Понятие финансовых правоотношений, их особенности и виды.

Финансово-правовые нормы, так же как и нормы иных отрас­лей права, обладают отличительными свойствами: это писаные пра­вила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке, по определенной форме и вводятся в дейст­вие в точно установленный законодателем срок. Помимо общих признаков, отличающих нормы права от иных социальных норм, финансово-правовые нормы права обладают и специфическими чертами. Так, они регулируют права и обязанности субъек­тов — участников финансовых отношений, и исполнение их обес­печивается принудительной силой государства. Основная особен­ность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят го­сударственно-властный, императивный характер. Государство пред­писывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности. Требования к участникам фи­нансово-правовых отношений выражаются в категорической фор­ме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и ус­ловия ее применения.

Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объ­ективными экономическими возможностями. Так, государство мо­жет финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития ма­териального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и другие внебюджетные фонды. Финансово-правовые нормы опре­деляют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.

Финансово-правовые нормы в зависимости от содержания мо­гут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, определяют объем и направление расходов государства, т.е. закрепляют юридические права и обязанности Участников финансовых правоотношений.

Процессуальные нормы финансового права устанавливают порядок применения и действия норм материального права. Так, зако­нодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, ут­верждению, исполнению бюджетов, составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов разных уровней.

Как и норма всякой другой отрасли права, финансово-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых мо­гут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъ­ектов — участников этих правоотношений. Например, чтобы юри­дическое лицо заплатило налог на прибыль, оно как минимум должно получать от своей деятельности определенный доход. Осно­ва финансово-правовой нормы — диспозиция — содержит предписа­ние о том, как должны поступать участники финансовых отноше­ний, т.е. определяет их права и обязанности.

Способом зашиты правил, установленных финансово-правовы­ми нормами, являются их санкции.

Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний госу­дарства в области финансов. Это пени и штрафы, закрытие бюд­жетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банком.

В связи с тем, что нарушение предписания, содержащегося в финансово-правовой норме, влечет за собой нанесение материаль­ного ущерба государству, применение финансово-правовых норм имеет некоторые особенности. Так, самую распространенную санк­цию в области финансового права — пеню — финансовые органы применяют автоматически, не устанавливая вины за правонаруше­ние. При нарушении срока платежа неизбежно применяется эта санкция.

Как правило, в статьях того или иного финансового законода­тельного акта могут не содержаться все три элемента финансо­во-правовой нормы. Но гипотеза, диспозиция и санкция легко отыскиваются в других статьях этого же нормативного акта или иногда в других нормативных актах.

По характеру воздействия на участников финансовых отноше­ний финансово-правовые нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы права регулируют активное поведение субъ­ектов и предписывают в категорической форме совершать опреде­ленные действия, например платить налоги.

Запрещающие финансово-правовые нормы регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и за­конность. Так, в настоящее время предприятиям и организациям запрещается иметь в наличном обороте более установленной Бан­ком России суммы денег. Совершение сделок на наличные деньги в большей сумме рассматривается как серьезное финансовое нару­шение.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы содержат дозво­ление определенным органам или должностным лицам конкретизи­ровать предписания, содержащиеся в норме.

В уполномочивающих финансово-правовых нормах категориче­ский характер предписания государства сочетается с определенны­ми полномочиями участников финансовых отношений, т.е. в них содержатся дозволения распоряжаться субъективными правами в пределах нормы исходя из общих правовых принципов.

В условиях становления рынка возросло значение уполномочи­вающих норм, что позволяет юридическим лицам избирать пути исполнения финансовых обязательств. Соответственно этому меняется и характер воздействия государства на участников финансо­во-правовых отношений. Довольно часто нормы предусматривают применение экономических мер, с тем чтобы нарушение велений государства отражалось непосредственно на нарушителях.

Кроме всех указанных признаков финансово-правовые нормы обладают еще и специфическими особенностями в связи с тем, что они регулируют именно финансовые отношения. Финансы выполняют в государстве определенные, присущие только им функции: распределительную, контрольную и стимулирующую. Естественно, что и нормы права, регулирующие данную область общественных отношений, также несут на себе эти нагрузки. Осо­бенно важно в настоящее время обратить внимание на стимули­рующую функцию норм финансового права: они должны в прин­ципе конструироваться так, чтобы служить не только аккумуляции средств в фондах денежных средств и их перераспределению, но при этом и содействовать развитию экономики и социальных про­цессов в государстве.

В зависимости от характера регулируемых отношений финансо­во-правовые нормы делятся на бюджетные, налоговые, финансово­го контроля, страховые и т.д.

В зависимости от вида нормативно-правового акта, в котором содержатся финансово-правовые нормы, они могут быть подразде­лены на нормы законов и нормы подзаконных актов.

В результате воздействия финансово-правовых норм на фи­нансовые отношения последние приобретают форму правоотно­шения.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: 1) воз­никают в процессе финансовой деятельности государства; 2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти; 3) они почти всегда возникают по поводу денег — денежного плате­жа в доход государства, государственного расхода и т.п.

Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других ви­дов правоотношений. Например, административные штрафы нала­гаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не формирование фондов денежных средств, а нака­зание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо вы­ступают два правовых элемента: государственно-властный (органи­зационный) и имущественный.

Финансовая деятельность основывается на государственных ак­тах. В то же время мобилизация и расходование государством де­нежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотноше­ния возникают, изменяются и прекращаются в процессе управлен­ческой деятельности государства, не связанной непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денеж­ных средств в доход государства.

По своему материальному содержанию финансовые правоотно­шения группируются по следующим видам: 1) бюджетные; 2) нало­говые; 3) в области страхования; 4) кредита (государственного и банковского); 5) расчетов, регулируемых финансовым правом: 6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежно­го обращения и валютного регулирования; 7) контрольные.

Во всех этих правоотношениях субъектами являются государст­во, хозяйствующие субъекты, организации, учреждения, а также граждане.

Государство в целом становится субъектом финансовых право­отношений, когда оно регулирует их между РФ и субъектами Феде­рации, между ними и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов, компетенция которых в области финансов установлена конституцией РФ и конституционными правовыми актами субъек­тов Федерации, а также законодательными и другими нормативны­ми актами.

Как субъект финансового права государство выступает также через специальные управомоченные финансовые органы (кредит­ные организации), представляющие интересы государства.

Финансовый орган (кредитная организация) осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй стороной фи­нансовых правоотношений — государственный орган, хозяйствую­щий субъект или физическое лицо.

Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, _ это тоже участники финансовых правоотношений. Субъектами в этих правоотношениях выступают распорядители бюджетных средств, которые несут ответственность за правильное их расходование в меру фактических потребностей, за постановку учета и отчетности расходуемых по смете ресурсов.

Субъектами финансового права являются отдельные физиче­ские и юридические лица. Основным признаком правосубъектно­сти гражданина и юридического лица в финансовых правоотноше­ниях считается наличие самостоятельного источника дохода (зара­ботка имущества на территории РФ).

Субъектами правоотношений наряду с гражданами РФ могут быть иностранцы (или лица без гражданства), проживающие и ра­ботающие в РФ или имеющие на территории РФ законом разре­шенные источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финан­совых правоотношений являются юридические факты, т.е. преду­смотренные нормами финансового права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у от­дельных юридических или физических лиц финансовых прав и обя­занностей.

Так, возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индиви­дуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Федеральный закон «О федеральном бюджете», который принимается ежегодно. Инди­видуальным нормативным актом — извещение финансовым орга­ном гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог. Как событие может рассматриваться, например, увеличение числа иж­дивенцев в семье, что ведет к уменьшению налога на доходы физи­ческих лиц, т.е. данное событие изменяет финансово-правовое от­ношение.

Изменение финансовых правоотношений также происходит на основе нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или умень­шения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение дан­ного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений связано, например, с:

1) погашением финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) выполнением задания по государственным доходам, по бюд­жету или внебюджетным фондам;

3) использованием выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществлением компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д.

Наши рекомендации