Механизм повышения эффективности использования природного потенциала.
Поскольку основой национального хозяйства являются отрасли, вводящие природные ресурсы в хозяйственное освоение, главной задачей является повышение эффективности использования ресурсного потенциала на основе применения самых современных технологий. Современное развитие науки позволяет существенно повысить качество использования ресурсного потенциала, существенно снизившегося как в России, так и на территории ЛНР в последние годы.
К природным ресурсам следует относить как минерально-сырьевые, так и расположенные на поверхности: земли, водные, лесные, ресурсы животного мира.
Необходимость качественного повышения эффективности использования ресурсного потенциала является очевидной, но как это сделать в условиях рыночной экономики, когда интересы бизнеса и государства не совпадают, а методы командного администрирования неприменимы? В то же время, «ресурсные» отрасли определяют параметры перерабатывающих и смежных отраслей, т.е. задают их соразмерностьфундаменту и, следовательно, масштаб всей экономики.
Либерально-монетаристская стратегия предусматривает полную отстраненность государства от вопросов практической экономики, уповая на счастливый приход инвесторов, приносящих всем людям счастье. Практика последних десятилетий, когда финансовый капитал перетекал в сферу финансовых спекуляций, оставляя реальное производство «на голодном пайке», не позволяет нам разделить либеральный оптимизм.
Лево-коммунистическая стратегия, основанная на высокой доле национализации в ресурсных отраслях, не предусматривает их коммерческой оптимизации, что почти неминуемо приводит к необоснованно-затратному производству, разоряющему страну, а также административно-командному стилю управления, когда бюрократы отстаивают экономически-невыгодные решения ради своего личного интереса (выражающегося не столько в деньгах, сколько и в социальном статусе, спец-обслуживании и пр.)
Стратегия, основанная на исторически традиционных для народа ценностях, предусматривает формирование экономически самостоятельных территориально-хозяйственных комплексов, использующих оптимальный, по мнению проживающих на такой территории людей, объем и перечень природных ресурсов. Именно люди должны выбрать свой путь развития и упорно реализовать его, оптимизируя создаваемое производство для своей пользы и исходя из своих жизненных планов. Роль властей всех уровней – не командовать и не отстраняться, а обеспечивать решения людей необходимыми средствами и условиями.
Применительно к каждой из территорий предлагается следующий алгоритм формирования территориально-хозяйственного комплекса:
1. Исходя из перечня и объема природных ресурсов, а также масштаба производств по их освоению (ну не возить же молоко и картошку за 200 км на переработку и хранение) необходимо определить масштаб хозяйственных комплексов. Где-то он может быть меньше размеров района, а где-то можно и несколько районов объединить в единый хозяйственный механизм – оптимизацию подскажет практика и сами люди, а начинать можно с масштабов районов.
2. Для каждого из формируемых комплексов определяется перечень и объем природных ресурсов, возможных к освоению. По бонитету земель и лесов, продуктивности водных ресурсов и угодий, с учетом современных технологий использования соответствующих ресурсов, производится стандартное бизнес-планирование отдельных видов хозяйственной деятельности, в результате чего формируется несколько вариантов возможного развития района. При этом учитываются интересы и намерения всех собственников и пользователей природных ресурсов (вплоть до их полного обособления от всяких программ),- им лишь предлагаются формы взаимовыгодной кооперации.
3. Все варианты развития района выносятся на представительный орган власти района, который утверждает один из них, становящийся Программой развития района (далее – Программа). Такая программа учитывает интересы всех действующих собственников и пользователей природных ресурсов и предусматривает целенаправленное наращивание производительного потенциала территории.
4. Под утвержденную Программу органами исполнительной власти осуществляется политика по созданию соотвествующей инфраструктуры, выкупу и изменению назначения земель, осуществляется образовательная и переселенческая политика.
5. Для реализации каждой утвержденной Программы создается Оператор (далее – Оператор), который несет на своем балансе средства реализации Программы (например, основные фонды и оборотный капитал) и создает условия, необходимые для её реализации (например, обеспечивает сбыт и реализацию продукции, целевое привлечение инвестиций и пр.)
6. Оператор выступает интегратором товаропроизводителей всех форм собственности, реализующих Программу, поэтому его организационно-правовая форма должна исключать «конфликт интересов» с товаропроизводителями, а также исключать возможность «приватизации» совокупно производимого на территории прибавочного продукта.
Вышеуказанный алгоритм возможно реализовать при законодательном определении ЛНР следующих вопросов:
- считает ли ЛНР права собственников средств производства, арендных и иных видов прав на использование общественно-значимых природных ресурсов важнее прав народа ЛНР на эффективное их использование в соответствие с Программой развития территории?
- считает ли ЛНР возможным безвозмездную, либо возмездную по решению суда, национализацию средств производства, арендных или иных видов прав на использование общественно-значимых природных ресурсов в соответствии с Программой развития территории, либо считает возможным предложить собственнику добровольное участие в Программе развитие территории, либо считает возможным принудительное участие собственника в Программе развития территории, когда имеющийся актив оценивается независимыми оценщиками и по решению суда конвертируется в долю в уставном капитале, весь объем которого передается в управление Оператору Программы?
- считает ли ЛНР возможным возмездную, либо безвозмездную национализацию объектов собственности и прав на использование всех видов ресурсов на её территории, принадлежавших ранее Украине?
При принятии решений по вышеуказанным вопросам необходимо учитывать наличие сложившихся у каждого предприятия хозяйственных связей, разрушение которых способно остановить работу каждого из предприятий, а также всего хозяйственного комплекса.
С другой стороны, невозможно долго ожидать восстановления разрушенных войной производств силами их собственников, либо Украины, не имеющих для этого ни возможностей, ни подчас и желания.
В этих обстоятельствах, компромиссом было бы фиксирование первичности прав народа ЛНР на восстановление средств общественного производства при уважении прав собственника на эти средства, для чего им (собственникам) предлагалось бы самим участвовать в Программе развития, а в случае невозможности – по механизму фиксирования прав собственности в уставном капитале с передачей прав в управление Оператору Программы.
Это позволит Оператору Программы оперативно привлекать внешние средства, восстанавливать и развивать производства, конвертируя все затраты на увеличение уставного капитала.