Случаи, в которых Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено проведение независимой оценки.

Особые требования предъявляются Законом к оценке продаваемого имущества должника. По общему правилу требуется независимая оценка, но проводится она по-разному. Выделим две ситуации:

1) оценка обычного имущества;

2) оценка имущества с публично-правовым элементом - имущества унитарного предприятия либо юридического лица - АО, более 25% акций которого находится в собственности публично-правовых образований (государственной или муниципальной): помимо независимой оценки для такого имущества требуется еще и заключение государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке (ФСФО России).

На основании проведенной оценки решение собрания или комитета кредиторов устанавливает начальную цену имущества, выставленного на торги.

Независимый оценщик действует на основании договора с внешним управляющим с оплатой услуг из стоимости имущества должника.

Как отмечалось, продажа отдельных видов имущества должника не всегда осуществляется на открытых торгах. Это зависит от стоимости имущества. На открытых торгах продается имущество, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до утверждения судом плана внешнего управления составляет не менее 100 тыс. руб. (иной порядок продажи такого имущества может быть предусмотрен Законом о банкротстве). Открытые торги проводятся в порядке, установленном для продажи предприятия (в соответствии с п.4-9 ст.110 Закона.

Иной порядок, нежели открытые торги, может быть предусмотрен планом внешнего управления для продажи имущества стоимостью менее 100 тыс. руб. Что делать, если план внешнего управления упомянул о продаже такого имущества, но забыл определить порядок его продажи? Представляется, что (без внесения изменений в план) в этом случае имущество должно продаваться на открытых торгах (таково общее правило).

Закон императивно устанавливает способ продажи ограниченно оборотоспособного имущества. Это закрытые торги независимо от стоимости имущества. В закрытых торгах принимают участие лица, обладающие правом иметь в собственности либо на вещном праве такое имущество. Проводятся закрытые торги так же, как и торги по продаже предприятия, с соблюдением правил п.4-9 ст.110.

89. Установление требований кредиторов в процедурах банкротства.

Закон определяет порядок установления размера требований кредиторов на стадии наблюдения.

Установление требований - система мероприятий, осуществляемая для целей участия кредиторов в мероприятиях конкурса, в частности в собраниях кредиторов. Кредитор может заявить об установлении своих требований либо не делать этого - момент своего вступления в процесс определяет сам кредитор.

Предъявление кредиторами требований к должнику. Предъявлены могут быть любые требования, в том числе уже установленные требования (в этом случае необходимо приложить подтверждающий документ). Свои требования кредитор направляет в арбитражный суд, должнику, временному управляющему. Срок заявления кредиторами своих требований - 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения - установлен императивно, поэтому не имеет значения, когда было получено извещение временного управляющего о введении наблюдения. Все требования кредиторов включаются в реестр только на основании определения арбитражного суда о включении требований в реестр - это означает, что по собственной инициативе временный управляющий не может включить в реестр даже установленные требования.

Заявление возражений на требования к должнику. Возражения заявляются только в арбитражный суд. Срок для заявления возражений - не более 15 дней со дня истечения срока для предъявления требований, о котором говорилось, т.е. 45 дней с момента опубликования информации о введении наблюдения. Субъекты, которые имеют право направить возражения, следующие:

- должник; - временный управляющий; - любой из кредиторов, предъявивших должнику свои требования; поскольку специальное указание на такое право уполномоченных органов отсутствует, напрашивается вывод: эти органы заявлять возражения на требования кредиторов (а также на требования иных уполномоченных органов) не могут; - представитель учредителей (участников) должника либо представитель собственника должника - унитарного предприятия.

Если на требования кредитора поступили возражения, арбитражный суд рассматривает обоснованность этих возражений и наличие оснований для включения требований и требования рассматриваются в заседании арбитражного суда, по результатам которого выносится определение о включении требований в реестр либо об отказе включения их в реестр (при положительном ответе определение должно содержать указание на размер требований и очередность их удовлетворения).

Вынесенное определение арбитражный суд обязан направить следующим субъектам:

- должнику;

- арбитражному управляющему;

- кредитору, предъявившему требование;

- реестродержателю.

Требования, предъявленные с опозданием, подлежат рассмотрению арбитражным судом после окончания наблюдения в рамках следующей процедуры.

Закон определяет порядок установления требований кредиторов в процессе внешнего управления. Он применяется к требованиям, заявленным в течение внешнего управления, а также до его введения, т.е. к требованиям, заявленным по истечении 30 дней после опубликования информации о введении наблюдения (ст.71), либо на стадии финансового оздоровления.

В любой момент в течение внешнего управления кредитор может заявить свое требование в арбитражный суд и внешнему управляющему.

Направляя требование в суд и управляющему, кредитор должен приложить к нему документы, подтверждающие требование, включая судебный акт, если он есть. Таким образом, для участия в конкурсном процессе не обязательно иметь требование, подтвержденное решением суда (это необходимо только для подачи заявления о банкротстве должника). Подтверждать требование кредитора могут любые документы: акт сверки взаиморасчетов; обещание должника исполнить требование; договор, не являющийся исполненным, и т.п.

Закон устанавливает, что требования кредиторов должны быть включены в реестр на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов. Возникает вопрос, что делать с требованием, которое уже является установленным, т.е. подтвержденным решением суда. Исходя из буквального толкования названной нормы, вполне очевидно: внешний управляющий не имеет права внести его в реестр самостоятельно. Но тогда требование поступает на рассмотрение суда, что не исключает вынесения судом определения о его отклонении либо об изменении его размера, а это едва ли законно, так как представляет собой особый способ опровержения вступивших в силу судебных решений.

Получив требование, внешний управляющий обязан в течение пяти дней с момента его получения уведомить представителя учредителей (участников) либо собственника имущества должника и предоставить им возможность ознакомиться с требованиями кредиторов и прилагаемыми к ним документами.

Очень важна следующая новелла Закона: арбитражный суд рассматривает все требования - и те, по которым поступили возражения (на предмет проверки обоснованности возражений), и те, на которые возражения не поступили.

В период конкурсного производства порядок установления требования аналогичный, однако при конкурсном производстве срок подачи требований составляет два месяца. Поскольку реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Участие третьих лиц в восстановлении платежеспособности должника в различных процедурах банкротства. Исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом, либо третьими лицами в процедурах банкротства.

Закон определяет порядок и особенности исполнения обязательств должника определенными субъектами.

Эти субъекты - любые лица, в частности собственник имущества должника - унитарного предприятия, любой из учредителей (участников) должника, любой из кредиторов.

Смысл правил, состоит в том, что до окончания внешнего управления любое лицо, желая прекратить конкурсный процесс, может это сделать в любое время. Указанная цель достигается двумя способами:

удовлетворение требований каждого кредитора в соответствии с реестром (очевидно, копия реестра должна быть предоставлена управляющим субъекту, выразившему желание исполнить обязательства должника), осуществляемое самим субъектом;

предоставление должнику (т.е. внешнему управляющему) средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов (очевидно, управляющий обязан соответствующую информацию направить субъекту при получении сообщения о его намерениях).

В обеих ситуациях предполагаемое удовлетворение должно быть одновременным и полным, т.е. необходимо учитывать все требования, внесенные в реестр на момент удовлетворения (а не на момент перечисления средств либо какой-нибудь другой).

Субъект, готовый исполнить все требования кредиторов, обязан письменно уведомить арбитражного управляющего и кредиторов о начале удовлетворения требований. Очень важно правило в соответствии с которым в течение недели после получения уведомления арбитражный управляющий должен отказывать всем остальным субъектам в принятии аналогичных уведомлений, а также в принятии исполнения обязательств должника от иных субъектов.

Это уведомление будет считаться недействительным, если в течение названной недели субъект, его направивший, не приступил к исполнению требований кредиторов, а также если он приступил, но не закончил исполнение в течение месяца после направления уведомления.

Законом обязанность кредиторов принять предлагаемое им исполнение (от кого бы оно ни исходило), а также обязанность должника осуществить удовлетворение требований за счет предоставленных средств.

Интересен следующий момент, что в случае просрочки кредитора, т.е. при невозможности удовлетворения его требований в связи с нарушением им обязанности по предоставлению сведений о себе (например, реквизитов банковского счета), либо иного уклонения от принятия исполнения, денежные средства могут быть внесены в депозит нотариуса.

Нормы закона определяют условия, на которых осуществляется предоставление денежных средств должнику. Определение в Законе таких условий означает, что заключение соответствующего договора не обязательно. Денежные средства считаются предоставленными на условиях беспроцентного займа с исполнением до востребования, однако не ранее окончания срока внешнего управления.

Конкурсное производство. Собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица в любое время до окончания конкурсного производства вправе одновременно удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов в порядке и на условиях, которые предусмотрены внешним управлением. По результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или утверждения арбитражным судом мирового соглашения.

Наши рекомендации