Организация информационного обеспечения финансовой политики

При разработке и реализации финансовой политики руководство предприятия вынуждено постоянно принимать управленческие решения из множества альтернативных направлений. Для того чтобы выбрать наиболее выгодное решение важнейшую роль играет своевременная и точная информация.

В современной экономической ситуации хозяйствующие субъекты, особенно крупные корпорации, тратят много средств и времени для постоянного обеспечения информационной составляющей своей финансовой политики. Стоимость информации определяется не только количеством затраченного живого и овеществленного труда на её формирование или разработку, систематизацию, анализ и хранение, на нее также оказывает влияние ее достоверность, своевременность получения и эксклюзивность. В этой связи рыночная стоимость информации не должна восприниматься только как прямая её покупка за деньги на финансовых рынках. Отсутствие такой информации может обойтись предприятию в огромные суммы прямых убытков, упущенной выгоды, тактически и стратегически неверными управленческими решениями.

Информационное обеспечение финансовой политики предприятия можно разделить на две крупные категории – формируемое из внешних источников и внутренних.

Система показателей информационного обеспечения финансовой политики предприятия формируемая из внешних источников:

1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны.К ним относятся:

· темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;

· объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;

· денежные доходы населения;

· вклады населения в банках;

· индекс инфляции;

· учетная ставка центрального банка.

Данный вид информативных показателей служит основой для проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности (стратегии развития его активов и капитала, осуществления инвестиционной деятельности, формирования системы целевых направлений развития). Формирование системы показателей этой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики.

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка.Здесь содержится такая информация, как:

· виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, деривативов и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовых рынках;

· котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;

· кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита;

· депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам;

· официальный курс отдельных валют;

Система нормативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений, вариантов размещения свободных денежных средств и т.д. Формирование системы показателей этой группы основывается на периодических публикациях центрального банка, коммерческих изданиях, фондовой и валютной биржах, а также на официальных статистических изданиях.

3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов.

Система информативных показателей этой группы используется в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Эти показатели формируются обычно в разрезе следующих блоков: «Банки»; «Страховые компании»; «Поставщики продукции»; «Покупатели продукции»; «Конкуренты». Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями.

4. Нормативно - регулирующие показатели.

Система этих показателей учитывается в процессе подготовки финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий. Источником формирования показателей этой группы являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.

Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников делится на две группы:

1. Первичная информация:

· формы бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках; отчет об изменении капитала; отчет о движении денежных средств; приложение к бухгалтерскому балансу; отчет о целевом использовании полученных средств)2, а также отчетность, формируемая в соответствии с международными стандартами;

· оперативный финансовый учет.

Система информативных показателей этой группы широко используется как внешними, так и внутренними пользователями. Она применяется в процессе финансового анализа, планирования, разработки финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия.

2. Информация, полученная в процессе финансового анализа:

· горизонтальный анализ (сравнение финансовых показателей с предшествующим периодом и за ряд предшествующих периодов);

· вертикальный анализ (структурный анализ активов, пассивов и денежных потоков);

· сравнительный анализ (со среднеотраслевыми финансовыми показателями, показателями конкурентов, отчетными и плановыми показателями);

· анализ финансовых коэффициентов (финансовая устойчивость, платежеспособность, оборачиваемость, рентабельность);

· интегральный финансовый анализ (Дюпоновская система интегрального анализа, интегральная система портфельного анализа и др.).

Таким образом, для успешной реализации финансовой политики предприятия руководству необходимо, во-первых, обладать достоверной информацией о внешней среде, и особенно знать возможные ее изменения, во-вторых, иметь сведения о текущих отчетных параметрах внутреннего финансового положения, и, в-третьих, обладать максимально точным финансовым анализом, позволяющим получить количественную оценку результатов финансовой деятельности в разрезе отдельных ее аспектов, как в статике, так и в динамике.

Кроме того, предприятие должно проводить открытую информационную политику, особенно с потенциальными инвесторами, кредиторами, органами власти. Финансовая политика предприятия, не подкрепленная регулярным, достоверным информационным обеспечением инвесторов, отрицательно сказывается на рыночной стоимости предприятия, поскольку усиливает подозрения и риск самостоятельного сбора не вполне точной и достоверной информации.

1.6. Финансовая политика и другие функциональные дисциплины

Разработка и реализация финансовой политики содержит в себе одновременно финансовые, управленческие, экономические, правовые и даже технические аспекты и в этой связи требует междисциплинарного подхода. Действительно, такие понятия как активы, оборотный капитал, издержки, цены, а также методы – бюджетирование, нормирование оборотных средств и другие не принадлежат предмету «финансовой политики» и вышли из самых разных практических и научных дисциплин. Однако с методологической точки зрения это дисциплина - перекресток, генерирующая в одно целое цель развития предприятия, механизм и этапы достижения данной цели.

Свой вклад в практическую реализацию финансовой политики любого предприятия вносят – бухгалтерский учет, финансовый менеджмент, экономика, право, статистика, математика, информатика и другие функциональные дисциплины.

Финансовая политика и финансы.Финансовая политика, несмотря на то, что опирается на термины, суть которых раскрывается в дисциплине «финансы» не изучает непосредственно содержание и состав финансовых отношений, она использует финансы как базовый инструмент для достижения своих целей и задач. Финансовая политика помогает более четко определиться с тем, как с помощью финансовых ресурсов достигнуть поставленных целей.

Финансовая политика и финансовый менеджмент. Финансовая политика задает общую концепцию развития предприятия. Однако реализуется финансовая политика с помощью методов финансового менеджмента. Финансовый менеджмент больше связан с действиями, анализом и подготовкой решений, а финансовая политика адаптирует существующие методы в соответствии с ее целями, направлениями и задачами.

Финансовая политика и бухгалтерский учет. Все решения в рамках финансовой политики тесно переплетаются с бухгалтерским учетом. Действительно, бухгалтерский учет предоставляет основную первичную информацию, которая необходима для реализации финансовой политики. Кроме того, из предмета «бухгалтерский учет» вышли многочисленные термины, понятия и концепции.

Финансовая политика и право. Влияние права на реализацию финансовой политики сказывается косвенно через элементы гражданского, трудового, административно-процессуального права.

Финансовая политика и налогообложение.На достижение той или иной стратегической цели, поставленной в рамках финансовой политики, оказывают влияние многочисленные финансовые потоки, а на них, в свою очередь, существенно влияет действующая система налогообложения. Кроме того, действующее налоговое законодательство часто выступает как принуждение к тому или иному финансовому действию.

Финансовая политика и математико-статистические дисциплины. Финансовые цели обычно предполагают формализацию, а статистика и математика предоставляют непосредственно инструменты анализа и моделирования. Особенно эти инструменты необходимы при учете риска и неопределенности в управленческих решениях. Нужно отметить, что применение математики значительно расширилось. Математика в управлении финансовой деятельностью применяется уже долгое время. Давно используется финансовая математика для решения о целесообразности выдачи или привлечения займов, или расчета цены капитала.

Финансовая политика и информатика.Информатика почти не влияет на рассматриваемую дисциплину как таковую, но ее применение, как и в других областях управления, значительно увеличивает эффективность практических решений. Существуют многочисленные финансовые программы, реализуемые на ЭВМ, которые делают финансовое моделирование доступным почти каждому предприятию; назовем, в частности, табличные процессоры, системы финансового моделирования и системы-эксперты.

Управление финансовой деятельностью и ... многое другое.Много научных и практических дисциплин также оказывают помощь ответственному финансисту предприятия, так, в управлении денежными средствами стали применять системный анализ; в некоторых крупных компаниях используют приемы анкетирования гуманитарных наук, чтобы узнать состав акционеров и лучше управлять политикой дивидендов. Имеются и другие примеры привлечения методологии различных дисциплин.

Таким образом, данная дисциплина организационно соединяет всевозможные элементы в единое целое, начиная от определения первичной цели, стратегических направлений вплоть до реализации конкретных решений и отвечает практическим потребностям при управлении предприятием.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение финансовой политики предприятия.

2. Какие стратегические цели ставятся с помощью финансовой политики?

3. Что подразумевают понятия «финансовая стратегия» и «финансовая тактика»?

4. Раскройте основные направления разработки финансовой политики.

5. Кто определяет основные направления разработки финансовой политики предприятия?

6. Перечислите основные тактические задачи, решаемые в ходе реализации финансовой политики.

7. Перечислите основные этапы финансовой политики предприятия.

8. Приведите основные факторы, влияющие на приоритетность стратегических целей финансовой политики.

9. Укажите основные источники информационного обеспечения финансовой политики предприятия.

10. Что является субъектом и объектом управления финансовой политики предприятия?

Наши рекомендации