Анализ влияния кризисных явлений на финансовую деятельность предприятий

Кризисные явления в экономике имеют перманентный характер –можно вспомнить достаточно немного относительно стабильных, спокойных, «бескризисных» лет, когда благосостояние населения постепенно росло, и соответственно, росли как объемы сбережений, так и объемы потребления товаров и услуг.

Появлялись финансовые ресурсы для инвестирования как человеческих факторов развития, так и была возможность финансирования предприятий на национальном, региональном уровнях.

Для оценки глубины кризисных явлений и их влияния на финасовую структуру деятельности предприятий прежде всего необходимо охарактеризовать объективные предпосылки их возникновения, экономические, социальные, политические последствия (табл. 1.3).

Возможно, впервые в истории человечества кризис приобрел глобальный характер, и негативное влияние на наиболее уязвимые аспекты функционирования экономической системы в странах мира.

Социально-экономический кризис 2008-2009 гг. имел значительные негативные последствия и был обусловлен влиянием глобальных кризисных явлений, системными деформациями в функционировании мировой экономической системы. Негативными последствиями этого кризиса в стране было снижение объемов производства, внешней торговли, международных резервов; падение ВВП; резкое сокращение потоков прямых иностранных инвестиций; рост безработицы; снижение уровня жизни населения и др.

После непродолжительного посткризисного периода 2010-2012 гг. состоялся очередной этап кризиса – начавшись с политического кризиса, он постепенно превратился в масштабный социально-экономический, политический, военный кризис.

Современный этап кризиса (2014-2016 гг.) является одним из наиболее разрушительных для экономики государства, поскольку кризисные явления уже охватили все сферы жизни.

Таблица 1.3 - Характеристика кризисов в стране в 2008-2016 гг.

Период Вид кризиса Объективные предпосылки Негативные последствия для финансовой структуры
2008-2009 гг. социально-экономический, структурный, демографический глобальный экономический кризис, накопленные в течение длительного времени системные деформации, нарастание экономических и общественных асимметрий снижение мировой торговли; спад промышленого производства; дефицит внешнеторгового баланса; сокращение ликвидных золоьтовалютных резервов; рост задолженности по заработной плате, снижение уровня жизни населения, высокие темпы инфляции


Продолжение таблицы 1.2

2010-2012 гг. межкризисный период
2013-2014 гг. социально-экономический, структурный, политический, военный, демографический обострение противоречий, необходимость смены политического режима, военный конфликт, политическая нестабильность, низкий уровень фондового рынка; накопление внешнего долга; рост темпов инфляции, резкое снижение уровня жизни значительной части населения  
2014-2016 гг. системный-социально-экономический, политический, военный, демографический разрастания глобального кризиса, военный конфликт, значительные финансовые и человеческие потери, накопленные в течение длительного времени системные деформации, нарастание экономических и общественных асимметрий, необоснованность изменений, непрозрачность системы управления, отсутствие стимулов для предпринимательской деятельности и диалога социальных партнеров ослабление банковской системы; очень высокие темпы инфляции, рост безработицы; падению показателей чистых ЗВР; падение ВВП; расширение и углубление так называемой «новой бедности»;  

При этом их негативные последствия имеют взаимно дополняющий эффект, что также существенно затрудняет реализацию процессов антикризисного управления. Социально-экономический кризис является наиболее длительным и продолжается с небольшими перерывами, начиная с 2001 года. Этот вид кризиса характеризуется значительными разрушительными последствиями для всей экономической системы, многочисленными проблемами в социально-трудовой сфере, потерями финансовой структуры и уменьшением социального капитала.

Нарастание кризисных явлений на национальном рынке труда обусловлено [22, с.23]:

- ухудшением макроэкономической ситуации в результате воздействия структурного, конъюнктурного и институционального кризиса;

- нестабильности военно-политической ситуации;

- разрушением инфраструктуры;

- потерями финансовой системы;

- отсутствием согласованности действий субъектов государственного управления;

- структур власти по предотвращению распространения кризисных явлений и неопределенности курса экономических реформ;

- сокращением возможностей создания новых рабочих мест;

- постепенным сужением объемов спроса на рабочую силу с одновременным нарастанием деформационных изменений в его структуре, обусловленных влиянием экономического кризиса;

- сокращением объемов отечественного производства;

- усилением напряженности на рынке труда в связи с увеличением нетрудоспособности и сокращением числа вакансий

- закрытием большей части промышленных предприятий.

Негативные тенденции национальной экономики в большей степни влияют на финансовую структуру. Кризис прежде всего заключается в том, что после 2013 г. существенных позитивных изменений в социально-экономической деятельности не произошло. Характерными стали быстрые инфляционные процессы, шокирующие колебания валютных курсов, непонятность реформ, отсутствие управляющей структуры, потери всех нарастающих структур, закрытие шахт, промышленных предприятий, блокировка вывоза и ввоза продукции, полная зависимость от внешней экономической помощи, а также наростание военного конфликта.

Военный кризис непосредственно связан с политическим и социально-экономическим кризисом, он является наиболее разрушительным для финансовой системы и национальной экономики.

На территории Донбасса катастрофически снизилось промышленное производство. Не работают большинство шахт и ряд крупных предприятий [21], что усложняет нестабильную ситуацию и определяет крайне низкий уровень финансовой устойчивости на уровне деятельности предприятий.

Международные организации в своих отчетах акцентируют внимание на массовые и грубые нарушения прав человека в зоне конфликта, прежде всего, на территориях Крыма и Донбасса [32]. По предварительным оценкам, разрушено 4500 жилых домов, 290 школ, 45 медицинских учреждений [21].

Поскольку кризисная ситуация современного этапа обосторилась и полностью притерпела спад финансовоэкономичекого развития на региональном уровне, стоит отметить в этом не только возникающие угрозы, а оценить ситуацию в формировании новых возможностей для создания эффективной и устойчивой деятельности структур как в финансовой так и социально-экономической деятельности.

Для восстановления региональной и национальной финансовой системы необходимы четкие и хорошо сформированные нормативные правовые базы. Поскольку существует определение критической точки, постоянное углубление кризиса долго продолжаться не может, после чего начинается рецессия и послекризисное восстановление. Кроме того, происходят постепенные изменения в политической, социально-экономической сфере, строиться новая стратегия для развития деятельности инфраструктуры.

Оценивая нынешнюю ситуацию Донецкого региона, нельзя обойтись без своевременного и объективного расчета индекса глубины кризисных явлений.

Расчет интегрального индекса глубины кризисных явлений проводится по средней геометрической, что обеспечиваетт сопоставимость полученного интегрального индекса при проведении оценки влияния кризисных явлений на возможности экономических показателей . Индикаторы оценки глубины кризисных явлений на макроуровне в 2007-2014 г. представлены в (табл. 1.4)

Интегральный индекс глубины кризисных явлений объединяет как индикаторы-дестимуляторы, приведенные в строках [5-6] табл. 1.4, так и индикаторы-стимуляторы, приведенные в строках [1-4] табл. 1.4. Это позволяет учесть ключевые факторы, которые характеризуют глубину кризисных явлений на макроуровне в условиях современной экономической, политической, финансовой,социальной нестабильности.

Выпуск товаров и услуг и валовой внутренний продукт приведены в сопоставимых ценах 2014 г., что обеспечивает учет инфляционного фактора при определении динамики этих макроэкономических индикаторов. То есть, чем больше Интегральный индекс глубины кризисных явлений, тем более сложной является макроэкономическая ситуация.

Таблица 1.4 - Индикаторы глубины кризисных явлений

Индикаторы Темпы роста
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Выпуск товаров и услуг (в ценах 2014 г.) 1,058 0,861 0,961 1,079 1,127 1,144 1,271
Сальдо экспорта-импорта товаров и услуг 0,716 0,070 0,161 0,355 0,484 0,436 0,028
2.1 Экспорт товаров и услуг 1,175 0,736 0,944 1,228 1,231 1,143 0,805
2.2 Импорт товаров и услуг 1,076 0,592 0,774 1,038 1,069 0,989 0,636
Валовый внутренний продукт (в ценах 2014 г.) 1,062 0,883 0,990 1,104 1,187 1,242 1,140
Объемы прямых инвестиций (на начало года) 1,367 1,648 1,854 2,074 2,329 2,559 2,641
Уровень безработицы (доля безработных среди населения 18-65 лет) 0,998 1,386 1,269 1,227 1,171 1,112 1,428
Уровень бедности по относительному критерию (доля населения, среднедушевые совокупные расходы которого не превышают 75% средних доходов) 0,989 0,966 0,884 0,892 0,934 0,898 0,901
Интегральный индекс глубины кризисных явлений 0,982 1,575 1,257 1,038 0,948 0,926 1,510

Когда значение Интегрального индекса оценки глубины кризисных явлений составляет менее 0,8 – кризиса нет, от 0,8 до 0,9 – слабое влияние кризисных явлений, от 0,9 до 1,1 – существенное влияние, от 1,1 до 1,3 – сильное влияние, более 1,3 – очень сильное влияние. В кризисном 2009 г. и 2014 г. это влияние было очень сильным.

Оценивая уровень низкой эффективности финанового состояния Донецкого региона начиная с 2015 года, можно определить уровень снижения и уровень стабилизации на начало 2017 года. Прежде всего такая ситуация повлияла на скоращение рабочих мест; были ведены изменения в ценовой политике, что также отразиловась на покупательской способности; закрытие многих предприятий сподвигло государство к низкому уровню налоогоблажения, поскольку на данный период была предпринята ликвидация банков, разорение экономической структуры региона.

С 2016 года ситуации стала улучшаться благодаря созданию необходимых руководствующих структур, которые сформировались властями Донецкого региона, что на данный момент имеет важное значения для развития будущей инфраструктуры региона.

За последний год в финансовой системе были введены стратегические задачи, которые повлияли на улучшение структуры [20]:

1 ) разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

2) разработка и реализация бюджетной политики;

3) составление проекта республиканского и консолидированного бюджета и концепции бюджетной политики на предстоящий бюджетный год и исполнение республиканского и консолидированного бюджета;

3) обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие региона;

4) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития региона и ее городов и районов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;

5) разработка предложений по привлечению в экономику страны внутренних и иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;

6) управление государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

7) совершенствование методов финансово-бюджетного планирования и финансирования;

8) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных бюджетных и внебюджетных фондов, специальных бюджетных счетов (средств);

9) разработка и реализация политики в области лицензирования в подведомственных сферах;

10) выработка государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма.

Наши рекомендации