Этический аспект формирования лояльности, вовлеченности и приверженности персонала компании
Этика играет важную роль в формировании у персонала высокой приверженности целям и интересам компании. Рассмотрим этот процесс в контексте последовательности «лояльность – вовлеченность – приверженность».
Под лояльностью понимается установка менеджера соблюдать этические принципы в своей деятельности. Она является внутренним, психологическим состоянием человека. Важную роль в ее формировании играют семья, средства массовой информации, дошкольные и общеобразовательные учреждения, общество в целом. Работодатели решают проблему лояльности персонала в рамках политики найма, задавая критерии отбора, проводя отборочные собеседования, используя практику найма работника «на испытательный срок» и т.п.
Вовлеченность – это желание менеджера принимать управленческие решения, следуя этическим принципам. Важную роль в этом играют корпоративные кодексы компаний, учет этического фактора при принятии и реализации решений, «мифы» существующие в компании. Важную роль в формировании приверженности играет климат общения, сложившийся в компании (открытый или закрытый).
Приверженность – это готовность менеджера отстаивать интересы организации, опираясь на этические ценности и принципы. По сути, она выступает как интегрирующая характеристика, определяющая мотивацию, интенсивность и последовательность менеджера в следовании этическим принципам в управлении организацией.
Приверженный персонал обеспечивает не только краткосрочный рост производительности и прибыли, но и условия для достижения долгосрочных целей компании, таких как устойчивое развитие, долгосрочные отношения с клиентами и т.д.
Тема 3. Корпоративная социальная ответственность (КСО)
3.1. Содержание корпоративной социальной ответственности бизнеса
3.2. Теоретические основы КСО
3.3. КСО как система. Управление КСО
3.4. Корпоративное гражданство
3.5. Российский опыт КСО
Содержание КСО
В экономической литературе под корпоративной социальной ответственностью (КСО) понимается добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды.
Каждая компания должна иметь собственную стратегию КСО, отражающую ее этические приоритеты, к числу которых относятся:
- забота об окружающей среде, создание условий для недопущения вредного воздействия деятельности компании на окружающую природную среду и реализация мероприятий, направленных на снижение этого вредного воздействия;
- консьюмеризм, или защита прав потребителей, предполагающий производство качественных продуктов и услуг для потребителей, обеспечение их безопасности для жизни и здоровья населения, предоставление точной и правдивой информации о деятельности и продуктах компании;
- политика в отношении персонала, заключающаяся в создании привлекательных рабочих мест, выплате «легальных» зарплат, осуществлении инвестиций в развитие человеческого потенциала;
- корпоративная этика, основанная на учете общепринятых этических норм в практике деятельности компании;
- неукоснительное соблюдение требований налогового, экологического, трудового законодательства;
- участие в формировании гражданского общества, реализация партнерских программ и проектов развития местного сообщества, прежде всего, в области охраны здоровья населения, повышения уровня его образования, предоставления социальных услуг и т.д.
Теоретические основы КСО
КСО рассматривается в контексте трех основных теорий, определяющих этичность решений:
1) деонтическая этика, или этика долга, концентрирующая внимание на личности субъекта, принимаемого решение;
2) «универсализм» или общая этика, оценивающий этичность намерений;
3) «утилитаризм», оценивающий совокупный результат, последствия поступков и решений компании.
В обобщенной форме принцип утилитаризма формулируется следующим образом: какое-либо действие правомерно с этической точки зрения в том случае, если оно приносит наибольшее благо наибольшему числу людей. Речь идет о том, что максимум пользы получают все лица, оказывающиеся в сфере деятельности компании. Согласно этому принципу, в конечном итоге правомерной является то действие, которое дает наибольшую прибыль по сравнению с другими вариантами. При анализе всех возможных вариантов действий следует учитывать как текущие положительные и негативные эффекты в виде прибыли и расходов, так и отдаленные последствия. Слабой стороной утилитаризма является то, что теория учитывает лишь полезность эффекта в отношении общества в целом, но не увязывает этот результат с результатом распределения полученных благ между отдельными индивидами.
Универсализм– это попытка обосновать всеобщие принципы морали, учесть в моральном выборе интересы всех людей. Характерной особенностью данного подхода является ориентация на последствия и результаты действия. Его основоположником считается Кант (автор категорического императива). Правило универсализации заключается в следующем: при совершении поступка человек должен оценить возможность превращения его мотива поведения во всеобщий закон. Если универсализировать мотив не удается, то от совершения поступка следует отказаться.
Универсализм предлагает ряд объективных критериев, с помощью которых можно оценивать моральный выбор людей при осуществлении конкретного действия:
• степень соответствия действия и существующих законов;
• степень полезности и вредности действия.
Теория утилитаризма имеет много общего с экономическими взглядами на хозяйственную деятельность, основанную на стремлении человека к максимизации своего благосостояния.
В рамкахдеонтической этики речь идет о моральных правах (правах человека), особенностью которых являются:
• неразрывная связь с обязанностями;
• возможность самостоятельного и равноправного выбора цели;
• возможность оправдания и защиты.
Согласно деонтическому подходу, этически правомерный поступок - это поступок, исполнитель которого желает, чтобы все прочие люди в аналогичной ситуации действовали подобным образом. Таким образом, деонтический подход ориентирован на внутренние мотивы поведения.
КСО как система
Модель корпоративной социальной ответственности предложена Д. Вуд. Она представляет собой систему принципов, процессов и результатов, относящихся к корпоративной социальной деятельности компании:
Модель системы КСО, предложенная Д. Свансон трактует КСО как ценностно-обусловленную деятельность. Важнейшими ценностными организационными процессами являются:
- экономайзинг (economizing)– процесс достижения эффективных результатов в рамках конкурентного поведения,
- стремление к власти - борьба за повышение статуса в рамках управленческой иерархии,
- эколоджайзинг (ecologizing)- развитие связей организации с внешней средой в целях обеспечения устойчивого развития компании.
Развитие этих процессов зависит от персональных ценностей лиц, принимающих решения в организации.
Для оценки результативности системы КСО используются экономические, экологические и социальные индикаторы.
К экономическим индикаторам относятся: производство качественного товара, вклад в развитие персонала, добровольное пенсионное обеспечение.
Экологические индикаторы включают: долю используемого вторичного сырья, энергосбережение, снижение выбросов парниковых газов, контроль выброса загрязняющих веществ в атмосферу, рациональное использование пресной воды, инициативы по смягчению воздействия продукции и услуг на окружающую среду и масштаб смягчения воздействия.
Социальные индикаторы представлены: медицинским страхованием, уровнем травматизма на производстве, случаями дискриминации, взаимодействием с органами власти в области общественно значимых задач (социально-экономического развития территории присутствия организации) и др.
Корпоративное гражданство
Концепция корпоративного гражданства основана та том, что у любой компании есть гражданские права и обязанности, ее деятельность должна быть связана с реализацией этих прав. Концепция нацелена на определение «справедливого места» компании в обществе.
Концепция стала особо актуальной в 1980-90 гг., в период, когда многие государства показали свою неспособность решить социально-экономические проблемы отдельных граждан и населения в целом. В этих условиях стала особо актуальной проблема поиска альтернативных механизмов обеспечения благосостояния населения, в первую очередь – прямого участия бизнеса в социальных программах. При этом роль гаранта прав граждан начинает переходить от государства к корпорациям.
Концепция корпоративного гражданства рассматривается в настоящее время с позиций двух подходов:
1) корпоративное гражданство сводится к социальным инвестициям бизнеса и ответственности перед местным сообществом, а корпоративное гражданство, по сути, сводится к идее КСО;
2) под корпоративным гражданством понимаются взаимоотношения бизнеса с заинтересованными сторонами, связанные с глобальной экономикой. Особо подчеркивается добровольность этих отношений и их широкий спектр. При этом фирма относится к получению прибыли как к необходимому условию, стимулу действовать в интересах общества.
Корпоративное гражданство в современных экономических условиях проявляется в стратегии и тактике взаимоотношений с внешними и внутренними заинтересованными сторонами. Стратегические отношения компании с ее заинтересованными сторонами должны быть основаны на моральных обязательствах в большей степени, чем на экономических интересах. Компания должна определить для себя базовые этические принципы, важнейшим из которых является ведение бизнеса как социально ответственного, отразить их в стратегии развития и неукоснительно соблюдать в процессе своей деятельности. Именно стратегическая социальная ответственность перед широким кругом заинтересованных сторон выступает в современных условиях главным источником конкурентных преимуществ компании, условием ее успешного функционирования и развития в долгосрочной перспективе.
Российский опыт КСО
В России практика КСО применяется недавно, но уже сложилось понимание того, что КСО – это не синоним благотворительности, а концепция, вбирающая в себя очень много процессов и предметных областей в различных сферах, и стоит рассматривать ее как минимизацию экологических и социальных рисков и эффективное использование соответствующих возможностей. В.В. Путин в одном из своих выступлений сказал: «Бизнес должен быть социально ответственным», - что включает в себя заботу о сотрудниках компании, их благосостоянии и профессиональном развитии, участие в социальных государственных программах, работу по улучшению экологической ситуации и многое другое. При этом, участвуя в решении социальных задач разного уровня, компания не только «делает мир лучше», но и приобретает положительную репутацию
Несмотря на имеющуюся практику применения принципов КСО в России, часто можно встретить и неполное или искаженное понимание этой концепции. Так, например, некоторые предприниматели считают, что КСО – это уплата налогов в полном объеме; благотворительная деятельность, форма PR; вид бюрократического давления, затратная статья, не способствующая финансовой эффективности.
Внедрение принципов КСО подразумевает разработку и внедрение разумной стратегии управления предприятием, мониторинг его деятельности, составление корпоративной социальной отчетности. Непосредственную выгоду удастся получить далеко не сразу; для достижения качественного результата необходимо не менее пяти лет.
Если у компании хорошая репутация, внедрение КСО помогает сохранить клиентскую базу, т.к. у потребителей большие возможности в плане выбора. Так, например, в Тольятти представитель General Motors сообщил, что GM будет работать с поставщиками из России, при условии, что их система управления качеством соответствует стандарту ISO 9000. Этот пример ярко демонстрирует наличие прямой связи между хорошей репутацией и возможностью наладить взаимовыгодное сотрудничество, что особенно важно для выхода российских компаний на международный рынок[2].
В теории и практике принято выделять две основные составляющие концепции КСО:
1. Минимизация бизнес-рисков,
2. Превращение проблем в возможности для реализации КСО
Интерес представляет российская практика применения принципов КСО в деятельности предприятий различных отраслей. Например, такие крупные российские компании как ОАО «Лукойл», ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Газпром» имеют четкую программу действий в рамках КСО (таблица).
Таблица
Основные направления КСО некоторых крупных российских компаний
Наименование организации | Цели КСО | Основные направления |
ОАО «Лукойл» | Поддержание высокого профессионального уровня высшего управленческого звена и внедрение международного опыта в технологии ведения бизнеса | политика в отношении персонала; корпоративное управление; политика в области охраны окружающей среды |
ОАО «Сбербанк России» | Формирование дополнительного фактора конкурентоспособности Банка | Корпоративное управление; политика в отношении персонала; создание комфортных условий для жизни людей и ведения бизнеса; |
ОАО «Газпром» | Сохранение природного богатства страны; социальное благополучие страны | Политика в области охраны окружающей среды, благотворительность, поддержка науки и культуры; различные виды страхования, включая добровольное медицинское страхование |