Как быстро движутся ваши деньги?
Богатый папа не был против сбережений. Но вместо бессмысленного совета копить деньги он часто говорил о скорости движения денег. Вместо того чтобы советовать нам откладывать деньги и “сберегать их на старость”, он часто говорил о “доходности инвестиций” и “коэффициенте окупаемости капиталовложений” или, говоря другими словами: “Как быстро мои деньги вернутся обратно?”
Приведем упрощенный пример. Предположим, я покупаю жилой дом за 100 тысяч долларов, внеся наличными 10 тысяч из моих сбережений. Через год доход от сдачи дома в аренду за вычетом выплат по закладной, налогов и прочих расходов составит 10 тысяч чистыми. Другими словами, я вернул свои 10 тысяч сбережений и при этом у меня остается дом — актив, который будет приносить мне дополнительные 10 тысяч в год. Теперь я могу взять эти 10 тысяч и купить какую-нибудь собственность или акции или вложить их в бизнес.
Это пример того, что некоторые называют “скоростью обращения денег”. Мой богатый папа говорил проще: “Как быстро вернутся мои деньги?” или “Какова доходность моих инвестиций?”. Опытные финансисты ждут возврата своих денег, чтобы двинуться вперед и вложить их в новые активы. В этом еще одна причина, почему богатые становятся еще богаче, а все остальные берегут каждую копейку, пытаясь отложить что-нибудь на черный день или на старость.
Игра на настоящие деньги
В начале этой главы я рассказал историю моей старой знакомой, которая собралась уходить на пенсию по возрасту, имея 250 тысяч сбережений, и не знала, что ей делать дальше. По ее расчетам, на жизнь ей хватило бы 35 тысяч в год, но проценты на 250 тысяч никогда не дали бы такого дохода. На том же упрощенном примере с покупкой дома стоимостью в 100 тысяч за 10 тысяч взятых из сбережений я объяснил ей, как инвестирование может решить ее финансовые проблемы. Конечно, сначала ей пришлось бы научиться вкладывать деньги в собственность и отыскать такую собственность. Когда я стал рассказывать ей про “скорость обращения денег” и “доходность инвестиций”, она впала в умственное и эмоциональное оцепенение. Хотя мои объяснения были ей понятны, страх потерять нажитые непосильным трудом деньги наглухо отгородил ее разум от возможности найти новую формулу победы. Она не представляла другой жизни, кроме своей работы и накопления сбережений. Ее деньги и по сей день без движения лежат в банке, а когда недавно мы снова встретились, она сказала: “Я люблю свою работу и поэтому думаю поработать еще пару лет. Все лучше, чем сидеть дома”. Она пошла по своим делам, а я словно услышал голос моего богатого папы: “Одна из главных причин, заставляющих людей так много работать, в том, что они никогда не учились, как заставить свои деньги упорно трудиться на себя. Поэтому они всю жизнь гнут спину на работе, а их деньги бездельничают”.
Научите ваших детей, как заставить деньги работать с максимальной отдачей
Предлагаю несколько идей, которые вы, возможно, захотите использовать, чтобы научить своих детей тому, как заставить деньги работать на них с максимальной отдачей. Еще раз предостерегаю родителей от попыток принудительного обучения. Родительский талант заключается в том, чтобы найти способ пробудить в ребенке желание учиться, а не в том, чтобы заставлять его делать это.
СИСТЕМА ТРЕХ КОПИЛОК
Когда я был маленьким мальчиком, мой богатый папа попросил меня купить три разных копилки. На каждую из них он наклеил по ярлыку.
- Церковная десятина. Богатый папа верил в пожертвования церквям и в благотворительность. 10 процентов своего валового дохода он отчислял церкви. Он часто повторял: “Богу ничего не нужно, но люди нуждаются в возможности давать”. С годами я понял, что многие из богатейших людей в мире начинали свой путь к вершине с привычки отдавать десятину церкви.
Богатый папа считал, что большей частью своего состояния он обязан церковной десятине, и объяснял это так: “Бог мой партнер. Если ты не платишь своему партнеру, он перестает работать, и тогда тебе приходится трудиться в десять раз больше”.
- Сбережения. Вторая копилка предназначалась для сбережений. Богатый папа неукоснительно придерживался правила иметь столько сбережений, сколько нужно для покрытия годовой суммы расходов. Например, если все его расходы за год составляли 35 тысяч, он считал необходимым держать в сбережениях 35 тысяч. Отложив необходимую сумму, остальное он жертвовал церкви. Если его расходы росли, то, соответственно, возрастала и сумма сбережений.
- Инвестирование. На мой взгляд, именно эта копилка больше всего способствовала моему стартовому рывку в жизни. В этой копилке я брал деньги, на которых учился рисковать.
Моя знакомая, накопившая 250 тысяч, должна была завести такую копилку в девять лет. Как я уже говорил, когда ребенку исполняется девять лет, он начинает искать себя как личность. Думаю, что усвоенные в этом возрасте основополагающие принципы: не нуждаться в деньгах, не нуждаться в работе и вкладывать деньги, — помогли выковать мою индивидуальность. Вместо того чтобы искать гарантии финансовой безопасности, я выработал в себе финансовую уверенность.
Другими словами, настоящие деньги из третьей копилки позволили мне рисковать, совершать ошибки, извлекать из них уроки и приобретать бесценный опыт, который служил и будет служить мне до конца моих дней.
Мои первые деньги я вложил в редкие монеты, коллекция которых хранится у меня до сих пор. За монетами последовали акции, а за ними — недвижимость. Но самым главным активом, в который я вкладывал деньги, стало мое образование. Когда я сегодня говорю о скорости обращения денег и об окупаемости инвестиций, то говорю с высоты более чем сорокалетнего опыта. У моей знакомой, с ее 250 тысячами в сбережениях и перспективой скорого ухода на пенсию, такого опыта пока еще нет вообще. И именно этим объясняется ее страх потерять заработанные тяжким трудом деньги. Мой многолетний опыт позволяет утверждать это с полной уверенностью.
С помощью трех копилок вы дадите вашим детям возможность накопить так называемый рисковый, или венчурный, капитал, который послужит им для приобретения бесценного опыта в самом юном возрасте. После того как они заведут три копилки и у них начнут развиваться положительные привычки, вы можете сводить их в какую-нибудь брокерскую фирму, где они смогут открыть счет, купить акции взаимных фондов или другие ценные бумаги на деньги, взятые из копилки с надписью “сбережения”. Я уверен, что, разрешив своим детям самим пройти через этот процесс, вы будете способствовать получению ими умственного, эмоционального и физического опыта. Я знаю слишком многих родителей, которые делают это за ребенка. Однако, помогая вашим детям приобрести первый маленький портфель инвестиций, вы лишаете их возможности получения столь необходимого опыта — а в реальном мире опыт не менее важен, чем образование.
ПЛАТИТЕ СНАЧАЛА СЕБЕ
Недавно я был приглашен на шоу Опры Уинфри (известной афроамериканской актрисы и телеведущей), где живейший интерес аудитории вызвал заданный мне вопрос: “Как вам удается платить сначала себе?” Я был потрясен, когда понял, что для многих взрослых идея платить сначала себе была абсолютно нова и трудна для понимания. Трудность заключалась в том, что слишком многие из них настолько глубоко увязли в долгах, что просто не в состоянии платить сначала себе. По дороге домой я думал о том, что с помощью системы трех копилок мой богатый папа приучил меня с малых лет платить себе в первую очередь. Сегодня, имея за плечами большой жизненный опыт, мы с женой по-прежнему держим три копилки на туалетном столике и все также отчисляем десятину церкви, откладываем и инвестируем деньги.
Когда я изучаю жизнь очень богатых людей, то вижу, что идея платить себе первому заложена в их образ мышления изначально. Это краеугольный камень их жизненного фундамента. Недавно я слушал выступление ведущего специалиста в области инвестиций и финансового менеджмента, сэра Джона Темплтона, который говорил, что старается прожить на 20 процентов своих доходов, а остальные 80 процентов уходят на сбережения, отчисления церкви и инвестиции. Многие люди живут на 105 процентов своих доходов, и у них ничего не остается, чтобы заплатить себе. Вместо того чтобы платить сначала себе, они платят сначала всём остальным.
БУМАЖНАЯ РАБОТА
Со временем богатый папа несколько развил идею трех копилок. Он хотел убедиться в том, что мы с Майком сумеем правильно соотнести содержимое наших копилок с нашими финансовыми отчетами. Мы продолжали наполнять копилки, но теперь должны были отчитываться за них в упрощенных финансовых отчетах. Форма отчета была примерно такой:
Если мы брали из копилки какую-то сумму, то должны были отчитаться за нее. Например, если я брал 25 долларов из денег, предназначенных для церковной десятины, и отдавал их на благотворительные цели или жертвовал церкви, то должен был указать их в своем ежемесячном финансовом отчете.
В таком случае мой месячный финансовый отчет выглядел вот так:
Наличие трех копилок и необходимость отчитываться за потраченные деньги в финансовом отчете дали мне финансовое образование и опыт, которого никогда не получает большинство взрослых, не говоря уже о детях. Мой богатый папа говорил: “Понятие учета сродни понятию ответственности. Если ты собираешься стать богатым, то должен уметь нести ответственность за свои деньги”.
Мне трудно передать, насколько важную роль играет идея ответственности и учета в моей сегодняшней жизни. Она важна для каждого человека. Когда в банке вам вежливо отказывают в кредите, то во многих случаях это означает, что там обеспокоены вашим недостаточно ответственным отношением к деньгам. Когда Международный валютный фонд (МВФ) говорит, что какая-то страна недостаточно “прозрачна”, во многих случаях это означает, что он требует от правительства представления более ясных финансовых отчетов. Под прозрачностью имеется в виду такая степень понятности, чтобы каждая заинтересованная сторона могла без труда разобраться, куда и к кому направляются деньги. Другими словами, МВФ требует отчета от целого государства точно так же, как богатый папа требовал его от нас с Майком.
Таким образом, абсолютно для всех, будь то маленький ребенок, семья, предприятие, церковь или огромная страна, умение управлять деньгами и нести ответственность за их использование является чрезвычайно важным качеством, которому стоит научиться.
Первые шаги
С помощью этой элементарной идеи использования настольных игр, трех копилок и простейших финансовых отчетов мой богатый папа смог ввести своего сына и меня в мир настоящих денег. И все же эта простая, по сути, концепция не всегда оказывалась легкой в осуществлении. Одним из наиболее важных уроков, полученных мною в результате этого процесса, стало осознание значимости финансовой дисциплины. Каждый месяц я должен был докладывать богатому папе о состоянии моих финансов. Каждый месяц мне приходилось отвечать за все мои деньги. Бывали такие месяцы, когда мне хотелось убежать и спрятаться, но, оценивая прошлое, хочу сказать, что наихудшими часто были месяцы, когда я узнавал больше всего о себе самом. К тому же, я уверен, что эта дисциплина помогла мне в школе, так как все мои академические проблемы были связаны не с нехваткой интеллекта, а с недостаточной дисциплинированностью.
Вот таким образом мой богатый папа учил своего сына и меня обращению с деньгами в реальном мире. В следующих главах я предложу вам несколько более сложных упражнений, которые вы можете испробовать на практике, и несколько уроков, которые можно получить в процессе обучения. Необходимость усвоения этих уроков объясняется тем, что сегодня простое откладывание денег на черный день — это верный способ отстать от жизни в финансовом плане. В век промышленности идея сбережения денег могла быть достаточно прогрессивной. Однако в век информации она будет серьезным препятствием для стремительных перемен, вызванных стремительностью роста объема информации. В век информации вам необходимо точно знать, как быстро крутятся ваши деньги и насколько активно они работают на вас.
Глава 11