Увеличение предложения денег
При исходной процентной ставке население и фирмы хотели бы держать на руках 200 млрд руб., несмотря на то, чтобанковская система может предложить лишь 150 млрд руб. Население и фирмы предпринимают попытки приобрести больше денег, продавая ценные бумаги. Эти действия приводят к повышению номинальной ставки процента до 12%, что обеспечивает соответствие количества денег, находящихся в обращении, количеству денег, хранящихся у населения и фирм в соответствии с их желаниями. Денежный рынок достигает нового положения равновесия. Уменьшение спроса на деньги запускает рассмотренные процессы в обратную сторону.
Цены и количество денег находятся в прямой зависимости.
В зависимости от разных условий могут изменяться цены вследствие изменения денежной массы, но и денежная масса может меняться в зависимости от изменения цен.
Уравнение обмена выглядит следующим образом:
Формула Фишера
- — денежная масса;
- — скорость оборота денег;
- — цена товаров;
- — количество товаров.
Несомненно, что данная формула носит чисто теоретический характер и непригодна для практических расчетов. Уравнение Фишера не содержит какого-либо единственного решения; в рамках этой модели возможна многовариантность. Вместе с тем при определенных допусках несомненно одно: уровень цен зависит от количества денег в обращении. Обычно делают два допуска:
- скорость оборота денег — величина постоянная;
- все производственные мощности в хозяйстве используются полностью.
Смысл этих допущений в том, чтобы устранить влияние этих величин на равенство правой и левой частей уравнения Фишера. Но даже при соблюдении этих двух допущений нельзя безоговорочно утверждать, что рост денежной массы первичен, а рост цен — вторичен. Зависимость здесь взаимная.
В условиях стабильного экономического развития денежная масса выступает регулятором уровня цен. Но при структурных диспропорциях в экономике возможно и первичное изменение цен, а лишь затем изменение денежной массы
Формула Фишера (уравнение обмена) определяет массу денег, используемую только в качестве средства обращения, а поскольку деньги выполняют и другие функции, то определение общей потребности в деньгах предполагает существенное совершенствование исходного уравнения.
Инфляция — это процесс обесценивания денег вследствие нарушения законов денежного обращения, количественно выражающийся в росте цен.
Выделяют три основные причины инфляции:
-государственная монополия на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, рост непроизводительных государственных расходов и т.п.;
-монополия профсоюзов на рынке труда, задающая размеры оплаты труда и продолжительность рабочего времени при заключении коллективных договоров;
-монополия крупных фирм на определение цен и собственных издержек.
В целом инфляции присущи следующие черты:
-переполнение каналов денежного обращения бумажными знаками и их обесценивание;
-повышение товарных цен;
-падение реальных доходов и снижение уровня жизни для большинства групп населения.
Принято выделять следующие виды инфляции:
1.Инфляция спроса выражается в избыточном спросе со стороны денег над реальным объемом производства товаров и услуг.
2.Инфляция предложения обусловлена ростом издержек на создаваемые товары. Цены растут из-за роста затрат производителей и приходят в состояние неравновесия по сравнению с обращением денег.
3.Структурная инфляция предполагает перемещение спроса, сопровождающегося ростом цен на продукцию, к которой потребители предъявляют повышенный интерес, в то время как цены на другую продукцию (спрос на которую падает) не снижаются вообще либо снижается незначительно.
4.Инфляция прибылей проявляется в получении сверхприбылей, в том числе за счет монополизации рынка, что ведет к росту цен, не компенсируемому потребителям улучшением качества продукции.
5.Инфляцию налогов может вызвать государство, повышающее налоги с целью покрытия возрастающих расходов на оборону, управление, социальные программы. Высокие налоговые ставки увеличивают издержки производства непосредственно, а также косвенно — через рост заработной платы.
По темпам инфляция бывает трех видов:
-умеренной (цены растут умеренно до 10 % в год);
-галопирующей (цены растут до 100 % в год);
-гиперинфляцией, когда количество денег в обращении и цены растут астрономически
Главная цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемойи ослабить ее негативные социально-экономические последствия.
Основной формой стабилизации денежной системы является антиинфляционная политика государства с помощью:
1) денежной реформы;
2) государственного регулирования инфляционного процесса.
Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.
Осуществляется она различными методами (нули-фикация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта.
Государственное регулирование инфляционного процессаозначает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем:
1) дефляционной политики;
2) политики доходов.
Дефляционная политикапредусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста.
Политика доходовпредполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.
Российская инфляция отличается своеобразием, что обусловлено условиями ее развития в связи со специфическими причинами, которые слабо реагируют на приводимую государством денежно-кредитную политику. Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:
– оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;
– разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;
– усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;
– изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;
– стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;
– совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;
– формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т. д.;
– восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен;
– создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;
– изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;
– стимулирование экспертной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики.