РФ приостановило действие казначейского контроля для закупок

Экономика, 17 апр, 14:02 38 918
Медведев отобрал у Минэкономразвития контроль за госзакупками
Связанные с определением правил проведения закупок для государственных нужд полномочия переданы правительством Минфину
Дмитрий Медведев (Фото: Gali Tibbon / Reuters)

Глава правительства России Дмитрий Медведев подписал постановление, которым полномочия в сфере госзакупок переданы от Минэкономразвития Минфину.

Постановление, опубликованное в понедельник на портале правовой информации, вносит поправки в несколько ранее принятых правительством документов, в том числе в выпущенное в 2013 году постановление «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В предыдущей редакции этого постановления федеральным органом по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд было названо Министерство экономического развития. В обновленной версии этот статус закреплен за Министерством финансов, которому переданы и необходимые полномочия.

Соответствующие изменения внесены новым постановлением и в положения о Минэкономразвития и о Минфине.

«Надеюсь, это действительно позволит консолидировать все в одних руках. Когда один ответственный, гораздо проще выстраивать работу. Как минимум есть с кого спросить», — сказал Медведев на совещании с вице-премьерами в понедельник.

Разработанный Минфином проект постановления правительства, лишающего Минэкономразвития права определять государственную политику в сфере госзакупок, был опубликован в конце февраля 2017 года. В пояснительной записке к документу отмечалось, что решение о разработке такого проекта было принято на совещании у курирующего госзакупки первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова. До этого, как сообщал РБК, Шувалову написал письмо министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов, предложив «передать Минфину в полном объеме полномочия по выработке госполитики <...> в сфере госзакупок». При госзакупках тратятся деньги бюджета, а значит регулировать их надо Минфину и, следуя принципу одного окна, ему же отдать регулирование закупок госкомпаний, считает Абызов. «Эффективность контроля повысится, конкуренция на торгах вырастет, а цены, наоборот, снизятся», — сказал в понедельник Абызов.

В середине февраля 2017 года стало известно о решении передать Минфину и подконтрольному ему Федеральному казначейству контроль над работой Единой информационной системы госзакупок (ЕИС).

«До настоящего времени полномочия по развитию ЕИС распределялись между двумя нашими макроэкономическими ведомствами — Минэкономразвития и Минфином. Но, по мнению наших коллег из правительства и аналитиков, такое распределение сейчас уже не является оптимальным. Мы договорились, и я подписал два постановления правительства, которые определяют Федеральное казначейство в качестве единого федерального органа, который отвечает теперь за информационную систему государственных закупок. Второй документ передает Минфину, центральному органу, которому подчинено Казначейство, всю полноту полномочий по выработке политики в сфере контрактной системы», — заявил в понедельник Медведев.

Согласно данным портала госзакупок за 2015 и 2016 годы, госпредприятия и ведомства ежегодно тратят на закупки для своих нужд по 6,4 трлн руб.
Автор: Евгений Калюков.
Теги: Дмитрий Медведев

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/economics/17/04/2017/58f49d699a7947ac57fe924d?from=main

_____________________________________________________________________________

Итак :

Сложившаяся экономическая ситуация в России способствовала реформированию системы финансовых органов, более четкому разграничению компетенции этих органов, деятельность которых, отчасти, дублировалась или отсутствовало ясное разграничение компетенции.

В условиях бюджетного дефицита и, вместе с тем, необходимости развития предпринимательства усиливается и реформируется государственный финансовый контроль и аудит. Денежные потоки на государственное финансирование/софинансирование и иную косвенную финансовую поддержку, которые предоставляются юридическим лицам в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных контрактов, нуждаются в более эффективном мониторинге и расходовании. Как отметила Председатель Счетной палаты Голикова Т.А. в своем докладе 28 января 2015 г., объем дебиторской задолженности за счет федерального бюджета приблизился к 4 трлн. руб., что свидетельствует об отвлечении значительных бюджетных средств без достижения целевых показателей и снижению эффективности исполнения бюджета.

Активизация деятельности Федерального казначейства в части сопровождения государственных контрактов и реализация переданных упразднением Росфиннадзора полномочий должны повысить уровень законного и целевого расходования бюджетных средств, что, в свою очередь, должно способствовать развитию предпринимательской деятельности и укреплению экономической платформы.

Основной проблемой массовой растраты целевых денежных средств, по мнению государственных органов и субъектов предпринимательства, являетсяфрагментарность государственного финансового контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета.

В качестве «эксперимента» в ФЗ № 384-ФЗ от 1 декабря 2014 г. «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017» и Постановлении Правительства РФ № 1563 от 27 декабря 2014 г. предусматривался новый механизм финансового контроля Федеральным Казначейством РФ.

Целями казначейского сопровождения являются:

- Обеспечение прозрачного движения целевых бюджетных средств.

- Непрерывность финансового контроля расходования бюджетных средств.

- Развитие экономики посредством доведения бюджетных средств до намеченного сектора экономики.

- Своевременное исполнение договорных обязательств.

- Повышение дисциплины заказчиков и исполнителей.

Объект контроля :

Лицами, несущими обязанность открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства, являются: участники бюджетного процесса, казенные учреждения, а также бюджетные и автономные учреждения – не участники бюджетного процесса (такое право было предоставлено также Государственной компании «Российские автомобильные дороги»).

Казначейское сопровождение в 2015 г. было определено в отношении следующих контрактов:

- Государственных контрактов, в соответствии с которыми сумма контракта превышала 1 миллиард рублей, в которых был предусмотрен авансовый платеж, а также, если государственный контракт не был заключен в рамках реализации государственного оборонного заказа и не требовал банковского сопровождения. Также в отношении государственных контрактов, сумма которых менее 1 миллиарда рублей, но в условиях которых предусмотрены авансовые платежи в пределах 30%-80% от суммы контракта.

- Если казначейское сопровождение этого государственного контракта прямо предусмотрено в нормативном правовом акте.

- Государственных контрактов, не обеспеченных исполнением (Постановление Правительства РФ № 199 от 6 марта 2015 г.).

Казначейское сопровождение 2015 г. вызывало множество вопросов, связанных с порядком и механизмом реализации полномочий этой части ввиду отсутствия ясной и системной регламентации, вследствие чего механизм казначейского сопровождения не получил широкого и должного применения. Между тем, государственными органами этот механизм получил положительную оценку, ввиду чего было принято решение о введении его в БК РФ и иные законодательные акты на постоянной основе. Соответствующих изменений в БК РФ не внесено, однако казначейское сопровождение регламентировано ФЗ № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», Постановлении Правительства РФ № 70 от 4 февраля 2016 г. и иными подзаконными актами.

Изменения 2016 г.

Казначейское сопровождение, закрепленное в ст. 5 ФЗ № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», в значительной степени отличается от «экспериментального» 2015 г.:

- в первую очередь, расширен перечень государственных контрактов, в отношении которых устанавливается казначейское сопровождение;

- изменены критерии относимости контрактов к сопровождаемым. В частности, снижен порог сопровождаемых контрактов с 1 миллиарда рублей до 100 миллионов рублей, что существенно расширяет перечень сопровождаемых контрактов. В отношении большинства государственных контрактов вовсе отменен ценовой порог. В соответствии с ФЗ № 359-ФЗ в 2016 г.

Казначейскому сопровождению подлежат:

- Соглашения о предоставлении субсидий юридическим лицам, государственным корпорациям, Государственной компании «Российские автомобильные дороги».

- Контракты о поставке товаров, работ, услуг между юридическими лицами, получающими субсидии/бюджетные инвестиции/взносы в уставные (складочные) капиталы, и юридическими лицами – исполнителями по контракту, если источником финансового обеспечения являются бюджетные субсидии/ бюджетные инвестиции/ взносы в уставные (складочные) капиталы, и контракт не предусматривает авансовых платежей. Казначейскому сопровождению подлежат так же аналогичные контракты, заключаемые в целях исполнения контрактов, обозначенных в этом пункте.

- Контракты о поставке товаров, работ, услуг, цена которых превышает100 миллионов рублей, при этом контракт не заключен в рамках государственного оборонного заказа, не требует банковского сопровождения и предусматривает авансовые платежи. Контракт подлежит сопровождению и в том случае, если контрактом предусмотрена множественность на стороне исполнителя (соисполнители).

- Договоры о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, основным финансовым источником которых являются бюджетные инвестиции и субсидии.

-Контракты, заключенные в 2015 г., сумма которых превышает 1 миллион рублей, если условия об исполнении авансовых платежей не исполнены на дату 1 января 2016 г. Также сопровождение требуют контракты, заключенные в целях исполнения контрактов, обозначенных в этом пункте.

В целях реализации полномочий по сопровождению государственных контрактов было принято Постановление Правительства РФ № 70 от 4 февраля 2016 г., также утвержден Приказ министерства финансов № 213н от 25 декабря 2015 г. Кроме того, было опубликовано совместное Письмо Министерства финансов РФ и Федерального казначейства РФ № 02-03-08/19065, № 07-04-05/05-243 от 4 апреля 2016 г. «О казначейском сопровождении государственных контрактов, контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг» (далее – Письмо).

Согласно Письму Приказом № 213н от 25 декабря 2015 г. предоставлено два альтернативных способа санкционирования операций, применение каждого из которых определяет Министерство финансов РФ.

В первом случае перечисление средств на основании платежного поручения юридического лица происходит в обязательном сопровождении Сведений о направлениях расходования целевых средств на 2016 г. на основании решения Министерства финансов РФ.

Во втором случае, соответственно, санкционирование операций не требует Сведений о направлениях расходования целевых средств на 2016 г. При этом остается неясным вопрос о том, на чем должен основываться выбор Министерства финансов РФ, поскольку от этого зависит объем контроля Федеральным казначейством РФ и предмет его сопровождения.

Остаются открытыми множество вопросов, волнующих, в первую очередь, юридические лица, связанные с возможностью инициирования по результатам казначейского сопровождения административного производства, эффективностью механизма сопровождения государственных контрактов, относимости обязанности по открытию лицевых счетов аффилированными лицами, сроками и санкциями в процессе казначейского сопровождения.

После удачного, по мнению Министерства финансов РФ, применения казначейского сопровождения в 2015 г. «в пилотном режиме» было принято решение о введении института казначейского сопровождения также в ФЗ № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. (о гос. закупках) ч. 5 ст. 99, которая вступает в силу 1 января 2017 г. и предусматривает контроль Федеральным казначейством в сфере закупок (аналогичная конструкция обсуждается для введения в ФЗ № 223-ФЗ от 18 июля 2011г.).

Так, Федеральное казначейство уполномочено осуществлять контроль за информацией об объеме финансирования, идентификационных кодах закупок, о планах-графиках, а также за самим протоколом определения поставщиков и информации, содержащейся в нем, условиям контракта. В случае выявления нарушений законодательства орган Федерального казначейства РФ направляет в течение 3 рабочих дней со дня получения сведений для согласования протокол с выявленными нарушениями субъекту контроля, который должен устранить нарушения и пройти повторный контроль. Подконтрольный объект (информация) не подлежит опубликованию в информационной системе до момента устранения нарушения законодательства. Постановлением Правительства РФ № 1367 от 12 декабря 2012 г. утверждены Правила осуществления контроля, предусмотренные ч. 5 ст. 99 ФЗ 44-ФЗ 5 апреля 2013 г.

Ужесточение контроля в сфере гос.закупок и гос.контрактов, по большей мере, имеет положительный эффект, однако, к примеру, с 2016 г. стало невозможным извлечение прибыли от выделенных, но не израсходованных бюджетных целевых средств посредством открытия вкладов, вложения в ценные бумаги и иных способов.

ПРИКАЗ

От 29 мая 2014 года N 106

Об утверждении Регламента проведения Федеральным казначейством ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд

(с изменениями на 3 апреля 2017 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Казначейства России от 3 апреля 2017 года N 70.
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст.1652; N 52 (часть I), ст.6961) и пунктом 4 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 89 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 7, ст.683; N 12, ст.1290),

приказываю:

1. Утвердить Регламент проведения Федеральным казначейством ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд (далее - Регламент) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Установить, что подпункт "в" пункта 4 Регламента вступает в силу с 1 июля 2014 года, подпункты "б", "д", "е" пункта 4 Регламента вступают в силу с 1 января 2016 года, пункт 7 Регламента вступает в силу с 1 января 2017 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства А.Ю.Демидова.


Руководитель
Р.Е.Артюхин

Предмет проверки

Читать далее

Плановые проверки

Читать далее

Внеплановые проверки

Читать далее

Результаты проверок

Читать далее

Финансовый контроль

Казначейство России и аналогичные региональные и местные органы проверяют заказчиков и других субъектов контроля в отношении:

  • правил нормирования закупок, а также их обоснованности;
  • определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта;

Читать далее

Ведомственный контроль

Помимо контрольных органов, порядок планирования и проведения закупок подведомственными заказчиками могут проверить вышестоящие организации.

Читать далее

Контроль заказчиком

Заказчик также должен контролировать то, как поставщик (подрядчик, исполнитель):

  • исполняет условия контракта;
  • привлекает субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Читать далее

Общественный контроль

Для борьбы с коррупцией и другими злоупотреблениями в сфере закупок граждане и общественные объединения (общественные контролеры) вправе проводить общественный контроль. В их полномочия входят:

  • подготовка предложений в части совершенствования законодательства о закупках;

Внимание: В рамках реализации программы общественного контроля в сфере закупок стартовал проект «Общественный народный фронт "За честные закупки"». Данный проект реализован на сайте zachestnyezakupki.onf.ru и представляет собой сервис по поиску информации о закупках, размещенных с нарушениями и признанных сомнительными. Кроме того, с помощью сервиса можно напрямую отправить жалобу в ФАС России.

Читать далее

Контроль на разных уровнях

На Федеральное казначейство возложено полномочие по контролю, предусмотренное частью 5 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ.

Начиная с 1 января 2017 года мы будем осуществлять контроль за соответствием информации, содержащейся в планах-графиках, планах закупок, протоколе и проекте контракта, размещаемых в ЕИС, утвержденным и доведенным до заказчика ключевым финансовым показателям. В отношении федеральных заказчиков этот контроль будет проводиться в автоматическом режиме посредством взаимодействия ЕИС с подсистемой «Управление закупками» ГИИС «Электронный бюджет». Он позволит минимизировать риски возникновения кредиторской задолженности при исполнении обязательств по оплате контрактов.

Подчеркну, что начиная с 1 января 2017 года документы о закупках в ЕИС могут быть размещены только после проведения контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99. Извещение о проведении закупок и документация о закупке не будут публиковаться, если они не соответствуют плану-графику закупок и финансовым показателям, доведенным до заказчиков. При этом подготовка и направление на размещение в ЕИС всех документов по закупкам будут осуществляться федеральными заказчиками в подсистеме «Управление закупками» ГИИС «Электронный бюджет».

Что касается региональных и муниципальных заказчиков, то у финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований будет выбор — самостоятельно осуществлять контроль или передать полномочия Федеральному казначейству на основании соответствующего соглашения.

При передаче полномочий Федеральному казначейству работа региональных и муниципальных заказчиков не изменится, однако все документы, направляемые ими на размещение в ЕИС, будут попадать в Федеральное казначейство для проверки в порядке, установленном для федеральных заказчиков.

Автоматизация

Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» Федеральному казначейству переданы полномочия Росфиннадзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, что существенно изменило роль Федерального казначейства в контрактной системе. Таким образом, Федеральное казначейство осуществляет также и внутренний государственный финансовый контроль, предусмотренный частью 8 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ.

Контроль в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, регламентированных статьей 18 того же закона, и обоснованности закупок (пункт 1 части 8 статьи 99) мы начнем проводить с 1 января 2017 года. Контроль, преду­смотренный частью 8 статьи 99, будет осуществляться в том числе с помощью инструментов подсистем ЕИС «Мониторинг закупок» и «Контроль закупочной деятельности». Отмечу, что автоматизация деятельности по осуществлению указанного контроля в полном объеме будет возможна только в случае применения единого Каталога товаров, работ, услуг, который в настоящее время не сформирован Минэкономразвития России. Необходимы также структурированные правила нормирования и библиотека типовых контрактов, которая на начало августа, к сожалению, содержала только семь типовых контрактов. Появление Каталога товаров, работ и услуг существенно повысит точность используемых инструментов и даст возможность перейти к созданию системы референтных цен на закупаемые товары, работы, услуги и применению автоматизированного расчета начальной максимальной цены контракта.

В целях отслеживания применения мер ответственности за нарушение поставщиком условий контракта в ЕИС уже реализована возможность формирования статистики по начислению неустоек (пеней, штрафов).

Отмечу, что опции данной подсистемы доступны также и для органов аудита и контроля в сфере закупок, в частности:

блок преднастроенных отчетов, который позволяет с использованием фиксированного набора и представления данных получать как общую статистику по осуществлению закупок (данные по извещениям, контрактам, договорам, планам), так и информацию о признаках нарушений законодательства о закупках;

конструктор отчетов, который позволяет формировать произвольные выборки данных, размещаемых в ЕИС, в структурированном виде.

В подсистеме «Контроль закупочной деятельности» с 1 апреля 2016 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 1148 «О порядке ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний» ведется Единый реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок и их результатов. Благодаря данным реестра, органы контроля могут иметь оперативную и достоверную информацию обо всех контрольных мероприятиях и использовать ее при планировании контрольной деятельности.

Контроль за контролем

В соответствии с частью 11.2 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе Федеральное казначейство уполномочено проводить проверки осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) контроля за соблюдением Закона № 44‑ФЗ. В настоящее время Федеральное казначейство разрабатывает общие требования к осуществлению такого контроля.

Если в отношении одних и тех же действий (бездействия) заказчика в рамках одной и той же закупки приняли решения контрольные органы разных уровней, заказчик должен исполнить решение контрольного органа более высокого уровня. Это следует из положений ч. 19 и 20 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Контрольный орган Категория заказчиков Предмет проверки
ФАС России   Федеральные заказчики Любые действия заказчика, связанные с определением поставщика (подрядчика исполнителя) <2>. Результаты оценки заявок по нестоимостным критериям контрольные органы проверять не вправе (ч. 12 ст. 99 Закона N 44-ФЗ)
ФАС России <1> Заказчики субъектов РФ
Контрольные органы в сфере закупок субъектов РФ
ФАС России <1> Муниципальные заказчики
Контрольные органы в сфере закупок субъектов РФ <1>
Муниципальные контрольные органы в сфере закупок

<1> В отношении таких заказчиков данные органы вправе осуществлять только внеплановые проверки (пп. «б» п. 1, пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Проверка может быть проведена в случае получения жалобы от участника закупки или по иным основаниям, указанным в ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

<2> ФАС России и ее территориальные органы, как правило, отказывают в проверке доводов жалоб на обоснование начальной (максимальной) цены контракта, включенной в извещение или документацию о закупке. Расширительно толкуя положения п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, они указывают, что рассматриваемый вопрос входит в компетенцию органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Счетная палата видит недостатки казначейского сопровождения бюджетных средств

Ноябрь 25, 2016 12:45 дп

   

Минфин отчитался перед президентом Владимиром Путиным о внедрении в 2016 г. новоиспеченного механизма казначейского сопровождения средств федерального бюджета.

По оценкам министерства, денежки стали расходоваться эффективнее, дебиторская задолженность перестала вырастать, доложил министр финансов Антон Силуанов Путину на его встрече с правительством, переход на казначейское сопровождение госконтрактов позволил аккумулировать бюджету 250 млрд руб. А эффективное управление бюджетными денежками позволило государству заработать в 2016 г. около 80 млрд руб., ликовал он.

Но казначейское сопровождение нуждается в доработке, сказала председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, пока под него угодило только 30% из тех бюджетных денег, которые в принципе могли бы распределяться таким манером. Кроме того, по словам Голиковой, бизнес научился обходить новоиспеченный механизм Минфина.

Получатели субсидий начали менять их механизм – субсидия фактически сделалась компенсацией уже понесенных затрат, продолжала Голикова. Отчеты об использованных оружиях зачастую не содержат информации, которая подтвердила бы, что расходы целесообразны, а порой в них просто ошибки, подчеркнула Голикова. Если раньше независимые бюджетные средства лежали на счетах головной компании, указывает она, то после вступления казначейского сопровождения деньги спустились на счета «дочек» или субподрядчиков, удалились от казначейского сопровождения.

А еще сократились авансы при госзакупках. Счетная палата проанализировала закупки медтехники и вертолетов, повергла пример Голикова: где есть авансирование, там снижение начальной максимальной стоимости от 3 до 6%; где его нет – от 0,007 до 0,5%. По некоторым контрактам, где авансирование снимается, торги не подают экономии, сетует она: «Скорее всего это превратится в тенденцию».

Труд без аванса соответствует мировой практике – когда есть госконтракт, можно взять кредит и закупить все необходимое, сообщает заместитель руководителя Федерального казначейства Станислав Прокофьев. Для страны это лучше, чем авансировать направо и налево, а потом эти деньги зависают или пропадают, находит он.

В 2017–2019 гг. Минфин обещает расширить казначейское сопровождение бюджетных субсидий и инвестиций, размашистее применять казначейские аккредитивы (пока работает только на гособоронзаказе).

В 2016 г. было так именуемое простое казначейское сопровождение, а в 2017 г. будет тестироваться экспериментальное расширен

Наши рекомендации