Продажа активов предприятия. Ликвидация
305. Определение затрат, связанных с ликвидацией должника. Особенности определения ликвидационной стоимости конкурсной массы.
Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства.
С момента наступления оснований для реализации имущества ликвидируемого юридического лица в первую очередь необходимо провести инвентаризацию имущества. Инвентаризация должна проходить в соответствии с приказом Минфина от 13.06.95 № 49, все выявленное имущество необходимо отразить в промежуточном ликвидационном балансе ликвидируемого юридического лица.
Продажа активов ликвидируемого юридического лица должна проходить в соответствии со статьями 110, 111, 112, 131, 132, 139, 140, 141 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)" № 127-ФЗ - в случае признания должника банкротом и в общих случаях ликвидации в соответствии со статьями 447 ,448 ,449 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Оценка объектов в условиях ликвидации бизнеса и вынужденной продажи.
При ликвидации функционирующего бизнеса по тем или иным причинам (банкротство, раздел имущества, реорганизация, отчуждение государственными органами) возникает необходимость оценки ликвидационной стоимости отдельных частей распродаваемого имущества.
Ликвидационная стоимость – рыночная стоимость объекта при его вынужденной продаже, т. е. денежная сумма, которая может быть получена от продажи объекта в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в сравнении с определением рыночной стоимости.
Под ситуацией ликвидации понимается определение обязательств должника и перевод его материальных активов в денежные средства через их распродажу.
В отличие от обоснованной рыночной стоимости ликвидационная стоимость всегда предполагает вынужденную продажу, означающую потерю права собственности в установленные сроки. Поэтому ликвидационную стоимость называют рыночной стоимостью в условиях вынужденной продажи, и непосредственно она проявляется в ценах на аукционе. При этом, оборудование продают срочно "в том виде, как оно есть, и в том виде, где оно находится".
Информационной базой для оценки ликвидационной стоимости служит мониторинг аукционных продаж. На основе этих сведений можно вывести процент уценки в случае аукционных продаж в сравнении с обычными сделками.
У сильно изношенных объектов ликвидационная стоимость иногда приближается или даже совпадает с утилизационной стоимостью
Оценка объектов при их утилизации.
Если оборудование достигло предельного состояния вследствие износа или чрезвычайного события (аварии, пожара, взрыва и т. п. ), и его капитальный ремонт нецелесообразен, или когда оборудование потеряло полностью свою полезность, на него невозможно найти покупателя, а его реконструкция нецелесообразна, то такое оборудование подлежит списанию и возникает потребность оценить его утилизационную или скраповую стоимость. Если какая-то часть деталей и узлов машины пойдет на вторичное использование, то говорят об утилизационной стоимости. Если все детали и узлы машины подлежат переработке в металлолом, то говорят о скраповой стоимости.
Скраповая стоимость – это вторичная стоимость основных материалов, из которых состоит машина или единица оборудования (сталь, чугун, цветные металлы и сплавы, специальные сплавы иногда драгметаллы)
Ликвидационная стоимость предприятия рассчитывается путем вычитания из скорректированной стоимости всех активов баланса суммы текущих затрат, связанных с ликвидацией предприятия, а также величины всех обязательств.
Работа с объектами мобилизационного назначения, объектами гражданской обороны, законсервированными и неиспользуемыми мобилизационными мощностями, мобилизационными запасами и материальными ценностями мобилизационного резерва. Ведение специального делопроизводства.
Законодательно-нормативная база: ФЗ «О государственном материальном резерве», ФЗ «О государственном оборонном заказе», Положение о финансировании государственного резерва (ДСП), ФЗ «Об обороне», ФЗ «О гражданской обороне», ПП «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне», ПП «О порядке отнесения территорий к группам по ГО», ПП «О создании в организациях структурных подразделений специально уполномоченных на решение задач в области ГО», ПП «О накоплении, хранении, использовании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» от 27 042000, ПП № 1309 « О порядке создания убежищ и иных объектов ГО», ПП «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», ПП "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", ПП "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне".
Государственный резерв – это федеральный общероссийский запас материальных ценностей, в состав которых входят
1) запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ (далее - мобрезерв),
2) запасы стратегических материалов и товаров,
3) запасы материальных ценностей для обеспечения первоочередных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуациях
Объекты гражданской обороны:
1. Объекты предназначенные для проведения мероприятий ГО (убежища, противорадиационные убежища, склады),
2. Организации, независимо от их организационно-правовых форм, отнесенные к категориям по ГО в зависимости от их экономического значения, требующие сохранения в опасный период.
Формирование, хранение и обслуживание запасов гocрезерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, которые образуют вертикаль, единую федеральную систему государственного резерва.
Система государственного резерва и порядок управления государственным резервом определяется Правительством РФ Запасы госрезерва, независимо от места их размещения, предприятия, учреждения, организации и др. объекты (в т ч и объекты ГО), а также земельные участки, на которых они расположены, являются федеральной собственностью.
Организации, имеющие мобзадание или представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время (особый период), подлежат отнесению к категориям по ГО в зависимости от их положения и значимости в экономике государства и безопасности особой важности, первой категории, второй категории.
Ведение документации на объекте, имеющем мобилизационное задание, секретно Запросы по номенклатуре, объемам, требованиям к продукции, финансированию заполняются по форме «секретно» на уровне предприятий, и не только на федеральном уровне.
Мобилизационные резервы создаются на промышленных предприятиях для удовлетворения различных потребностей государства в особый период по техническим заданиям министерств Минпром, Минздрав, Минатом, Российское агентство по государственным резервам, Минэкономразвития, МО, МЧС (в части, касающейся имущества ГО – противогазы, средства индивидуальный защиты, резервы продовольствия и материально-технических средств - запасы для обеспечения населения в особый период, те производство и хранение для особого периода, для ГО - защиты населения).
Номенклатура, объемы запасов и нормы накопления определяются создающими их организациями исходя из возможного характера военных действий на территории РФ, объектов экономики и инфраструктуры, природных, экономических и других особенностей региона, а также норм минимально необходимой достаточности запасов на военное время (устанавливает МЧС России, МО) Утверждаются Постановлением Правительства.
Сведения о номенклатуре и объемах предоставляются организациями в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, а также в органы местного самоуправления на территории которых они расположены.
Сведения о нормах накопления, о поставке, выпуске, закладке, об освежении, дислокации и фактических запасах являются государственной тайной.
Ряд объектов и имущество ГО, приватизация которых запрещена в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, исключается из состава имущества приватизируемого предприятия и передается правопреемнику на ответственное хранение.
Защитные сооружения, по решению органов государственной власти в ведении которых они находятся, могут передаваться по договору для использования в народохозяйственных целях.
При продаже по конкурсу предприятий коммунально-бытового назначения к обязательным условиям конкурса относятся требования сохранения профиля и использования (например, прачечная - санитарно-помывочный пункт).
Порядок создания объектов гражданской обороны, к которым относятся убежища, противорадиационные укрытия, станции обеззараживания одежды и транспорта, санитарно-обмывочные пункты, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, а также иные объекты, предназначенные для проведения мероприятий ГО, определяет Правительство РФ.
В период мобилизации и военный период создание объектов ГО осуществляется за счет приспособления зданий, строек, бункеров иного назначения, а также для чрезвычайных ситуаций.
В мирное время объекты ГО могут использоваться в интересах экономики, а также обслуживания и защиты населения с условием приведения их в заданные сроки к применению по назначению.
Объекты ГО могут быть:
- встроенными - ОГО, расположенные в подвальных этажах зданий,
- запроектированными или приспособленными,
- отдельно стоящими - автономные сооружения, размещаемые на свободных площадках на территории предприятий, во дворах, скверах, парках и других местах вне зон возможных разрушений и завалов от наземных зданий
Приватизация объектов ГО. Решения о приватизации предприятий, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны принимаются органами государственной власти с учетом заключения штаба ГО.
Объекты гражданской обороны, приватизация которых запрещена, передаются правопреемнику на ответственное хранение и пользование. К указанным объектам обносятся:
- пункты управления органов исполнительной власти субъектов РФ, министерств, ведомств и организаций с комплексом защитных сооружений и систем жизнеобеспечения, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования, имущества, мобзапаса, отдельно стоящие убежища ГО,
- специализированные складские помещения для хранения имущества ГО.
С правопреемником заключается договор о правах и обязанностях в отношении ГО, а также выполнении мероприятий ГО. Та же процедура по договорам аренды, преобразовании предприятия в акционерное общество.