Эк сущность и ф-и гос бюджета

В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для фи­нансового обеспечения задач и функций государства и мест­ных органов самоуправления. Применительно к Республике Беларусь различают выше­стоящий бюджет и нижестоящий бюджет.

Вышестоящий бюджет - это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей админи­стративно-территориальной единицы.

Нижестоящий бюджет - это бюджет нижестоящей адми­нистративно-территориальной единицы по отношению к бюд­жету вышестоящей административно-территориальной едини­цы или республиканскому бюджету.

Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны, имеющей тесную взаимосвязь со всеми другими ее звеньями.

В экономической литературе государственный бюджет рас­сматривается, во-первых, как финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Во-вторых, как совокупность денежных отношений, имеющих объектив­ный характер, которые складываются у органов государствен­ной власти и органов местного самоуправления с юридически­ми и физическими лицами по поводу перераспределения на­ционального дохода (частично и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, со­циальных и политических интересов общества и его граждан.

Бюджет как экономическая категория выполняет две функ­ции - распределительную (перераспределение денежных дохо­дов между различными отраслями и сферами деятельности, со­циальными слоями общества и т.д.) и контрольную (сигнализи­рующую обо всех отклонениях в движении бюджетных средств).

Функции государственного бюджета объективны, как объ­ективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюд­жету свойств, его использование в качестве инструмента рас­пределения и контроля возможно только в процессе человече­ской деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, поря­док их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств.

Бюджетный механизм используется для проведения круп­ных структурных сдвигов: в интересах более быстрого разви­тия наукоемких производств, прогрессивных научно-техни­ческих перемен в национальном хозяйстве, подъема отстаю­щих в экономическом отношении регионов.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования по­ступающими в распоряжение государства денежными сред­ствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете от­сутствует принцип закрепления доходов за конкретными вида­ми и направлениями расходов, в связи с чем средства, посту­пающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению (за исключением денежных средств целевых бюджетных фондов).

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства.

Бюджетная классификация представляет собой система­тизированную группировку доходов и расходов бюджета всех уровней, а также источников финансирования дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

В социально-культурном развитии отдельных регионов страны (областей, районов) большую роль играет бюджетное регулирование, которое представляет собой процесс распреде­ления доходов и перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в целях выравнивания до­ходной базы местных бюджетов. Основой бюджетного регули­рования является закрепленное законом распределение источ­ников доходов между бюджетами разного уровня. Бюджетное регулирование - одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его - поддержание стабильности экономики, обеспечение ее надежности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.

Наши рекомендации