Финансовый контроль деятельности МЧС России
Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономическому категорию присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование министерством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.
Основу процесса финансового контроля составляет анализ предмета или явления с целью изучения закономерностей его возникновения, развития и преобразования, эффективности использования во всех сферах хозяйственной деятельности.
Финансовый контроль охватывает и общественный сектор экономики, и предпринимательскую деятельность и функционирует посредством проверок налоговых расчетов, выполнения организациями госзаказов, порядок предоставления и возврата субсидий, дотаций, кредитов, а также применяемых налоговых льгот.
Объектом контроля выступает процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений, т. е. сфера денежных отношений между министерством и юридическими и физическими лицами, сфера бюджетного процесса, перераспределения доходов и поступлений и эффективного использования.
К функциям финансового контроля относятся:
1) анализ – включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);
2) корректировка – включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля;
3) предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.
В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.
Финансовый контроль выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в министерстве. Такие его элементы, как субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, принципы контроля, метод (методика) контроля, техника и технология контроля, принятие решения по результатам контроля, оценка эффективности контроля, определяют механизм финансового контроля.[1]
Под основными задачами Финансово-экономического департамента МЧС России понимают:
-разработка мер по реализации в системе МЧС России единой государственной политики в финансово-бюджетной сфере, в области бюджетного учета и отчетности, а также мер по реализации финансовой политики в области федеральной государственной гражданской службы;
-разработка основных направлений финансово-экономического обеспечения государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, гуманитарной помощи населению зарубежных стран;
-разработка приоритетов и основных характеристик финансово-экономического обеспечения деятельности системы МЧС России, а также мер по их реализации;
-организация работы по подготовке предложений МЧС России в средне- и долгосрочный прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации;
-организация и обеспечение сводного планирования финансового обеспечения деятельности системы МЧС России;
-организация и обеспечение подготовки материалов и предложений МЧС России при формировании федерального бюджета;
-организация разработки основных финансово-экономических параметров для формирования предложений в проект государственного оборонного заказа;
-организация и обеспечение ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности в системе МЧС России;
-организация ведения налогового учета и формирования налоговой отчетности в системе МЧС России;
-организация, а также обеспечение в пределах компетенции Департамента, реализации полномочий МЧС России как главного распорядителя бюджетных средств;
-организация, а также обеспечение в пределах компетенции Департамента, реализации полномочий МЧС России как главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
-организация исполнения федерального бюджета в части касающейся МЧС России;
-осуществление текущего контроля за выполнением финансово-экономических показателей государственного оборонного заказа, а также формирование и представление в установленном порядке сводной отчетности о ходе выполнения государственного оборонного заказа;
-определение схем финансирования из средств федерального бюджета распорядителей и получателей бюджетных средств, бюджетных учреждений и унитарных предприятий, подведомственных МЧС России;
-планирование финансового обеспечения деятельности системы МЧС России на особый период;
-организация финансового обеспечения деятельности системы МЧС России на особый период;
-организация обязательного страхования жизни и здоровья личного состава системы МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-обеспечение предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств в ходе исполнения бюджета и финансирования централизованных расходов;
-координация деятельности по администрированию в системе МЧС России доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с компетенцией Министерства;
-осуществление общего руководства финансово-экономическими органами системы МЧС России;
-организационно-методическое обеспечение по вопросам финансово-экономической деятельности, бухгалтерского учета и отчетности в системе МЧС России;
-участие в подборе, расстановке и организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров финансовых органов системы МЧС России;
-определение направлений развития и координация работ по информатизации и автоматизации финансово-экономической деятельности в системе МЧС России.
Финансово-экономический департамент организует:
подготовку предложений МЧС России в проекты перспективного финансового плана и федерального бюджета;
формирование и ведение реестра действующих и принимаемых расходных обязательств в системе МЧС России;
планирование финансового обеспечения и финансовое обеспечение деятельности системы МЧС России;
финансово-экономическое планирование в системе МЧС России доходов и расходов при осуществлении разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
исполнение части федерального бюджета по выделенным средствам в соответствии с компетенцией МЧС России;
ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности в системе МЧС России;
планирование финансового обеспечения и финансовое обеспечение деятельности системы МЧС России на особый период.
Финансово-экономический департамент осуществляет:
сводное планирование финансового обеспечения деятельности системы МЧС России;
обеспечение финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, международных гуманитарных операций;
обеспечение соответствия исполнения части федерального бюджета по выделенным средствам показателям, утвержденным законом (решением) о федеральном бюджете, бюджетной росписи и лимитам бюджетных обязательств;
формирование и представление сводной бухгалтерской отчетности об исполнении в системе МЧС России части федерального бюджета по выделенным средствам;
финансовое обеспечение деятельности системы МЧС России в особый период;
методическое обеспечение по финансово-экономическим вопросам, в том числе по вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета, составления бухгалтерской отчетности в пределах компетенции МЧС России;
анализ экономической эффективности бюджетных расходов при осуществлении оценки результативности деятельности системы МЧС России.[2]
Финансовый контроль, как специализированный вид управленческой деятельности и особая отрасль экономических знаний, располагает разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной и основанными на достижениях смежных областей (бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета).
Системность контроля достигается комбинированным использованием его различных видов: логического и маГлаватического, документального и фактического. Деление контроля на документальный и фактический носит в известной мере условный характер, так как в основе этого разграничения лежат различные источники данных.
Так, источниками информации для документального контроля служат:
первичные документы, регистры бухгалтерского учета;
бухгалтерская, статистическая иоперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно- конструкторская, технологическая и другая документация.
Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в реальности (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.д.), он не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывности хозяйственных операций.
К основным способам документального контроля можно отнести:
- формальную и арифметическую проверку документов;
- юридическую оценку хозяйственных операций, отраженных в документах;
- логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций;
- сплошное и выборочное наблюдение;
- встречную проверку документов;
- способ обратного счета, основанный на предварительной экспертной оценке материальных затрат с целью последующего определения величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени контроля имеются в наличии;
- оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета;
- балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей с их отражением в финансово-бухгалтерской документации.
Приемы фактического контроля могут быть подразделены на три группы:
- инвентаризация;
- экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного объема и количества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции;
- визуальное наблюдение при непосредственном обследовании складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима.
Среди форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.
Предшествуя проведению хозяйственных и финансовых операций, предварительный характер носит предупреждающий контроль. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов, сметы, кредитные и кассовые заявки.
Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупредить потери и убытки.
Последующий контроль охватывает весь объем хозяйственной и финансовой деятельности проверяемой организации. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.
Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.
Используются следующие методы финансового контроля: наблюдения, анализ финансово-хозяйственной деятельности, надзор, ревизии, проверки (документации, состояния учета и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово- хозяйственной деятельности и др.
Основной метод финансового контроля – ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.
По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные.
По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами).
Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.
Виды ревизий[3]
1. По ведомственной принадлежности ревизуемых органов:
-ведомственные
-внутриведомственные
-внутрихозяйственные
2. По полноте охвата:
-полные
-частичные
-комплексные
-Главатические
3. По глубине проведения:
-сквозные
-локальные
4. По степени охвата данных:
-сплошные
-выборочные
-комбинированные
5. По характеру материала:
-документальные
-фактические
6. По отношению к плану:
-плановые
-внеплановые
7. По очередности исследования одних и тех же документов:
-первичные
-дополнительные
-повторные
Немаловажное место среди методов финансового контроля занимает счетная проверка отчетности, которая представляет собой совокупность специальных приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов и балансов.
Выделяют три основных этапа счетной проверки:
- проверка согласованности показателей различных форм отчетности;
- сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;
- проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов.
Результаты счетно-аналитических проверок оформляются соответствующим актом. Акт проверки имеет целью указать прежде всего на неэффективное, нерациональное использование государственного имущества[4].
Таким образом, первое и главное условие эффективности финансового контроля – обеспечение доступа к любой необходимой информации о реальном состоянии или действии контролируемого объекта. Для этого должно предоставляться:
1) право доступа к необходимой информации независимо от стадии ее формирования и прохождения;
2) право беспрепятственного доступа в любые помещения;
3) право изъятия документов в случае необходимости;
4) опечатывание объектов в установленном законом порядке.
В свою очередь, должностные лица проверяемых субъектов обязаны создавать все условия для нормальной работы контролеров.
Следующее требование к организации финансового контроля:
1) требование постоянства;
2) требование комплексности.
Постоянное адекватное функционирование органов финансового контроля позволяет вовремя предупреждать возможность возникновения отклонений, а также своевременно их выявлять.
СисГлава финансового контроля должна быть построена таким образом, чтобы можно было гибко ее настраивать на решение новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования государства, обеспечить возможность ее расширения и модернизации.
Большое значение в организации финансового контроля имеет требование приоритетности, по которому в первую очередь проверяются наиболее важные объекты. Контрольному органу нужно охватить контролем те объекты, где он может проявить себя с наибольшей отдачей и максимально способствовать экономии государственных средств.
Насколько деятельность подчинена четкому регламенту – настолько можно ожидать от нее успеха. Что контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех его органов и четкой координации их усилий для решения задач.
Планы органов финансового контроля не должны стать преждевременно известны контролируемым или преданы гласности во избежание подтасовок фактов или других негативных действий с их стороны. Но в процессе самого контроля в целях установления тесного контакта с работниками ревизуемой организации и вскрытия с их помощью нарушений целесообразно информировать о проводимых мероприятиях.[5]
Расходы на функционирование системы финансового контроля не должны превышать ожидаемых убытков в результате отсутствия контрольных мероприятий.
Данное требование предполагает и необходимость оптимизации организационной структуры финансового контроля.
Совокупность указанных выше принципов и требований и является основанием функционирования современной системы финансового контроля.
Внешний финансовый контроль
Внешний финансовый контроль осуществляется внешними, независимыми по отношению к проверяемому субъекту органами.
Внешний контроль (например, за деятельностью какого-либо органа исполнительной власти и др.) осуществляют специально созданные для этого (или специализированные) государственные контрольные органы, функционально и организационно независимые от него (например, Счетная палата РФ). Иными словами, внешний контроль – это контроль со стороны внешней по отношению к данному органу власти (государственной организации) или не входящей в его структуру государственной организации. Внешний контроль подразделяется на государственный, муниципальный и аудиторский.[6]
Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе РФ, так и в субъектах РФ. Его осуществляют уполномоченные государственные органы: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его подразделения, Министерство по налогам и сборам, Федеральное казначейство.[7]
К основным задачам государственного финансового контроля относятся: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое поведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики; контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями; улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; контроль реализации механизма межбюджетных отношений и др. Непосредственным предметом государственного финансового контроля выступают все этапы бюджетного процесса, поступление налогов и других платежей в бюджет; отчисления во внебюджетные фонды, целевые бюджетные фонды, дотации, субсидии и др.
Муниципальный финансовый контроль осуществляется на уровне муниципальных образований. Финансовые органы муниципальных образований осуществляют финансовый контроль операций с бюджетными средствами, контролируют условия выделения, распределения, получения и целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, муниципальных гарантий и др. Муниципальный финансовый контроль осуществляется представительными органами местного самоуправления и финансовыми органами местного самоуправления.
Основными недостатками действующих подсистем государственного и муниципального контроля являются: возможность использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и муниципальных образований не по целевому назначению, неполный возврат (или невозврат) бюджетных кредитов и ссуд в бюджетную систему РФ; разобщенность и неупорядоченность действий контролирующих органов; отсутствие единого согласованного плана мероприятий по осуществлению мер финансового контроля как поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему (включая внебюджетные фонды), так и целевого и эффективного исполнения бюджетных средств.[8]
К внешнему финансовому контролю относится также аудиторский контроль. Аудиторы занимаются проверкой бухгалтерской и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов с составлением заключения о ее достоверности, а также текущим консультированием по различным учетным, финансовым и правовым вопросам, налогообложению, банковскому и страховому делу и др. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются: точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства. Аудитор, являясь незаинтересованным лицом, выражает мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого лица и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. У аудита и государственного и муниципального финансового контроля разные объекты и задачи. Вместе с тем у них есть много общего в приемах и, по существу, одна конечная цель – укрепление финансовой дисциплины. Объектом государственного и муниципального контроля являются в основном централизованные финансы, аудита – преимущественно децентрализованные финансы.
Финансовый контроль компетентных государственных органов направлен «на интересы государственной казны», функции муниципального контроля аналогичны, использование же аудиторской формы контроля позволяет учитывать интересы собственников, которые нередко заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности. Для некоторых организаций и индивидуальных предпринимателей установлена обязательность ежегодной аудиторской проверки. Среди них – кредитные, страховые организации, организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, и др., т.е. субъекты, деятельность которых затрагивает интересы многих лиц. [9]
Внутренний финансовый контроль в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Внутренний контроль состоит из системы бухгалтерского учета, контрольной среды, средств контроля. Его цель: изучение и предоставление информации по корректировке ошибок, искажений, ранее принятых решений.[10]
Внутренний контроль:
1) обеспечивает надежной информацией руководство о финансово-хозяйственной деятельности субъекта;
2) обеспечивает сохранность документов, актов, имущества, предотвращая хищение, злоупотребления, порчу, уничтожение, разглашение, нецелевое использование;
3) исключает непроизводительные затраты, нерациональное использование ресурсов, укрепляет дисциплину и оптимизирует налоговые платежи;
4) обеспечивает выполнение персоналом организации внутренних локальных нормативных актов, приказов, распоряжений, инструкций, положений;
5) обеспечивает условия для ведения бухгалтерского учета в организации согласно действующему законодательству.
Внутренний контроль предполагает выполнение контрольных процедур, способствующих выявлению ошибок, сравнению динамики показателей и выяснению причин расхождения, а также настраивает сотрудников министерства на добросовестное выполнение своих обязанностей.
Под внутрихозяйственным риском понимают вероятность появления существенных искажений в бухгалтерском учете операций и в целом отчетности. Данный риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта.
Оценку внутрихозяйственному риску контролер-ревизор дает на стадии планирования, учитывая систему внутреннего контроля, используя свое профессиональное суждение. При оценке необходимо учитывать такие факторы, как:
1) особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли;
2) специфика деятельности субъекта;
3) опыт и квалификация персонала организации, ответственного за ведение учета и подготовку отчетности;
4) возможность наличия внешнего давления на руководителей и персонал субъекта в целях достижения определенных показателей бухгалтерской отчетности;
Внутрихозяйственный риск может быть низким, средним и высоким. Проанализировать систему риска можно, разработав мероприятия по ограничению риска хозяйственной деятельности.
Критерием эффективности системы внутреннего финансового контроля служит соблюдение принципов внутреннего контроля:
1. Принцип ответственности.
2. Принцип сбалансированности.
3.Принцип подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации.
4. Принцип своевременного сообщения об отклонениях.
5. Принцип ущемления интересов.
6. Принцип интеграции.
7. Принцип заинтересованности администрации.
8. Принцип компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля.
9. Принцип соответствия.
10. Принцип постоянства.
11. Принцип приемлемости методологии внутреннего контроля.
12. Принцип непрерывности развития и совершенствования.
13. Принцип приоритетности.
14. Принцип комплексности.
15. Принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев системы внутреннего контроля.
16. Принцип оптимальной централизации.
17. Принцип единичной ответственности.
18. Принцип функциональных потенциальных имитаций.
19. Принцип регламента.
20. Принцип разделения обязанностей.,
21. Принцип разрешения и одобрения.
22. Принцип взаимодействия и координации.
Важным аспектом функционирования системы внутреннего контроля является выполнение принципов данной системы, соблюдение которых повысит доверие к ней как внешних пользователей и ревизоров, так и внутренних пользователей данными контроля.
Контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации.
Совокупность указанных принципов является основанием эффективности системы внутреннего контроля.[11]
Внутренний финансовый контроль осуществляется во всех подразделениях МЧС РФ.
Заключительная часть.
В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание
Вопросы на самостоятельную работу:
1. Контроль, осуществляемый представительными органами государственной власти.
2. Контроль, осуществляемый исполнительными органами государственной власти.
3. Ведомственный финансовый контроль.
4. Аудиторский контроль.
5. Общественный финансовый контроль.
Доработать конспект.
Вопросы для подготовки к семинару:
1.Финансовый контроль: понятие, значение, виды.
2.Органы финансового контроля.
Налоговый контроль в РФ.
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие и значение финансового контроля.
2. Виды и органы финансового контроля.
3. Финансовый контроль, осуществляемый представительными органами государственной власти и местного самоуправления.
4. Финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами.
5. Счетная палата РФ.
6. Аудиторский финансовый контроль.
7. Методы финансового контроля. Акт ревизии.
8. Финансовый контроль деятельности МЧС России
[1] Финансовое право Российской Федерации. Шавров А. В.-учебное пособие: М.- 2008.
[2]Консультант Плюс: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 9 июня 2010 г. N 02-03-10/2122
[3] Финансовое право России. Крохина Ю. А.- Учебник: М.- 2008.
[4] Финансовое право. Эриашвили Н. Д. Изд. «Закон и право»: М.- 2000.
[5] Консультант Плюс: "Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов"(утв. Минфином РФ)
[6] Финансовое право Российской Федерации. Шавров А. В.-учебное пособие: М.- 2008.
[7]Консультант Плюс: Приказ МЧС РФ от 01.10.2010 N 491 "Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального бюджетного учреждения, находящегося в ведении МЧС России" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.01.2011 N 19624)
[8] Приказ МЧС России от 17.04.2012 № 215 "Об утверждении Правил предоставления в 2012 году из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении МЧС России, на проведение мероприятий по реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте "
[9] Приказ МЧС России от 14.06.2012 № 333 "Об утверждении Правил предоставления в 2012 году из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении МЧС России, на проведение мероприятий, предусмотренных Комплексным планом основных мероприятий МЧС России на 2012 год"
[10] Финансовое право России. Крохина Ю. А.- Учебник: М.- 2008.
[11] Финансовое право. Эриашвили Н. Д. Изд. «Закон и право»: М.- 2000.