Деловое общение. Психология управленческого общения.

Деловое общение (ДО) – это социо-динамическая модель коммуникационного взаимодействия, основными системными элементами выступают: предмет, объект и субъект управления; потребности и мотивы; цели и задачи; функции и принципы; средства, формы и методы, содержание, организация и стороны общения; результат.

Предмет общения определяет сущность субъектно-субъектных отношений, свойства равенства и активности партнеров. Объект общения - это на что направлено взаимодействие. Потребность (нужда) и мотив (желание) выступают побудительным механизмом познания, оценки и развития активности субъектов общения. Действия общения, как единица коммуникативной деятельности, предполагают взаимосвязь инициативных актов, процедур, операций и ответных акций.

Тактические задачи и стратегические цели ДО выступают как направленные действия, процедуры и операции по достижению успеха, как конечного результата. Функции раскрывают процесс социальной интеграции и трансляции положительного опыта, адаптации, корреляции, контроля и активации субъектов, их социализации и анализа действий в общении. Функции субъекта общения обеспечивают взаимосвязь и развитие его когнитивных (познавательных) процессов, эмотивных состояний, коммуникативных, конативных (поведенческих), креативных (творческих) и регулятивных качеств поведения субъекта в межличностном и групповом взаимодействии.

Основными характеристиками содержания общения выступают: взаимопередача партнерами информации, взаимовосприятие, взаимовлияние, взаимопонимание, взаимооценка, взаимодействие партнеров, взаимоуправление ими групповой или массовой деятельностью.

Средства, формы и методы - это механизмы технологии, обеспечивающие взаимосвязь действий, процедур и операций в деятельности. Средства общения: лингвистические (речевые), оптико-кинетические (мимика, жест и пантомимика), экстралингвистические (смех, плач, паузы) и пространственно-временные ситуации. К методам, как способам и приемам воздействия, относятся заражение, подражание, убеждение, внушение и др.

Стороны общения раскрывают содержательную и организационную структуру и показатели взаимодействия. С внешней стороны ими являются коммуникативная активность, интенсивность и инициативность в действиях, мастерство общения в целом. Внутренней стороной общения выражается побудительный механизм личности (потребности, мотивы, интересы, цели и задачи контакта). Стороны общения: а) перцептивная (восприятие и понимание партнеров); б) коммуникативная (обмен информацией); в) интерактивная (взаимодействие партнеров).

Стиль общения обеспечивают совокупность психологических, социально-психологических и культурно-этических форм оптимального воздействия на партнеров общения, с учетом их индивидуально-типологических особенностей.

Продуктом общения являются образования материального и духовного результата взаимодействий. Важными условиями повышения эффективности ДО выступают взаимосвязь как единого целого всех элементов трансакций партнерских отношений в официальных и неофициальных контактах. Основными правилами их установления являются: взаимовосприятие, взаимопонимание на базе аргументов и фактов, умение выражать собственное мнение, говорить, слушать, внушать и убеждать, поддерживать дисциплину и уважать партнера.

ДО является основой развития управленческой деятельности. В нем важное значение имеют субъектно-субъектные взаимоотношения партнеров. Субъективные факторы в свою очередь делятся на 2 группы: рациональные (суть и содержание ДО) и эмоциональные (технологию руководства). Взаимосвязь этих факторов обеспечивает реализацию психо-педагогического механизма, направленного на решение проблем делового общения: что делать и как руководить людьми и собой при выработке, принятии и реализации решений, направленных на достижение стратегических целей и тактических задач организации, с учетом моральных норм и правил, сложившихся традиций и стереотипов поведения.

Виды ДО: прямое и непосредственное, косвенное и опосредованное, внутригрупповые и межгрупповые, межперсональное и ролевое.

Уровни делового общения: высший (административно-руководящей) средний и микроуровень. Взаимосвязь этих трех уровней делового общения на базе применения психологических и педагогических механизмов обеспечивает и развивает композицию группы, ее коммуникативную, социометрическую и властную структуру с учетом норм и ценностей организации в целом.

Таким образом, ДО предполагает системную взаимосвязь субъектов общения, разнообразие уровней и видов, функций и принципов, форм и методов взаимодействия в организации. В нем субъекты управления выполняют свои роли и проявляют свои психо-этические качества, формируют и совершенствуют их на основе усвоения общечеловеческого опыта управления, сложившихся нравственных норм и правил, традиций и ценностей.

Управленческое общение как целенаправленное взаимодействие людей предполагает взаимосвязанное упорядочение и регулирование природы и общества, личности – группы – организации, техники и технологии, субъектов и объектов взаимодействия и взаимовлияния в организациях. Функции управленческого общения: планирование и прогноз; организация коллективной и индивидуальной деятельности; ее координация и субординация; интеграция и трансформация; регулирование и управление персоналом; принятие и реализация управленческого решения; социальный контроль и система информации и анализа; мотивация, как регулятор творческой активности персонала.

Процесс управления не может быть эффективным, если не учитывать его психологические аспекты. Психология управления – это процесс непосредственного применения психологических знаний в технологии управления общественным мнением, настроением, поведением, действиями.

Актуальные проблемы психологии управленческого общения:

- повышение социально-психологической компетентности руководителей, совершенствование стилей управления, межличностного общения, преодоление стрессов;

- развитие управленческой культуры, этики управления и ресурса личного влияния руководителя (имиджа и репутация);

- мотивация персонала;

- построение эффективных коммуникаций в организации (формальных и неформальных), управление общественным мнением;

- оценка и улучшение социально-психологического климата, сплочение персонала вокруг целей организации, управление массовым настроением и поведением;

- эффективное управление человеческими ресурсами.

Наши рекомендации