Стратегическое направление развития Забайкальского края.

1) В основу долгосрочной социально-экономической политики Забайкальского края поставлены интересы человека, улучшение качества его жизни и создание условий для развития личности.

Стратегическими целями повышения качества жизни населения являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной – улучшение демографической ситуации. Повышение качества жизни будет гарантироваться путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, качественных услуг здравоохранения, образования, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты труда, гармоничного духовного развития.

Основными направлениями в сфере здравоохранения определены:

Усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства.

В сфере образования продолжатся системные изменения, направленные на обеспечение современного качества образования, соответствие актуальным и перспективным запросам общества, внедрение современных моделей обучения, способствующих гармоничному и интеллектуальному развитию личности. Приоритетными направлениями в этой сфере будут повышение доступности качественных образовательных услуг и приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда. Укреплению сферы культуры будет способствовать сохранение и развитие духовных ценностей граждан, самобытных культур многонационального населения края, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга, совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения, развитие культурно- познавательного туризма. Демографическая политика будет проводиться в соответствии с Концепцией долгосрочного развития Российской Федерации и Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и будет способствовать преодолению негативных демографических тенденций в развитии края. Основными направлениями демографической политики определены:

· Реализация программы содействия расширению моделей здорового образа жизни, специальные меры по содействию занятости женщин, имеющих детей, программы поэтапной ликвидации рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда, мероприятия по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний у работников, создание условий для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей;

· Реализация дополнительных мероприятий по предоставлению доступного семейного жилья и совершенствование инфраструктуры дошкольного образования;

· Проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможные риски в демографическом развитии и принятие превентивных мер по сбережению населения;

· Активизация работы по привлечению на постоянное жительство в Забайкальский край иммигрантов трудоспособного возраста с целью замещения естественной убыли населения.

В результате реализации основных направлений социальной и демографической политики края будут сформированы условия, способствующие изменениям в сферах, определяющих качество жизни людей, прежде всего, условия для улучшения здоровья, образования, культуры, жилищных условий, безопасности. Социальная политика будет ориентирована на создание условий для самостоятельного формирования стабильных и благополучных социальных позиций для каждого человека. Результатом этого станет возможность в максимальной степени снизить сложившийся уровень отставания Забайкальского края в обеспеченности качественными услугами социальной сферы от среднероссийского уровня.

2) Экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала края.

В сфере экологической безопасности и рационального природопользования усилия органов исполнительной власти края будут направлены на создание условий для внедрения экологически безопасных производств, формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах

3) Развитие приграничного сотрудничества, обеспечивающего стратегическую стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

В силу своего географического расположения (1095 км общей границы с КНР и 831 км – с Монголией) Забайкальский край имеет исключительно благоприятные и перспективные условия для развития приграничного торгово-экономического сотрудничества с прилегающими регионами соседних государств. Особо важную роль для развития данных направлений в экономике края играет соседство с КНР – страной с одной из самых крупных и стремительно развивающихся экономик мира. Расположение по соседству с динамично развивающимися провинциями КНР (АРВМ, Хэйлунцзян и другие), наличие в крае достаточных энергетических и сырьевых мощностей, транспортной инфраструктуры, свободных земельных площадей, значительного количества незанятого трудоспособного населения являются факторами, определяющими возможность привлечения иностранных инвестиций и, что особенно важно, заинтересованного российского капитала, осуществляющих бизнес в сфере 32 производства, торговли и логистики.

Развитие этого направления предусматривает реализацию механизма функционирования территорий интенсивных приграничных торгово- экономических отношений. Данный механизм предполагает создание и функционирование в Забайкальском крае до 30–40 территориально и временно ограниченных площадок (зон) промышленного, сельскохозяйственного, строительного и торгового типа с размещением на них предприятий и организаций с иностранным, смешанным и российским капиталом.

В долгосрочной перспективе экономическое развитие Забайкальского края в значительной степени будет определяться динамикой и масштабами его внешнеэкономических взаимодействий. Активное включение в систему мирохозяйственных связей с целью максимизации прямых и косвенных выгод от внешнеэкономических операций должно оставаться одним из важнейших стратегических приоритетов развития Забайкальского края.

В качестве основных направлений, реализация которых позволит вывести экономику края на траекторию ускоренного и эффективного развития, необходимо выделить следующие:

· Совершенствование приграничной инфраструктуры и оптимизация пунктов пропуска; формирование транспортной и энергетической инфраструктуры;

· Диверсификация структуры производства и экспорта края за счет продукции электроэнергетики, горнорудной и лесоперерабатывающей промышленности;

· Создание комфортных условий для привлечения в край иностранного капитала.

Наибольший приоритет будет отдаваться прямым иностранным инвестициям, поскольку они способствуют привлечению новых технологий, созданию новых рабочих мест, росту объемов производства и экспорта, интеграции в международное сотрудничество; развитие производственно-технологического сотрудничества с целью повышения конкурентоспособности предприятий Забайкальского края.

Заключение

Государственное регулирование регионального развития - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.

Проблемы регионального деления, устойчивого и согласованного социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов являются как никогда актуальными на современном этапе становления России как равноправного и стабильного члена мирового сообщества. Совокупностью методов и инструментов управления социально-экономическим развитием региона является региональная политика государства. Для каждого субъекта Российской Федерации, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации в государстве и регионе. Проведение региональной политики невозможно без формирования системы государственных организационно-финансовых институтов, отвечающих за отдельные направления реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Другим инструментом регионального развития стали федеральные целевые программы, направленные на решение задачи стимулирования социально-экономического развития (например, обеспечение ускоренного экономического роста в геостратегически важных регионах страны) и направленные на решение задачи обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в том числе, на решение проблем кризисных территорий).

Назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

Федеральный центр в России должен выступать не только как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но скорее как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом сохранения единого экономико-социально-политико-правового пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства.

Список литературы

1. Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года». Утверждена распоряжением Правительства Ульяновской области от 7 октября 2008года, № 522-пр.

2. Видяпин В.И. Степанов М.В.. Региональная экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова). , 2007, 243с.

3. Абалкина Л.И. Экономические и социальные проблемы регионального развития/ Под ред. Л.И. Абалкина, В.Л. Квинта. -М.: Наука, 2005. -149с.

4. .Козлов Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России. // Российский экономический журнал. - 2007. - №12.

5. Николаева И.П.Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: учебное пособие / Под ред. И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 504 с.

6. Морозова Т.Г. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. Проф. Т.Г. Морозова. - М.: Юнити-ДАНА, 2003. - 519 с.

7. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.

8. Раевский С.В. Управление стабилизацией и развитием экономики региона. - Владивосток: Дальнаука, 2006. 76с.

9. Семенов П., Шульберг Б.М. Новая региональная стратегия // Экономист.- 2004. №6. С.72-76.

10. Штульберг Б.М. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. - М.: Наука, 2003.- 127с.

11. Яндиев М.И. Финансы регионов. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 298 с.Шерин В.А.Основы стратегического развития экономики региона (на примере Ульяновской области): Моногрфия.- М.: Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, 2014.-128с.

12. http://passport.zab-investportal.ru/files/strategy_socio-economic_2030.pdf

13. https://zabmedia.ru/

[1] Некрасов Н.Н. “Региональная экономика”( Изд. 2-е — М.: Экономика, 1978. — 340 с.)

Наши рекомендации