Проданная товарная продукция
Изменение остатков товаров отгруженных
Объем проданной товарной продукции, принятый в зачет выполнения обязательств по договорам поставок
Объем недопоставленной продукции по плану договоров поставок
Перевыполнение плана по поставкам, оформленное дополнительными договорами
Рис. 2. Состав и вз
Рисунок 1. Состав и взаимосвязь показателей объема производства и продажи продукции
Валовая продукция (ВП) – это количество изделий, работ и услуг, которые находились в отчетном периоде в производстве, несмотря на степень их готовности. Характеризует объем работ.
Товарная продукция (ТП) – это количество изделий, полностью законченных в производстве и предназначенных для продажи. Характеризует объем продукции.
Отгруженная продукция (ОП) – это продукция, оформленная и отгруженная покупателю независимо от оплаты.
Проданная продукция (ПП) – это количество изделий, за которые поступили денежные средства в кассу или на расчетный, валютный счет, чеки или векселя.
Выручка является основным доходом предприятия, от которого зависит образование прибыли и возможность финансирования нового витка производства, т.е. объем продаж и выручка являются теми факторами, от которых зависят остальные результатные показатели и возможность расширенного воспроизводства.
Все перечисленные показатели взаимосвязаны между собой следующим образом:
ВП = ТП + (НЗП н.г – НЗП к.г)
где: НЗП – остатки незавершенного производства на начало и конец периода;
ОТ = ТП + (ОГП н.г – ОГП к.г)
где: ОГП – остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода;
ПП = ОТ + (ООП н.г – ООП к.г)
где: ООП – остатки отгруженной, но не оплаченной продукции на начало и конец года.
Проданная, отгруженная продукция и объем фактических поставок (ФП), принятый в зачет выполнения договоров поставок, связаны следующим образом:
ФП = ОТ1 – ОТ2
где: ОТ1 – отгруженная продукция, дошедшая до заказчика;
ОТ2 – продукция отгруженная, но не принятая заказчиком.
ФП = объем плановых поставок по договорам – продукция недопоставленная – продукция, не принятая заказчиком.
Проданную продукцию можно представить как производную объема продукции и цен:
ПП = S Qi * Цi,
где: Qi - объем каждого вида продукции в натуральном выражении;
Цi - цена каждого вида продукции.
Таким образом, продажа зависит от изменения объема проданной продукции и цен.
Товарная продукция показывается в фактически действующих и сопоставимых ценах, объем продаж – в фактически действующих ценах за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов.
Для анализа используют различные измерители продукции: 1) стоимостная оценка, в т.ч. в фактических и стабильных ценах, по себестоимости, по нормативной стоимости обработки, условно-чистой продукции (за вычетом прямых материальных затрат); 2) натуральные и условно-натуральные измерители; 3) трудоемкость в нормо-часах или других единицах приведенной трудоемкости.