Применение МСФО в разных странах с учетом национальных особенностей
Как показало обследование, проведенное в 1996 г. Международным комитетом, 56 из 67 обследованных стран используют МСБУ или разрабатывают на их основе свои собственные стандарты.
Восемь стран - Кипр. Кувейт, Мальта, Оман, Пакистан, Тринидад и Тобаго, а также Хорватия и Латвия, используют МСБУ с комментариями к ним в качестве национальных.
Две страны - Малайзия и Папуа Новая Гвинея - используют МСБУ подобно предыдущей группе, дополнив национальными стандартами вопросы, не раскрытые МСБУ.
Четырнадцать стран, включая Албанию, Бангладеш, Барбадос, Колумбию, Ямайку, Иорданию, Кению, Польшу, Судан, Свазиленд, Таиланд, Уругвай, Замбию и Зимбабве, непосредственно используют международные стандарты как национальные, модифицировав некоторые аспекты в соответствии с национальными условиями.
Ряд стран - Китай, Иран, Филиппины, Словения и Тунис, самостоятельно разработали национальные учетные стандарты, схожие и основанные на МСБУ и представляющие, как правило, дополнительный пояснительный материал.
Группа стран, включающая Бразилию, Чехию, Францию, Индию, Ирландию, Литву, Маврикий, Мексику, Намибию, Нидерланды, Норвегию, Португалию, Сингапур, Словакию, Южную Африку, Швейцарию, Турцию, разработали свои собственные учетные стандарты, большей частью соответствующие и основанные на МСБУ, но представляющие в ряде случаев более богатый выбор, чем МСБУ. Эти страны не делают ссылок на МСБУ в национальных стандартах.
Семь стран - Австралия, Дания, Италия, Новая Зеландия, Швеция, Югославия, а гакже Гонконг - провели работу, аналогичную предшествующей группе, сопроводив каждый национальный стандарт сопоставлением с МСБУ.
Одиннадцать стран - Австрия, Бельгия, Канада, Финляндия, Германия, Япония, Корея. Люксембург, Испания, Великобритания, США - имеют свои национальные стандарты, разработанные самостоятельно.
В Румынии в настоящее время отсутствуют национальные стандарты, а в Ботсване и Лесото, в которых также не ведется разработка национальных учетных стандартов, фактически используются МСБУ, хотя они и не получили официального одобрения.
Культурные различия накладывают существенный отпечаток на национальные системы бухгалтерского учета. К сожалению, степень имеющихся расхождений между национальными и международными стандартами освещена лишь отдельными странами. Так, в США, методология бухгалтерского учета которых адекватна рыночной системе, тем не менее имеется более 255 расхождений между общепринятыми учетными принципами (Generally Accepted Accounting Principles - GAAP) и МСБУ.
В Великобритании опубликованы свои собственные национальные стандарты, получившие название Положения по стандартной учетной практике (Statement on Standard Accounting Practice - SSAP), которые создавались параллельно МСБУ, посвящены решению тех же проблем, но отличаются от последних глубиной и детализацией проработки. Кроме того. Комитет по бухгалтерским стандартам (Accounting Standard Board) Великобритании выпускает Стандарты финансовой отчетности (Financial Reporting Standards - FRS). В частности, Великобритания опередила другие страны по разработке стандарта финансовой отчетности для малых предприятий (Financial Reporting for Standard for Smaller Entities - FRSSE). Форма отчета о движении денежных средств компаний Великобритании несколько отличается от формы этого документа, рекомендованного МСБУ 7. По-разному решаются многие вопросы, связанные с составлением консолидированной отчетности, объединением компаний, порядком списания "репутации фирмы", возникшей в результате таких объединений. Наличие этих и целого ряда других расхождений в методологии бухгалтерского учета не рассматривается другими странами как препятствие для инвестиций в британскую экономику. Не выдвигаются и требования о необходимости приведения британской системы учета в соответствие с международной.
США пытаются играть более активную роль в вопросах разработки международных стандартов на основе американских общепринятых учетных принципов и даже настойчиво предлагали использовать их вместо МСБУ. Это предложение не получило поддержки со стороны европейских представителей, работающих в составе Международного комитета. Тем не менее, на весну 1998 г., в связи с напряженным графиком подготовки международных стандартов и невозможностью его завершения в срок силами Комитета, планируется принятие Международного стандарта по вопросам учета финансовых инструментов на основе соответствующих американских GAAP. Проблемы несоответствия GAAP и международных учетных стандартов рассматривались даже Конгрессом США, который отметил, что принятие высококачественных, признанных международных стандартов позволило бы увеличить приток иностранных инвестиций и облегчить доступ иностранных корпораций на рынки США.
Несколько иной подход к унификации бухгалтерского учета проводится Европейским сообществом (ЕЭС), считающим, что путь использования международных стандартов - это путь гармонизации, который должен оставлять простор для развития национальных учетных систем и вместе с тем обеспечивать сопоставимость и взаимную увязку различных методологий. Страны-члены ЕЭС разработали и приняли несколько директив, посвященных вопросам отчетности и аудита, применение которых для стран-членов ЕЭС является строго обязательным. Директива 4, принятая в 1978 г., посвящена содержанию годовой финансовой отчетности компаний, в ней рассматриваются общие методологические основы составления отчетности компаниями стран-членов ЕЭС, приводятся несколько альтернативных вариантов форм отчетности, баланса, отчета о прибылях и убытках, которые могут быть выбраны по усмотрению фирм [2].
В директиве 7, принятой в 1983 г., рассматриваются вопросы составления консолидированной отчетности, которая определяет принципы составления консолидированной отчетности, ее проверки и публикации. В этой Директиве изложены требования к составлению консолидированной финансовой отчетности и консолидированному годовому отчету правления головных предприятий, которые обладают законной властью контроля над другими предприятиями - дочерними.
Директива 8 от 1984 г. охватывает вопросы аудиторской деятельности и квалификации аудиторов. Следует отметить, что многие вопросы, рассматриваемые директивами, отличались от трактовки МСБУ. В дальнейшем в соответствии с директивами в законодательства стран-членов ЕЭС были внесены необходимые изменения, позволившие свести к минимуму такие расхождения, сохранив исторический опыт и национальные особенности.
Основными чертами гармонизации в ЕЭС являются:
1. Подход к рассмотрению закона о компаниях.
2. Эквивалентность и сопоставимость (страны-участницы ЕЭС договорились о взаимном признании отчетности, составленной на основе положений Директив о бухгалтерском учете).
3. Стандарты бухгалтерского учета являются частью закона (положения Директив должны быть перенесены в закон страны).
4. Стандарты бухгалтерского учета устанавливаются не бухгалтерами (профессиональные дипломированные бухгалтеры составляют первоначальный проект, который выдвигается Комиссией на рассмотрение в Европейский комитет по экономическому и социальному развитию и в Европейский Парламент, затем проект с внесенными изменениями и дополнениями утверждается Советом Министров совместно с Европейским Парламентом).
5. Все эксперты, участвующие в процессе принятия решений, имеют возможность выступать на языке своей страны. Публикация Директив осуществляется на всех официальных языках Сообщества.