Внутренняя и внешняя среда фирмы
Любая фирма существует не изолированно. Она постоянно взаимодействует с другими фирмами (поставщиками и потребителями), государственными и муниципальными органами, банками, физическими лицами и другими представителями внешней среды.
Влияние фирмы на внешнюю среду ограничено, чем меньше компания тем, при прочих равных условиях, меньшее влияние она будет оказывать на внешний мир. При этом деятельность компании ограничивается внешней средой и отчасти определяется ею.
Системный подход к анализу организации и ее взаимодействия с внешней средой требует ее описания как совокупности взаимосвязанных элементов или подсистем, выполняющих определенные функции. Система предназначена для достижения определенной цели и обладает свойствами целостности, т. е. свойства системы в целом не сводимы к свойствам ее элементов.
Принципиальным моментом при выделении какой-либо системы как объекта анализа является определение ее границ. Бригада, участок, цех, отдел, подразделение, фирма, группа фирм, отрасль, страна – примеры систем разного уровня. При выполнении анализа определение границ системы зависит от позиции наблюдателя. Например, мы можем рассмотреть систему здравоохранения в нашей стране или в городе, областную больницу в целом или только ее хирургическое отделение. Любая подсистема, входящая в систему более высокого уровня, может быть рассмотрена с точки зрения конкретного наблюдателя как отдельная система. Их функции определяются той охватывающей их системой, частью которой они являются.
Вопрос о том, какие элементы входят в состав системы, а какие находятся за ее пределами, тоже решается с учетом позиции заинтересованного наблюдателя. Например, с точки зрения клиента, банк – это способ хранить деньги, совершать платежи и брать кредиты. Сотрудник банка может рассматривать его как средство обеспечения работой либо как организацию, где можно сделать карьеру. Экономист может рассматривать банк как один из компонентов финансово-кредитной системы, включающей другие банки, предприятия, правительство и другие организации.
Таким образом, люди с различными взглядами по-разному проводят границу системы и включают в нее различные компоненты.
Система - это совокупность компонентов, упорядоченных определенным образом. Например, система транспортного обслуживания населения в нашем городе включает трамваи, троллейбусы, автобусы, маршрутные и обычные такси, а кроме того персонал - водителей, кондукторов, органы управления, а также гаражи и ремонтные базы. Поведение системы изменяется при исключении любого из ее компонентов. На примере с транспортом это особенно очевидно! Этот факт можно использовать для мысленной проверки - действительно ли элемент является частью системы? Все компоненты находятся под влиянием объединяющей их системы и вместе осуществляют некоторую деятельность. Описание системы, состав включаемых в нее компонентов зависит от точки зрения лица, описывающего систему. Например, для чиновника городской администрации наш университет - один из элементов системы образования, входящий в подсистему высшего образования, для его работников - самостоятельная система со своей внутренней структурой (связями между элементами), для соседнего с нами заочного финансово-экономического института ТулГУ - часть внешнего (оперативного) окружения (Пирс и Робинсон, 1985).
Системный подход в менеджменте помогает избавиться от чрезмерно упрощенного взгляда на проблемы, понять связь отдельных событий между собой, дает целостное (холистическое) представление об организации. Выделение управляемой системы как острова, окруженного внешней средой, является частью системного подхода и помогает понять, какие факторы находятся под контролем организации, а какие - нет, благодаря чему организация может более полно осознать необходимость изучения своего окружения, а также определить те параметры окружения, за которыми ей нужно наблюдать особенно внимательно.
В данном курсе граница систем будет проводиться на уровне организации в целом, поэтому в понятие внутренней среды организации мы включаем ее подсистемы:
· Кадровую
· Финансовую
· Подсистему исследования и развития
· Производственную
· Снабжения
· Сбыта
· Маркетинга
· Административную
· Информационную.
К внутренней среде относятся элементы, находящиеся под контролем организации.
Внешняя среда, хотя и влияет на элементы системы или систему в целом, но не находится под ее контролем. Например, если рассматривать ТулГУ как систему, то для него Министерство образования – часть внешней среды, университет не имеет возможности контролировать действия министерства, хотя и обязан учитывать и выполнять его распоряжения. Если же рассматривать систему высшего образования в стране в целом, то Министерство образования – часть системы, осуществляющая функции управления. Внешняя среда для системы высшего образования – правительство, другие министерства, предприятия, население.
Внешняя среда фирмы включает все силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной деятельности. Во внешней среде принято различать ближнее и дальнее окружение. Впервые это различие было проведено Пирсом и Робинсом в 1985 г.
Ближнее окружение – это владельцы и поставщики ресурсов, необходимых компании «на входе» процесса преобразования, а также клиенты, покупатели, дилеры, которым предназначен товар, получаемый «на выходе» производственного процесса. С ними компания непосредственно общается в процессе повседневной работы.
Владельцы материалов и оборудования – это поставщики, в поисках работников нужной квалификации предприятие обращается на рынок труда, финансовые ресурсы предприятие получает в результате деловых контактов с финансовыми кругами, обеспечивающими фирму капиталом к которым относятся банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, инвесторы.
К ближнему окружению фирмы относят также:
· средства массовой информации (рекламные агентства, журналы, радио и телевидение)
· государственные учреждения, занимающиеся надзором и регулированием деятельности предприятий
· общественные организации, гражданские группы общественного мнения
· местные контактные аудитории (общины, религиозные организации).
С этим можно согласиться, поскольку разделение окружения на ближнее и дальнее происходит по частоте контактов, силе, периодичности и формам влияния на предприятие. Ближнее окружение часто, в прямой форме и достаточно сильно оказывает влияние на принятие решений на предприятии. В то же время само предприятие может оказать некоторое влияние на свое ближнее окружение, но не контролирует его, поэтому ближнее окружение относится к внешней, а не к внутренней среде организации. Иногда
понятия внутренней среды и ближнего окружения объединяют понятием микросреды организации. На наш взгляд, это объединение не очень плодотворно, поскольку происходит смешение факторов, находящихся и не находящихся под контролем предприятия. Например, трудовые ресурсы следует рассматривать не как единое целое за пределами организации, а раздельно: ныне занятые на предприятии как часть его внутренней среды, т.е. его кадровый потенциал, и потенциальные будущие работники предприятия на рынке рабочей силы за пределами организации и вне сферы ее контроля.
Очень важной частью ближнего окружения являются прямые и косвенные конкуренты фирмы, а также сам рынок (рынки), на котором она работает. Требуется глубокое и динамичное изучение этой части внешней среды, чтобы получить и сохранить конкурентные преимущества фирмы.
Тот факт, что конкурентные преимущества могут возникнуть не только из превосходства Вашего товара над товаром конкурентов, но и из особых отношений с поставщиками, большей доступности источников финансирования и других типах эксклюзивного положения по отношению к ближнему окружению, по-видимому и обусловил использование термина «конкурентное окружение» в значении «ближнее окружение фирмы» (Портер).
Термин “микросреда” также имеет свою ценность как обозначение того места, где создается конкурентное преимущество фирмы – во внутренней среде и в ближнем окружении.
Понятие макросреды отражает представление о силах, которые влияют на предприятие время от времени, нерегулярно и не напрямую, косвенно. К ней относится среда:
· социальная
· технологическая
· экономическая
· политическая
· юридическая
· экологическая
Действия дальнего окружения не направлены специально на Вашу фирму, это среда в полном смысле этого слова, которая живет сама по себе, от Вас не зависит и Вами конкретно никогда не интересуется. Влияние макросреды на фирму происходит через действия конкретных лиц и организаций в ближнем окружении. Однако неправильно определять дальнее окружение как факторы, которые действуют на все фирмы одинаково, а ближнее – как факторы с избирательным действием Изменения в дальнем окружении происходят «для всех одинаково», не зависят от отдельной фирмы и теоретически касаются всех. (законодательство, таможенные правила, экологическая ситуация, изменение курса валют и т.д.). Однако в зависимости от особенностей внутренней среды организации и содержания его конкурентных преимуществ последствия одних и тех же изменений могут быть различными для разных фирм. Например, предприятие, использующее меньшую по сравнению с конкурентами долю импортных ресурсов при производстве своего товара во время падения курса национальной валюты, очень неприятного для конкурентов, получает перед ними преимущество в уровне издержек.
Таблица 1.
Состав внутренней и внешней среды предприятия
Внутренняя среда | Внутренняя среда | Производство Кадры Финансы Подсистема исследования и развития Снабжение Сбыт Маркетинг Административная подсистема Информационная подсистема | Микросреда |
Внешняя среда | Ближнее окружение | Поставщики Банки Инвестиционные компании Брокеры Инвесторы Сегмент рынка труда, представляющий потенциальных работников предприятия СМИ Государственные контролирующие и регулирующие органы Общественные организации PR-аудитории Покупатели, клиенты, потребители Дилеры Конкуренты | |
Дальнее окружение | Факторы социальные технологические экономические политические юридические экологические | Макросреда |
Таким образом, предприятие представляет собой систему, выполняющую преобразование ресурсов в товары. Подсистемы и элементы этой системы, а также их функции и взаимосвязи представляют собой внутреннюю среду организации. Во внешней, неподвластной контролю предприятия среде оно контактирует напрямую с ближним окружением посредством обмена товарами и ресурсами и с дальним окружением, создающим более или менее благоприятные условия для такого обмена.
Одно из воздействий внешней среды для фирмы - влияние государства на ее деятельность. Это влияние проявляется во множестве различных направлений. Государство устанавливает для фирм «правила игры».
Рассмотрим два основных направления влияния государства на фирмы: правовое и налоговое регулирование. Налоговое регулирования является частью правового, но из-за исключительной значимости налогов для фирмы, его стоит рассмотреть отдельно и более подробно.
Правовая среда компании
Законодательство регулирует деятельность фирмы на всех этапах ее жизненного цикла (начиная от регистрации новой компании и заканчивая ее ликвидацией).
Сфера законодательства, регулирующая деятельность фирмы называется хозяйственным правом. Оно включает в несколько подразделов (финансовое право, налоговое право), которые тесно связаны между собой.
Правовой механизм управления фирмой состоит из 4-х групп правовых норм:
- система правовых норм, регулирующая организационные процессы (создание, реорганизация, ликвидация);
- система правовых норм, регулирующих правоотношения в процессе производственно-хозяйственной деятельности(реклама, инвестиции, производство).
- Система норм, регулирующих взаимоотношения с внешними агентами (потребителями, поставщиками, государством);
- Система норм арбитражного рассмотрения хозяйственных споров.
Основными документами, регулирующими деятельность фирмы является Гражданский Кодекс, а также КЗоТ, законы об акционерных обществах, ликвидации и банкротстве, рынке ценных бумаг, рекламе.
Налоговая среда фирмы
Налоги существуют во всех государствах. Они являются одним из основных источников ресурсов для выполнения государством своих обязанностей перед гражданами. Кроме того, налоговая система является одним из инструментов регулирования государством экономики и социальной сферы.
Налоговая система включает в себя действующие законодательные и нормативные акты, а также органы, контролирующие их выполнение.
Налог – обязательный индивидуально-безвозмездный денежный платеж в бюджет государства и государственные внебюджетные фонды.
Основными налогами, которые платят фирмы в РФ, являются:
- налог на прибыль;
- НДС;
- акцизы;
- единый социальный налог;
- налог на имущество;
- налог с продаж.
Кроме того, в зависимости от объекта налогообложения, предприятия уплачивают также другие виды налогов и налогообразных платежей, например, за регистрацию новых выпусков ценных бумаг, автотранспортных средств, объектов недвижимости, налог на землю, на биржевые сделки, на куплю-продажу иностранной валюты, плату за загрязнение окружающей среды сверх установленных норм, за использование наименований «Россия», «Российский» и государственной символики, нотариальные и лицензионные сборы, налог на пользователей автодорог, на приобретение автотранспортных средств и др.
По получателю налоги и сборы подразделяются на поступающие в федеральный и местный бюджет и во внебюджетные фонды. По уровню законодательного регулирования налоги делят на федеральные и местные. Налоговый кодекс регулирует права местных органов власти в части установления налогов, определяя их перечень и предельные ставки. По объекту налогообложения налоги длятся на налоги с дохода, с затрат, с прибыли и с имущества, по механизму исчисления – на прямые и косвенные, по виду налоговых ставок – на пропорциональные, прогрессивные (или регрессивные, например, единый социальный налог) и фиксированные.
В РФ действует Налоговый Кодекс, кроме того, есть ряд региональный и муниципальных законов. Например, закон о «Налоге с продаж», «Закон о налоге на рекламу».
Органы, контролирующие исполнение налогового законодательства, имеют разветвленную территориальную структуру во главе с Министерством по налогам и сборам. Поступление налогов в федеральный бюджет и их расходование контролирует федеральное казначейство.
Вопросы к главе 1
1. Что такое финансовый менеджмент и какую роль он играет в управлении фирмой?
2. Что является предметом финансового менеджмента?
3. Охарактеризуйте иерархию целей финансового менеджмента.
4. Почему максимизация бухгалтерской прибыли не может быть главной и единственной целью финансового менеджера?
5. Почему большое значение в финансовом менеджменте имеет внешняя среда фирмы?
6. Как соотносятся между собой понятия внешней и внутренней среды предприятия, макро- и микросреды?
7. Приведите пример опосредованного воздействия макросреды через ближнее окружение на финансовое состояние фирмы.
8. На какие направления можно разделить правовой механизм управления фирмой?
9. Охарактеризуйте налоговую среду фирмы. Каковы особенности налоговой среды фирмы в России?
Литература
1. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. - СПб.: Экономическая школа, 1997;
2. Колб Р.Б., Родригес Р. Дж. Финансовый менеджмент. – М.: Издатество «Финпресс»,2001;
3. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.:Издательство «Дело и сервис», 1998;
4. Станиславчик Е.Н. Основы финансового менеджмента. – М.: «Ось-89»,2001.
5. Porter M. Competitive Strategy. New York: Free Press. – 1980
6. Pearce, J., Robinson, R. Strategic management – Homewood, Illinois. – Irvin. – 1985