Лабораторная работа №5. Анализ расходной части бюджета
Цель лабораторной работы №5:проанализировать расходную часть бюджета.
Порядок выполнения работы
1. Изучить теоретическую часть.
2. Оформить лабораторную работу по соответствующей форме.
3. В отведенный срок выслать работу на проверку по электронной почте и пройти защиту.
Теоретическая часть
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: разделение бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.
Экономическая группировка расходов бюджета предполагает распределение бюджетных средств в зависимости от целей и условий их выделения. Ее использование предоставляет возможности для включения расходов бюджета в расчеты валового внутреннего продукта и валового регионального продукта, для анализа влияния бюджетных расходов на структуру общественного потребления и накопления. В рамках этой группировки выделяют текущие расходы федерального бюджета и капитальные расходы.
К текущим затратам относятся: содержание органов государственной власти и управления; правоохранительных органов, текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу; отдельные компенсационные расходы по отраслям народного хозяйства; проценты по внутреннему и внешнему государственному долгу; бюджетные ссуды на текущие нужды и т.д.
Расходы капитального характера предназначены для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают затраты на новое строительство, реконструкцию, развитие объектов государственной и муниципальной собственности.
Размер бюджета текущих расходов определяется как разность между расходами бюджета «всего» и расходами, включенными в бюджет развития.
Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:
· заработная плата;
· начисления на заработную плату;
· канцелярские и хозяйственные расходы;
· командировки и служебные разъезды;
· стипендии;
· расходы на питание;
· приобретение медикаментов и перевязочных средств;
· приобретение оборудования и инвентаря;
· приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
· государственные капитальные вложения;
· капитальный ремонт;
· содержание сооружений благоустройства;
· геологоразведочные работы;
· проектирование;
· государственная дотация;
· операционные расходы;
· платежи по ссудам;
· возмещение разницы в ценах;
· прочие расходы.
Основные задачи в области бюджетных расходов:
ü сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах; снизить расходы на содержание государственного аппарата;
ü продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
ü повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
ü снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
ü усилить контроль за использованием бюджетных средств;
ü обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.
В целом при анализе расходной части бюджета анализируются следующие аспекты: аномальные отклонения значений показателей, наметившиеся тренды расходования (динамика), долевая структура расходов, сравнение плановых показателей расходования и фактических, а также причин этих отклонений.
Практическая часть
1. Выявить источники расходования бюджета, т.е. расходную часть бюджета. Рекомендуется анализировать структуру расходов минимум за последние три года.
2. Проанализируйте структуру расходной части бюджета минимум за последние три года. Опишите отличительные признаки и особенности. Какие тенденции наблюдаются? Какие наблюдаются отклонения?
3. Сделайте выводы и обобщения.