Правовые основы регулирования регионального развития.

Правовые основы регулирования регионального развития обеспечивают регламентацию задач и условий территориального регулирования. Правовой основой государственного регулирования peгионального развития Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовые основы обеспечивают достижение оптимального сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, укрепление государственности в Российской Федерации, совершенствование федерализма, создание условий для более эффективного и гармоничного развития регионов Российской Федерации и обеспечение роста благосостояния населения. Конституция РФ закрепляет федеративное устройство государства. Конституцией РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.

В Конституции РФ декларируются положения о единой системе государственной власти, о предметах ведения Федерации, о предметах совместной компетенции Федерации и её субъектов, о статусе и полномочиях органов местного самоуправления. Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» установлены общие принципы решения вопросов. Система властных структур в регионах и принципы их деятельности определены в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации. Законодательством установлен порядок эксплуатации природных ресурсов и охраны природы, использования трудовых ресурсов и социальной поддержки населения, реализации научно-технического и производственного потенциала. К этим законам относятся Закон «О недрах» (15 июля 1992 г.), Закон «О соглашениях о разделе продукции» (30 декабря 1995 г.), Водный кодекс Российской Федерации (16 ноября 1995 г.), Лесной кодекс РФ (29 января 1997 г.), Закон «Об охране атмосферного воздуха» (4 мая 1999 г.), Земельный кодекс Российской Федерации.

Кроме федерального законодательства социально-экономическое развитие регионов регулируют законодательно-нормативные акты, принятые регионами:

· О системе органов управления на своей территории;

· О порядке подготовки, финансирования и реализации планов, проектов и программ регионального и местного значения;

· Об участии территориальных администраций в управлении собственностью предприятий и организаций;

· Об активизации в регионе инвестиционной деятельности;

· Оказании финансовой поддержки предприятиям за счет территориального бюджета;

· Адресной социальной помощи населению;

· Организации местного самоуправления и его бюджетным устройством.

Инструменты регулирования регионального развитияможно объединить в три группы:

· Планирование и прогнозирование;

· Макро- и микроинструменты региональной политики;

· Бюджетно-налоговая система.

Планирование и прогнозирование

Практически во всех странах разрабатываются региональные планы и прогнозы. Основное внимание в них делается на планирование инфраструктуры, развитие городских и сельских территорий в зависимости от страны, охрану окружающей среды. Это связано с тем, что именно в этих областях роль особенно важна.

Планы регионального развития в странах с рыночной экономикой не могут быть директивными, как это было ранее в СССР и других социалистических странах. Они являются рекомендательными. Однако те части планов, которые адресуются государственному сектору экономики, определяют размещение важнейших объектов инфраструктуры и касаются охраны окружающей среды, являются обязательными.

Как правило, построение планов и прогнозов осуществляется с участием его непосредственных исполнителей.

В последнее время работа в сфере долгосрочного планирования и прогнозирования активизировалась. Результатом этого явилось принятие Правительством РФ в ноябре 2008 г. «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Указанный документ содержится раздел «Региональное развитие», в котором рассмотрены вопросы инновационной и социальной ориентации регионального развития, формирования центров регионального развития и совершенствования системы государственного регионального управления.

Макро и микроинструменты региональной политики.

По степени универсальности и широте воздействия инструменты регионального регулирования можно разделить на две группы:

· Общеэкономические регуляторы (или макроинструменты), воздействующие на поведение многих экономических субъектов на определенных территориях,

· Регуляторы адресного воздействия (или микроинструменты)

Макроинструментырегиональной экономической политики представляют собой дифференцированные по регионам параметры (нормативы, ставки и т.п.) и условия общегосударственной налоговой, кредитной, инвестиционной, социальной политики.

Например, для стимулирования экономического роста или поддержки проблемных регионов устанавливаются пониженные ставки налогов на предпринимательство, льготные кредитные ставки, льготные транспортные тарифы.

Цель применения таких стимулов - поднять конкурентоспособность определенных регионов на национальном и внешних рынках.

В России на начальном этапе экономических реформ активно проводилась линия на широкое использование разнообразных региональных льгот и стимулов. Предусматривалось введение для отдельных регионов пониженных ставок налогов и кредитов, ускоренной амортизации основных фондов, освобождение от уплаты таможенных пошлин и др.

Массовая практика региональных льгот привела к увеличению несбалансированности бюджета и усложнению общероссийского регулирования денежных средств, кредитных ресурсов и внешнеэкономической деятельности. В 1995 г. большинство региональных льгот было отменено.

В настоящее время сфера применения дифференцированных макроэкономических регуляторов весьма ограниченна.

Бюджетно-налоговая система.

Основным средством государственного регионального регулирования является бюджетная система.

Бюджетная система -это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между Центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

2.3 Основные направления деятельности министерства регионального развития Российской Федерации на 2014-2016 годы.

Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

- социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществления приграничного и межрегионального сотрудничества;

· Градостроительства, в части территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории;

· Координации разработки и реализации комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов;

· Координации отбора и реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов;

· Государственной национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации;

· Защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации;

· Взаимодействия с казачьими обществами.

· Разработке и согласованию методик выделения средств государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям и внесению их в Правительство Российской Федерации на утверждение;

Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет функции: по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) в части вопросов, не отнесенных к компетенции Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Министерство регионального развития Российской Федерации в части вопросов, не отнесенных к компетенции Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, в том числе в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, а также в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Основой для подготовки доклада о результатах и основных направлениях деятельности являются следующие инструменты программно-целевого и бюджетного планирования:

· Государственные программы Российской Федерации;

· Федеральные целевые программы;

· Обоснования бюджетных ассигнований;

· Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

3. Внедрение современных методов стратегического планирования регионального развития.

Наши рекомендации