Реализация экономической безопасности на территории Российской Федерации
Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 утверждена Стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации представляли, как развитие и конкретизацию соответствующих положений национальной безопасности Российской Федерации в целом, ориентированную на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в период с 1996 по 2001 гг. Следует отметить, что указанный документ формально является не действующим, но фактически его отмена не декларирована. В нем экономическая безопасность прямо не квалифицируется с позиции структуры национальной безопасности, но из анализа содержания текста можно сделать вывод о ее видовой принадлежности, что следует из определяемых объектов экономической безопасности, а также из взаимосвязи и иерархии целей экономической и национальной безопасности. В Государственной стратегии экономической безопасности закреплены следующие положения: объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности; реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить: защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе; эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов; активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России. Таким образом, в Стратегии закреплена видовая структура национальной безопасности.
29 декабря 1997 года была принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Концепция, положения которой развивались в стратегии экономической безопасности, была утверждена спустя год после выхода последней. В ней особое место отводится угрозам, способствующим падению уровня социально-экономического обеспечения граждан и наносящим ущерб национальным интересам РФ. С точки зрения формирования теоретических и методологических основ в области национальной безопасности, Концепция национальной безопасности 1997 года по большому счету ценности не представляла.
Новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации утверждена в январе 2000 года. Однако, по существу, это новый документ, который ввел социально-правовую категорию «национальная безопасность Российской Федерации», под которой понималась безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ. В рассматриваемом документе выделены уровни и виды безопасности, а также сферы обеспечения национальной безопасности.
Уровни безопасности представлены безопасностью личности, общества, государства, национальной и международной безопасностью. Через представление понятия «национальные интересы» в Концепции выделены сферы обеспечения национальной безопасности: экономическая, социальная, информационная, военная, пограничная, экологическая и другие. Особое место отводится экономической сфере: «…национальные интересы в этой сфере являются ключевыми». Таким образом, на указанном этапе выделены виды безопасности как элементы и системы безопасности РФ и системы национальной безопасности, они же являлись и сферами обеспечения национальной безопасности.
В 2000 году утвержден еще один документ – Доктрина информационной безопасности. В ней выделены, помимо собственно информационной безопасности, другие составляющие национальной безопасности, в том числе политическая, экономическая, оборонная и др. В данном документе подробно рассматривается информационная безопасность как сфера обеспечения национальной безопасности. Из содержания Доктрины информационной безопасности следует, что система безопасности представлена как совокупность составляющих – видов безопасности, а в национальной безопасности выделены сферы ее обеспечения.
В мае 2009 года на государственном уровне сформулирована система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу, что закреплено в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года. Указом Президента, утвердившим Стратегию национальной безопасности РФ, признаны утратившими силу: Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Таким образом, формально утратила силу и обозначенная в указанных документах позиция государства относительно сущности и структуры национальной безопасности. В Стратегии сформулировано определение национальной безопасности, понимаемое как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Отражена конституционно закрепленная социальная составляющая РФ, выразившаяся в обеспечении защищенности и устойчивого развития первоначально личности, общества и в заключение – государства. В нормативном правовом акте конкретизировано понятие «национальные интересы Российской Федерации». Это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Определяемые ранее как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах, национальные интересы получили новую трактовку. Расширены границы национальных интересов, они определяются не только внутренними потребностями государства, но и распространяются за его пределами, таким образом, считаем, что Российская Федерация установила для себя и для зарубежных партнеров вектор международной политики, свойственный крупной мировой державе. Кроме указанных понятий, определены «стратегические национальные приоритеты», «система обеспечения национальной безопасности», «силы обеспечения национальной безопасности» и «средства обеспечения национальной безопасности». В качестве приоритетов национальной безопасности в Стратегии выделена национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Необходимо отметить, что категории «государственная безопасность» и «общественная безопасность» употреблены второй раз в нормативных правовых актах, при этом их понимание не учтено ни в Законе «О безопасности», ни в Стратегии. Стратегия уточняет уровни национальной безопасности, обоснованно добавив к списку, закрепленному в ранее принятых документах и состоявшему из безопасности личности, безопасности общества и безопасности государства, региональный уровень безопасности.
В условиях нестабильности мировой экономики и введения санкционных мер против России со стороны ряда стран проблема обеспечения национальной экономической безопасности приобрела особенную актуальность. В 2014 г. из-за высоких политических рисков, введения санкционных мер и снижения мировых цен на нефть, что спровоцировало резкий спад российской экономики, Euromoney Country Risk присвоили России 72-е место по уровню экономической безопасности среди остальных стран. Это свидетельствует о наличии серьезных проблем в экономической безопасности современной России.
Агентство Euromoney Country Risk путем опроса более 400 международных экономистов и других экспертов ежегодно оценивает инвестиционные риски в 186 странах мира по критериям, чтобы определить риски дефолта по облигациям, потери прямых инвестиций или кризис глобальных деловых отношений. Полученные качественные показатели усредняются в сочетании с тремя основными количественными величинами, чтобы дать общую оценку экономической безопасности по 100-балльной шкале, где оценка 100 отвечает наиболее безопасному уровню и 0 – наиболее рискованному. Оценка включает в себя: риски по облигациям; риски потери прямых инвестиций; риски, связанные с глобальными деловыми отношениями, и т.д. При этом учитывается качественная модель, которая стремится дать экспертное заключение о переменных риска в стране и трех основных количественных величинах. Факторы, включенные в рейтинг стран по степени риска, следующие:
1. политический риск;
2. экономические показатели/прогнозы;
3. структурная оценка;
4. показатели задолженности;
5. кредитные рейтинги;
6. доступ к банковскому финансированию;
7. доступ к рынкам капитала.
Тем не менее, точность анализа, проводимого такими рейтинговыми агентствами, остается недостаточно высокой. В связи с этим в последние два десятилетия существенно возрос интерес к разработке показателей для измерения устойчивости как высшей степени экономической безопасности страны. Устойчивость в данном аспекте рассматривается как баланс между экономической, экологической и социальной составляющими жизни общества. В рамках разработанного комплексного подхода к определению экономической безопасности предлагается использовать также количественные параметры экономической безопасности.
Результаты оценки экономической безопасности России в 2014 г. с помощью количественных показателей в рамках авторского комплексного подхода. Оценка экономической безопасности России в 2014г. с помощью количественных показателей.
Таблица 2.1 Количественные показатели экономической безопасности
Показатели экономической безопасности | Значение показателей для России, % | Характеристика показателей |
Уровень инфляции | Высокий уровень инфляции | |
Уровень безработицы | Высокий уровень безработицы | |
Доля крупнейшей отрасли экономики: В структуре ВВП | Экономика многопрофильна её зависимость от нефти и газовой отрасли слишком большая | |
В структуре экспорта | ||
Прирост объёма прямых иностранных инвестиций в экономику | Объём инвестиций в экономику мал, что не позволяет наладить производство и развиваться | |
Темп роста ВВП | Экономика находится в состоянии стагнации |
Из анализа данных таблицы следует, что по всем обозначенным показателям в 2014 г. Россия демонстрировала высокие риски, что свидетельствует о наличии серьезных угроз для ее экономической безопасности.
К числу положительных перспектив и возможностей обеспечения экономической безопасности России можно отнести: вынужденное повышение конкурентоспособности российских предприятий из-за отмены протекционистских мер в результате реализации соглашений ВТО и введения режима фритредерства; отмену экономических санкций и восстановление торговых отношений со странами мира; выход российских предприятий на мировые рынки из-за снижения торговых барьеров в условиях членства в ВТО и способность к налаживанию отечественного производства. Россия обладает следующими преимуществами в обеспечении экономической безопасности: высокой ресурс обеспеченностью экономики; высокими производственными мощностями (наследие советской экономики). Однако, несмотря на наличие основного капитала, большинство постсоветских предприятий закрываются из-за неспособности функционирования в рыночных условиях, а именно вследствие нехватки гибкости и адаптивности. Проблемами обеспечения экономической безопасности России являются отсутствие собственного национального производства, ориентация экономики на добычу полезных ископаемых и неблагоприятный бизнес- и инвестиционный климат, что препятствует развитию предпринимательства
В условиях введения санкций со стороны ряда стран против России сложилась неблагоприятная ситуация, угрожающая экономической безопасности современной России. Ключевыми проблемами в поддержании национальной безопасности России являются:
- отсутствие собственного производства;
- ориентация на добычу полезных ископаемых, обусловливающая высокую степень зависимости от импорта;
- нехватка инвестиционных ресурсов из-за неблагоприятного инвестиционного и бизнес-климата.
Несмотря на наличие ресурсной базы и богатого человеческого капитала, нехватка инвестиций и предпринимательской активности тормозит развитие национального производства. Для преодоления угроз экономической безопасности современной России необходима качественная трансформация экономической действительности, что возможно в результате реализации переходу к механизму повышения экономической безопасности. Данный механизм предполагает ориентацию на такие сферы хозяйствования, в которых наша страна может завоевать мировое лидерство и создать инновации, что позволило бы ей выйти на новый уровень развития и достигнуть более высокого значения. Это позволит обеспечить экономическую безопасность современной России и ее устойчивое развитие в будущем.