Функции и преимущества факторинга
Привлекательность факторинга обусловлена тем, что он объединяет в себе сразу несколько функций:
§ во-первых, финансирование оборотного капитала;
§ во-вторых, инкассацию задолженности клиента;
§ в-третьих, если это предусмотрено договором, факторинг берет на себя риск неплатежа, выступая, таким образом, в качестве страховщика финансовых рисков.
Такой комплекс функций делает факторинг незаменимым механизмом для малых и средних предприятий, доступ которых к кредиту традиционно затруднен.
Кроме того, факторинг обладает целым рядом преимуществ перед другими финансовыми инструментами. Первое — он не требует предоставления залога в традиционном понимании, поэтому доступен широкому кругу малых и средних компаний, в том числе только начинающих свою деятельность. Второе преимущество — при факторинге происходит 100%-ное целевое использование средств, в то время как обычно, когда компания привлекает кредиты, у нее остается постоянный неснижаемый остаток на счете. Поэтому в действительности заемщик платит за кредит более высокую ставку, чем формально установленная. В факторинге такая ситуация невозможна. В-третьих, он позволяет экономить на налоге на прибыль. В соответствии с современным налоговым законодательством этот налог должен уплачиваться «по реализации», т.е. с момента фактической отгрузки товара. Однако если компания предоставляет отсрочку платежа (коммерческий кредит) своим покупателям, то средства за отгруженную продукцию поступают позже. Таким образом, на практике возникает ситуация, когда обязательства по уплате налога на прибыль возникают раньше, чем поступают средства от реализации. Факторинг позволяет избежать такой ситуации.
Этапы факторинга
Основная цель факторингового обслуживания — инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей.
Факторинговое обслуживание клиентов является многоэтапным процессом, каждая стадия которого имеет свое назначение. В данном процессе целесообразно выделить три этапа:
§ 1-й этап — предварительная работа;
§ 2-й этап — работа по оформлению документов;
§ 3-й этап — мониторинг факторинговой сделки.
На первом этапе производится тщательный отбор дебиторской задолженности клиента для принятия решения о возможности его факторингового обслуживания. Однако принятию решения предшествует большая предварительная работа, которая включает следующие процедуры:
§ собеседование с клиентом;
§ сбор информации о клиенте и ее анализ;
§ анализ степени риска.
В ходе предварительного собеседования отбираются потенциальные клиенты для факторингового обслуживания. Предварительный отбор осуществляется на основе обшей информации о деятельности клиента, а именно: сфера деятельности, порядок осуществления платежей (возможность авансовых платежей, платежей по мере реализации товара). В свою очередь, потенциальные клиенты на этапе предварительною собеседования знакомятся с требованиями факторингового отдела банка, условиями и порядком факторингового обслуживания.
Потенциальный клиент представляет все необходимые документы для рассмотрения вопроса о возможности факторингового обслуживания его дебиторской задолженности. При этом сотрудники отдела факторинговых операций контролируют соблюдение следующих требований: пакет документов должен быть полным, все документы оформлены надлежащим образом, т.е. в соответствии с требованиями законодательства РФ и банка.
После собеседования производится анализ финансового состояния клиентов, дебиторов и качества выполнения ими обязательств друг перед другом. Информационной базой для анализа служит анкета клиента, содержащая в себе разнообразные пункты, в том числе и наличие рекламаций и их причины. Составной частью анкеты должен быть раздел, информация которого характеризует дебиторов клиента. Обязательными участниками процесса изучения информации о клиенте и его дебиторах, помимо сотрудников отдела факторинговых операций, являются сотрудники юридической службы и службы безопасности, задача которых заключается в проверке достоверности предоставленной информации и юридической чистоты их договорных отношений.
На заключительной стадии анализируется степень риска по факторинговым операциям и принимаются решения по результатам предварительной работы банка. Основным риском, характерным для факторинга, является риск неплатежа со стороны дебиторов. Поэтому особое внимание должно быть уделено способности должников своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства, возникающие из договоров поставки. Основное прояапе- ние данного риска — просрочка платежа. В этом случае банк должен выяснить ее причины.
Решение о факторинговом обслуживании принимается по результатам тщательного изучения и анализа всех представленных документов и прочей полученной информации.
Второй этап — работа по оформлению документов — яапястся результатом принятия положительного решения о факторинговом обслуживании. Основополагающим документом, в рамках которого проводятся факторинговые операции с конкретным клиентом, служит договор факторинга. Учет в нем всех юридических аспектов в определенной степени способствует эффективному проведению факторинговых операций с юридической точки зрения. Практика показывает, что целесообразно заключать договор факторингового обслуживания клиента, в соответствии с которым банк берет на себя обязательства обслуживать конкретную или всю его задолженность. В данном договоре отражаются моменты, являющиеся общими для всех сделок, а именно: предмет договора, условия и порядок осуществления финансирования и передачи прав денежных требований, права и обязанности сторон, ответственность сторон, форс-мажорные обстоятельства, цена факторинговой услуги и порядок расчетов, срок действия договора и иные условия. Кроме этого, все признаки, определяющие предмет уступки, а именно: наименование должника, документы, подтверждающие действительность денежных требований, сумма требования, срок оплаты по требованию — указываются в специальных дополнениях к договору факторингового обслуживания.
Третий этап — мониторинг факторинговой сделки — представляет собой совокупность действий, направленных на контроль за выполнением клиентами и должниками своих обязательств перед банком. Это важный этап организации факторинговых операций, который должен непременно сопровождать весь процесс факторингового обслуживания клиента. Мониторинг факторинговых операций включает:
§ постоянную оценку соответствия активов, размещенных в рамках договоров факторинга, требованиям и условиям банка, описанным во внутреннем положении о факторинговых операциях, а также действующим стандартам, разработанным органами, регулирующими факторинговую деятельность банков;
§ оценку текущего финансового положения клиентов, а также финансового положения и платежной дисциплины должников;
§ контроль над сделками, клиентами или должниками которых являются проблемные отрасли экономики.
Виды факторинга
В мировой практике существуют следующие виды факторинговых операций:
§ факторинг с финансированием и без финансирования;
§ открытый и закрытый (конфиденциальный) факторинг;
§ без права регресса и с правом регресса;
§ внутренний и международный и т.д.
Прифакторинге с финансированием клиент (поставщик товара) уступает фактору-посреднику право последующего получения платежей от покупателей. Обычно клиенты получают от фактора 80-90% стоимости отгруженной продукции. Таким образом, фактор-посредник предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров.
Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на определенном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, цене и в дальнейшем возмещаются поставщику в момент поступления платежа за товар. Получение такой услуги отвечает потребностям предприятия, так как позволяет ему превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и на этой основе ускорить движение капитала, сократить неплатежи.
За свои услуги фактор-посредник получает: комиссионные (за инкассацию счетов), обычно это 0,75-3% стоимости сделки; процент по факторинговому кредиту, который взимается в течение срока от даты предоставления кредита до поступления средств за эту продукцию от покупателя. В мировой практике этот процент обычно на 1-2 пункта выше учетной ставки.
Подфакторингом без финансирования понимают инкассирование фактором-посредником дебиторских счетов клиента. В этом случае клиент факторинговой компании или банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через фактора-посредника, задача которого состоит в получении причитающегося в пользу клиента платежа в сроки, согласованные клиентом (поставщиком) и покупателем в хозяйственном договоре.
Открытый факторинг — это вид факторинга, при котором плательщик (должник) уведомляется об участии в расчетах фактора- посредника. Оповещение осуществляется путем записи на счете- фактуре о направлении платежа в адрес фактора.
Призакрытом, иликонфиденциальном, факторинге покупатель вообще не уведомляется о переуступке поставщиком требований фактору-посреднику. В этом случае должник ведет расчеты с самим поставщиком, а последний после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.
Факторинг без права регресса означает, что фактор-посредник при неоплате покупателем счетов в течение определенного срока (обычно от 36 до 90 дней) должен оплатить все издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика). В этом случае поставщик не несет риска по проданной им фактору дебиторской задолженности.
В договоре между клиентом и фактором-посредником может предусматриваться иправо регресса, т.е. право возврата фактором клиенту неоплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита. На практике факторинге правом регресса применяется крайне редко. Факторинговые фирмы, как правило, весь риск неплатежа покупателя берут на себя.
Различаютфакторинг внутренний, когда поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах одной страны. Приэкспортном (международным) факторинге поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортер заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определенного круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране).
Современные западные факторинговые компании не только кредитуют своих клиентов, но и оказывают им самые разнообразные услуги:
§ ведут бухгалтерский учет дебиторской задолженности;
§ осуществляют консультации по вопросам рынков сбыта, цен реализации, организации расчетов, заключения хозяйственных договоров;
§ осуществляют юридическое, транспортное, складское, рекламное, страховое и другое обслуживание.
В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов, и его называютконвенционным. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить свой штат служащих, что способствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, поскольку такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.
Как правило, на факторинговое обслуживание не принимаются предприятия и организации:
§ с большим числом дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
§ занимающиеся спекулятивным бизнесом;
§ производящие нестандартную или узкоспециализированную продукцию;
§ работающие субподрядчиками (строительные и другие фирмы);
§ реализующие в розницу широкий набор «мелочной» продукции;
§ практикующие бартерные сделки.
Факторинг в России
В России факторинг развивается постепенно. Если в странах Западной Европы обороты по факторингу в среднем составляют более 5% ВВП (а в Великобритании и Италии — 10%), в Восточной Европе — 1,5-2% ВВП, то в России — менее 0,1%. Приблизительно 67% факторингового оборота приходится на Европу, 22% — на Америку, 11% — на страны Азии, 1% — на Африку. Факторингом в мире занимаются около тысячи компаний, а объем переуступленной им дебиторской задолженности на сегодняшний день достигает 1 трлн евро.
В последние годы в России наметилось значительное расширение как спроса на факторинговые услуги со стороны клиентов, так и предложения на них со стороны банковской сферы. Потребность в факторинге испытывают практически все компании, постоянно работающие на условиях отсрочки платежа. Например, к таким компаниям можно отнести субъекты пищевой, фармацевтической, легкой, нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности. По оценкам экспертов, потребности данных секторов в факторинге, исходя из объемов производства перечисленных отраслей, составляют несколько десятков миллиардов долларов ежегодно. При создании соответствующих условий для развития факторинга темпы роста этого рынка могли бы составлять несколько сотен процентов ежегодно.