Деятельность банков по кредитованию инвестиционной деятельности.
Коммерческие банки представляют собой универсальные кредитно-финансовые институты, которые предлагают самый широкий спектр услуг в качестве элемента инвестиционной инфраструктуры. Они могут выступать в качестве поставщика кредитных ресурсов, инвестиционного консультанта, институционального инвестора при проектном финансировании, агента при осуществлении предприятием эмиссии ценных бумаг и т.д.
Инвестиционные банки занимаются организацией эмиссионной деятельности компаний. В современной кредитной системе существуют два типа инвестиционных банков:
· банки первого типа (США, Австралия, Канада, Великобритания) осуществляют исключительно услуги, связанные с размещением ценных бумаг. Им запрещается принимать депозиты от населения и корпораций, их ресурсы формируются за счет собственной эмиссионной деятельности (выпуска долевых и долговых ценных бумаг) и привлечения кредитов от других кредитно-финансовых учреждений;
· банки второго типа (страны Западной Европы – Германия, Франция и др.) Они занимаются средне- и долгосрочным кредитованием различных секторов и отраслей экономики, реализацией специальных целевых проектов в области наукоемких технологий, государственных целевых программ, операциями на рынке ссудного капитала, могут привлекать средства населения во вклады, осуществляют различные формы вложений, включая долгосрочное кредитование, операции с ценными бумагами и инвестиционное кредитование.
Инвестиционные банки выполняют следующие функции:
· организация первичного и вторичного обращения ценных бумаг третьих лиц;
· гарантия эмиссии ценных бумаг, в том числе приобретение неразмещенных в процессе эмиссии ценных бумаг;
· посреднические услуги и кредитование фондовых операций;
· участие в сделках по слияниям и поглощениям;
· финансовое консультирование.
Кроме инвестиционных банков поставщиками инвестиционного капитала являются другие специализированные банковские организации, такие как ипотечные, инновационные, биржевые и аграрные банки.
4. Фондовый вариант финансирования инвестиционной деятельности.
По роли в мобилизации инвестиционных ресурсов фондовый рынок делят на два сегмента:
1) первичный рынок – сегмент инвестиционного рынка, на котором компания-эмитент привлекает новый капитал путем эмиссии ценных бумаг;
2) вторичный рынок – сегмент инвестиционного рынка, на котором осуществляется перепродажа ценных бумаг, ранее выпущенных в обращение (размещенных на первичном рынке).
Формы первичного размещения ценных бумаг:
· прямое размещение (финансовый посредник может привлекаться как консультант) – эмитент продает свои ценные бумаги непосредственно владельцам денежных средств;
· андеррайтинг – эмитент продает весь выпуск ценных бумаг банку-андеррайтеру, который перепродает их инвесторам.
Виды андеррайтинга:
· гарантированная подписка (андеррайтер соглашается приобрести у эмитента весь выпуск ценных бумаг);
· запасное (резервное) соглашение (право приобрести эмиссию предоставляется акционерам компании-эмитента; нереализованные права приобретает инвестиционный банк);
· «все или ничего» (подтверждение сделок не происходит до тех пор, пока не будет размещен весь выпуск);
· «минимальная сумма или ничего» (подтверждение сделок не происходит до тех пор, пока не будет размещена заранее оговоренная часть выпуска).
Существуют основные типы фондовых бирж:
1) организованные (физические) биржи, занимающие определенные здания или территории, например Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE);
2) электронные биржи, важнейшей из которых пока остается NASDAQ;
3) неорганизованные торговые площадки, получившие название внебиржевого рынка.
Организованные (физические) биржи представляют собой особые учреждения, предоставляющие специальные помещения для торгов. Каждая из наиболее крупных таких бирж занимает отдельное здание, имеет ограниченное число членов и выборный руководящий орган – совет управляющих. Говорят, что члены биржи занимают на ней «места», даже если им приходится весь рабочий день проводить на ногах. Эти места, которые покупаются и продаются, дают владельцу право торговать на бирже.
Внебиржевые рынки и система NASDAQ. В то время как торговля акциями большинства крупных компаний происходит на NYSE, большинство акций в действительности торгуется на внебиржевых рынках. Сам термин «через прилавок» может объяснить, откуда он произошел. Как отмечалось ранее, биржи работают по принципу аукциона – приказы на продажу или покупку приходит более или менее одновременно, и участники биржи ставят эти приказы в соответствие друг с другом. Если сделки по какой-то акции происходят редко, например из-за того, что эта акция принадлежит новой или небольшой компании, то за рабочую неделю, а то и за месяц приходит лишь несколько приказов на покупку и продажу – да и то разным брокерам, и их сопоставление становится трудной задачей. Чтобы не отказывать своим клиентам в совершении сделок такими акциями, некоторые брокерские компании держат некоторое их количество в собственных портфелях и таким образом сами формируют их рынок. Такие дилеры покупают акции себе в собственность, когда индивидуальные инвесторы хотят их продать, и продают часть акций из своих портфелей, когда инвесторы хотят купить акции. При этом ранее ценные бумаги обычно хранились дилерами в сейфах, а при покупке и продаже буквально передавались через прилавок – откуда и пошло соответствующее выражение. Сегодня подобные рынки часто называют дилерскими рынками. Дилерский рынок включает все механизмы, необходимые для проведения транзакций с ценными бумагами, которые не выполняются на организованных биржах. Эти средства включают: 1) относительно небольшое число дилеров-маркетмейкеров, 2) большое количество брокеров, которые выступают в качестве агентов при сведении дилеров с инвесторами и 3) современные электронные средства связи между дилерами и брокерами. Дилеры выставляют котировки, т.е. назначают цену, которую они готовы заплатить за акцию (цена спроса), и цену, по которой они будут продавать акции (цена предложения). Котировки крупнейших дилеров можно видеть на экранах компьютеров по всему миру. Разница, спред, между котировками спроса и предложения представляет собой наценку, или прибыль, дилера. В целом можно считать, что чем более неустойчивы цены данной акции и чем ниже ее ликвидность на рынке, тем выше по ней устанавливается спред – только так дилеры могут компенсировать риск хранения ее в своем портфеле.
Брокеры и дилеры, которые принимают участие в торговле на внебиржевом рынке, являются членами саморегулирующего органа, известного как Национальная ассоциация дилеров (NASD), и получают от него лицензии на проведение торгов. Компьютерная сеть, используемая NASD, известна как система автоматической котировки Национальной ассоциации дилеров, или NASDAQ.
Система NASDAQ сначала выполняла функции только системы котировки, но затем она была преобразована в систему организованного рынка ценных бумаг. Были введены специальные условия, удовлетворение которых стало необходимо для регистрации ценных бумаг на NASDAQ, подобно всем организованным физическим биржам.