Финансовое состояние предприятий трубной отрасли России и пути его улучшения на современном этапе.
Трубная отрасль относится к четвертому переделу металлургической промышленности, который отличается высокой степенью обработки металла и интенсивным применением новейших технологий. В начале 1990-хгг. Россия являлась одним из мировых лидеров в производстве труб, выпуская около 10 млн т в год. Общеэкономические тенденции середины 1990-хгг. и экономический кризис 1998 г. привели к падению производства в трубной отрасли более чем в 3 раза.
Стабилизация экономической жизни страны, наметившийся рост экономических и производственных показателей последних лет позволили значительно повысить загрузку трубных предприятий России, увеличить уровень производства труб и продолжить работу по дальнейшему повышению их конкурентоспособности.
Продолжая оставаться привлекательной для инвестиций, отечественная трубная отрасль, начиная с 1999 г., приступила к восстановлению своего производственного потенциала, произошло увеличение производства российских труб. В 2007 г. российский рынок труб достиг максимального значения — 8,7 млн т трубной продукции. Росту рынка способствовал в первую очередь рост цен на нефть и газ, т. е. развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Начиная с масштабного освоения новых нефтегазовых месторождений в Западной Сибири в 1970-хгг., импортные поставки стальных труб в Российскую Федерацию всегда превышали экспорт. Но с 2002 г. ситуация поменялась: сегодня объем экспорта труб из России превышает импорт.
Надежным источником развития металлургического комплекса в последние годы становится внутреннее потребление. Его рост определяют следующие основные факторы:
- необходимость технического перевооружения основных фондов отраслей экономики;
- реализация новых проектов в промышленности, энергетике, а также реализация национальных проектов;
- рост спроса со стороны предприятий, производящих вооружение и военную технику;
- прогнозируемое в среднесрочной перспективе импортозамещение отдельных видов машин и оборудования.
События, происходящие в последнее время в экономике России, со всей очевидностью показали, что наиболее устойчивыми к экономическим потрясениям являются крупные вертикально и горизонтально интегрированные холдинги, созданные на основе технологически и кооперационно-связанных промышленных хозяйствующих субъектов, выпускающих конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках продукцию. В современных условиях хозяйствования рынок предъявляет требования, с одной стороны, к снижению производственных затрат, а с другой — к повышению качества выпускаемой продукции, увеличению ее объемов. Укрупнение производства и связанная с ним концентрация капитала позволяют наиболее эффективно решать эти задачи.
В качестве импульса для такой интеграции можно назвать множество причин, главные из которых следующие:
- глобализация трубного рынка. На этом рынке действует ограниченный круг крупных потребителей, общие потребности которых составляют до 80 % выпускаемой продукции. Естественно, что для улучшения взаимодействия с потребителями поставщикам выгодно объединяться, чтобы предлагать весь спектр необходимых труб одновременно;
- создание конкурентных структур холдингового типа. Процессы объединения всегда служат стимулом для других участников, чтобы укрупниться самим и сохранить за собой занятую рыночную нишу;
- наличие тесных горизонтальных связей между предприятиями. Это упрощает процессы интеграции и позволяет провести их с наименьшими потерями. Как правило, холдинговые структуры имеют один центр управления всеми активами, что снижает затраты на маркетинг продукции, ликвидирует дублируемые функции, упрощает логистические цепи, что в конечном счете ведет к сокращению издержек.
В трубной отрасли из 46 предприятий основной объем производства обеспечивают 9 предприятий, объединенных в трех холдингах:
1) Трубная металлургическая компания (Синарский трубный завод, Северский трубный завод, Таганрогский трубный завод, Волжский трубный завод);
1) Объединенная металлургическая компания (Выксунский металлургический завод, Альметьевский трубный завод, завод «Трубодеталь»);
1) Группа Челябинского трубопрокатного завода (Челябинский трубопрокатный завод, Первоуральский новотрубный завод).
Данные холдинги отличаются достаточно узкой специализацией в своем сегменте. Ориентируясь на закупку стали у сторонних поставщиков, они практически полностью лишены собственного
сырьевого обеспечения, имея в своем составе
сравнительно небольшие мощности по заготовке лома.
Основным активом Объединенной металлургической компании (ОМК), обеспечивающим группе более 80 % денежных поступлений, является Выксунский металлургический завод, основную часть продукции которого составляют трубы большого диаметра. Компания является поставщиком нефтегазовой отрасли, в частности, Североевропейского газопровода, оператором которого является ОАО «Газпром». Трубная продукция группы используется также при строительстве таких трубопроводов, как Восточная Сибирь — Тихий Океан и «Балтийская трубопроводная система».
Предприятия холдинга выпускают также железнодорожные колеса (Выксунский металлургический завод), автомобильные рессоры (Чусовской металлургический завод), специализированные сплавы и металлическую ленту, применяемые в конструкциях телевизионных кинескопов и мониторов (ОАО «Щелмет»), ОМК имеет тесные связи с предприятиями «Евразхолдинга», которые выступают поставщиками угля и железной руды. Ключевым поставщиком стали на ВСМЗ является «Северсталь». Для покрытия потребности группы в ломе черных металлов в 2005 г. была создана дочерняя компания ООО «ОМК ЭкоМеталл», специализирующаяся на металлотрейдинге.
Все предприятия, входящие в структуру Трубной металлургической компании, специализируются в одной отрасли — производстве труб и деталей трубопроводов. Это предопределяет стратегию группы на горизонтальную экспансию в этой отрасли и приобретение трубных активов за рубежом. В последствии компания получила контроль над Российским НИИ трубной промышленности, объединив его со своими заводскими лабораториями. Тесное сотрудничество с нефтяной компанией «ТНК-ВР» привело к тому, что последняя продала Трубной металлургической компании два предприятия по обслуживанию трубного комплекса — ООО «Центральная трубная база», ЗАО «Управление по ремонту труб». Группа сотрудничает также с другими ведущими нефтегазодобытчиками в стране, в частности, заключены стратегические договоренности с ОАО НК «Роснефть» и ООО «НГК «ИТЕРА». Ключевым потребителем трубной продукции выступает ОАО «Газпром».
Ядром Группы Челябинского трубопрокатного завода является Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ), занимающий сильные позиции на рынке труб среднего и большого диаметра. Участие в проекте строительства трубопровода Восточная Сибирь — Тихий Океан обеспечивает компании стабильный спрос на трубы. Характерной особенностью ТМК является централизация каналов поставок и сбыта в рамках единой структуры — «Торгового Дома ТМК». Именно через эту структуру продается за рубеж более 50 % продукции группы. ТМК является лидером в России по производству бесшовных нарезных труб нефтегазового сортамента — одного из наиболее рентабельных направлений деятельности в отрасли. Поставщиками стали на предприятия Группы Челябинского трубопрокатного завода являются металлургические комбинаты сторонних холдингов, в частности, «Евразхолдинг», ММК, «Металлоинвест». Однако, группа предпринимает усилия по расширению собственных каналов снабжения сырьем, делая ставку на формирование сети по сбору металлолома. В состав холдинга входит также сервисный сегмент в виде предприятий ЗАО «ЧТПЗ-КТС», специализирующихся на производстве трубопроводной арматуры. Кроме того, Группа Челябинского трубопрокатного завода владеет блокирующим пакетом ОАО «Трубодеталь» (входит в состав ОМК), специализирующегося на производстве соединительных деталей трубопроводов.
Ужесточение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках трубной продукции делает для российских производителей труб актуальной задачу повышения их конкурентоспособности. На устойчивое функционирование российских трубных предприятий большое влияние оказывают как внешние факторы, определяемые ситуацией в экономике страны, на мировом и внутреннем рынках и действующими законодательными нормами, так и внутренние факторы, определяемые экономическим положением в отдельных компаниях. Взаимосвязь между внешними и внутренними факторами, влияющими на устойчивое функционирование предприятия, представлена на рисунке 4.
Надо также отметить, что повышение конкурентоспособности продукции (фактор внутренней среды) возможно лишь при условии повышения качества труб. С этой целью предприятиям трубной отрасли необходимо совершенствовать технологии, обновлять оборудование, расширять сортамент выпускаемой продукции, снижать производственные затраты, организовывать совместную работу производителей и потребителей по повышению качества труб, сертификации выпускаемой продукции по международным стандартам. Для решения поставленных задач металлургические и трубные предприятия должны реализовывать программы технического перевооружения.
Эффективное функционирование и развитие
предприятий трубной отрасли невозможно без учета и соблюдения основных принципов, представленных в таблице 4.
Важную роль в устойчивом функционировании и развитии предприятий трубной промышленности должно отводиться выявлению факторов, способствующих или препятствующих развитию предприятия. Систематизация данных факторов представлена в таблице 5.
Рисунок 4 – Взаимосвязь факторов, влияющих на развитие и эффективное функционирование предприятий трубной отрасли
Из выделенных факторов в современных условиях на конъюнктуру российского трубного рынка влияют три: 1) инвестиционная активность предприятий энергетического сектора; 2) физическое состояние трубопроводного транспорта; 3) макроэкономические показатели экономики в целом.
В связи со сложившейся в трубной отрасли ситуацией, становится очевидным, что ей необходима поддержка со стороны государства. Основные ее направления можно представить в виде схемы на рисунке 5.
Основными направлениями государственной политики развития предприятий трубной отрасли в современных условиях являются:
Таблица 4 – Основные принципы, обеспечивающие эффективное функционирование и развитие предприятий трубной отрасли
Принцип | Общая характеристика |
Целенаправленность | Вся деятельность предприятия должна быть направлена на достижение целей его деятельности с наименьшими затратами ресурсов |
Соразмерность | Обоснованность организационно-экономических действий |
Адаптивность | Своевременное реагирование на изменение внутренней и внешней среды |
Целесообразность | Достижение поставленной цели с лучшими экономическими, организационными и социальными результатами |
Инновационность | Внедрение нововведений,позволяющих интенсифицировать использование необходимых ресурсов и получить лучшие результаты |
Системность | Наличие между мероприятиями и действиями устойчивого взаимодействия и взаимосвязи,приносящих дополнительный эффект |
Актуальность | Систематическоеобновление организационно-экономических мер и действий,обеспечивающих достижение целей предприятия |
Целостность | Структурная и логическая взаимосвязь между мероприятиями и управленческими решениями |
Таблица 5 - Факторы, препятствующие и способствующие развитию и эффективному функционированию предприятий трубной отрасли
Факторы | Препятствуют развитию | Способствуют развитию |
Экономические | Общий экономический кризис в стране; снижение объёмов производства предприятий-потребителей металлургической продукции; высокие ставки по кредитам; инфляция | Наличие резервного фонда; наличие постоянных клиентов; долговременные договора с поставщиками |
Социально-культурные | Сопротивление переменам; боязнь неопределенности; неумение рисковать | Создание эффективной системы мотивации(материальной и нематериальной); нормальный психологический климат в коллективе |
Технические | Недостаток средств для финансирования технического развития; низкая инновационная активность предприятий комплекса; слабая материально-техническая и научная база | Наличие прогрессивных технологий; наличие материально-технических средств; система материального поощрения за инновационную деятельность |
Политико-правовые | Ограничения со стороны антимонопольного налогового, патентно-лицензионного законодательства; открытый доступ на российский рынок дешевой металлургической продукции из-за рубежа | Проведение активной политики в международных организациях; увеличение импортных пошлин на металлургическую продукцию; отмена пошлин на импортируемое технологическое оборудование для металлургии, не производимое в России; предоставление налоговых льгот при внедрении технологий, обеспечивающих улучшение экологической ситуации; проведение антидемпинговых процедур в отношении стран-импортеров металлургической продукции; государственная поддержка инноваций; координация планов развития металлургического комплекса со стратегиями развития отраслей-потребителей металлопродукции и регионов России |
Организационно-управленческие | Негибкая организационная структура; централизация власти; авторитарный стиль управления; неэффективные межотраслевые и межорганизационные взаимодействия; ориентация на определенный сегмент рынка | Гибкая организационная структура; децентрализация власти; демократический стиль управления; тесное межотраслевое и межорганизационное взаимодействие предприятий; ориентация на сложившиеся рынки; формирование проектных и рабочих команд |
Рисунок 5 – Основные направления государственной политики
в условиях финансового кризиса
1) совершенствование действующих законов (нормативно-правовой базы) — это создание благоприятного правового и экономического климата для дальнейшего развития российских предприятий трубной отрасли;
2) координация планов развития металлургического комплекса со стратегиями развития отраслей-потребителей металлопродукции и регионов России с генеральными схемами размещения объектов электроэнергетики, развития трубопроводного транспорта и сети железных дорог.
Так, российский рынок стальных труб зависит от развития отраслей топливно-энергетического комплекса, машиностроения и строительства, поэтому ключевые направления и параметры развития трубопроводной промышленности должны быть отражены не только в Стратегии развития металлургического комплекса России, но и в стратегиях развития отраслей-потребителей, например, в Энергетической стратегии России;
3) частно-государственное партнерство — это развитие взаимодействия государства и отраслевого бизнеса, направленное на устранение инфраструктурных ограничений развития. Расширение роли заинтересованного в дальнейшем подъеме металлургического комплекса бизнеса не должно сдерживаться ничем, кроме объективных ограничений, связанных с безопасностью страны;
4) проведение активной политики в международных организациях, осуществляющих допуск на мировые рынки металлопродукции;
5) увеличение импортных пошлин. В ряду таких мероприятий в первую очередь следует отметить увеличение в 3—4 раза (с 5 до 20 %) ввозных пошлин на 46 видов стальных труб;
6) создание благоприятных условий для предприятий, осуществляющих техническое перевооружение — это отмена пошлин на импортируемое технологическое оборудование для металлургии, не производимое в России, предоставление налоговых льгот при внедрении технологий, обеспечивающих существенное улучшение экологической ситуации;
7) проведение антидемпинговых процедур в отношении стран — импортеров металлургической продукции.
Таким образом, в современных условиях хозяйствования предприятия трубной отрасли должны создавать и поддерживать свои конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Немалую помощь в этом должна оказать продуманная государственная поддержка, направленная на развитие и эффективное функционирование предприятий.
В трубной отрасли Российской Федерации из 46 предприятий основной объем производства обеспечивают 9 предприятий, объединенных в трех холдингах:
1) Трубная металлургическая компания (Синарский трубный завод, Северский трубный завод, Таганрогский трубный завод, Волжский трубный завод);
2) Объединенная металлургическая компания (Выксунский металлургический завод, Альметьевский трубный завод, завод «Трубодеталь»);
3) Группа Челябинского трубопрокатного завода (Челябинский трубопрокатный завод, Первоуральский новотрубный завод).
Данные холдинги отличаются достаточно узкой специализацией в своем сегменте. Как уже было сказано ранее, основной объем производства труб в Российской Федерации распределен между 9 предприятиями, объединенными в 3 холдинга. Для получения представления о финансовом состоянии предприятий трубной отрасли на современном этапе имеет смысл проанализировать финансовые результаты крупного холдинга ТМК (трубной металлургической компании). На наш взгляд, результаты подобного анализа можно с небольшой долей погрешности распространить на всю трубную промышленность РФ.
ПAO «ТМК» («ТМК» или «Группа») – один из ведущих мировых производителей труб для нефтегазовой промышленности, объявил аудированные консолидированные результаты деятельности за год, закончившийся 31 декабря 2016 г., в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Итоговые финансовые результаты за 4-й квартал и 2016 г.:
- Выручка за 4-й квартал 2016 г. выросла на 10% по сравнению с предыдущим кварталом и составила 902 миллиона долларов США; выручка за 2016 г. составила 3 338 миллионов долларов США, что на 19% ниже показателя за предыдущий год
- Скорректированный показатель EBITDA за 4-й квартал 2016 г. вырос на 11% по сравнению с предыдущим кварталом и составил 140 миллионов долларов США; скорректированный показатель EBITDA за 2016 г. составил 530 миллионов долларов США, что на 19% ниже показателя за предыдущий год
- Рентабельность по скорректированному показателю EBITDA в 4-м квартале 2016 г. и по итогам 2016 г. составила 16%
- Чистая прибыль составила 84 миллиона долларов США в 4-м квартале 2016 г. и 166 миллионов долларов США по итогам 2016 г.
- Чистый долг на 31 декабря 2016 г. составил 2 539 миллионов долларов США
- Сумма чистого погашения долга в 2016 г. составила 53 миллиона долларов США
По прогнозам экспертов ожидается, что повышение объемов бурения в США приведет к росту показателей Американского дивизиона, что в свою очередь обеспечит достижение более высоких финансовых показателей по итогам 2017 г. При этом ожидается, что рентабельность по показателю EBITDA сохранится в целом на уровне 2016 г. [182]
Таблица 16 -– Итоговые результаты Группы за 4-й квартал и 2016 г. (в миллионах долларов США, если не указано иное)
4 кв. 2016г. | 3 кв. 2016г. | Изменение млн долл. США | 2016г. | 2015г. | Изменение млн долл. США | |
Объем реализации, тыс. тонн | 3 458 | 3 871 | (413) | |||
Бесшовные трубы | 2 412 | 2 410 | ||||
Сварные трубы | 1 046 | 1 461 | (415) | |||
Выручка | 3 338 | 4 127 | (789) | |||
Валовая прибыль | (141) | |||||
Рентабельность по валовой прибыли, % | 22% | 20% | 21% | 20% | ||
Чистая прибыль | (368) | |||||
Прибыль в расчете на 1 ГДР(1), долларов США | 0,33 | 0,05 | 0,28 | 0,66 | (1,58) | 2,25 |
Скорректированный показатель EBITDA(2) | (121) | |||||
Рентабельность по скорректированному показателю EBITDA, % | 16% | 15% | 16% | 16% |
4 кв. 2016 г. | 3 кв. 2016 г. | Изменение млн долл. США | 2016 г. | 2015 г. | Изменение млн долл. США | |
Объем реализации, тыс. тонн | 3 458 | 3 871 | (413) | |||
Бесшовные трубы | 2 412 | 2 410 | ||||
Сварные трубы | 1 046 | 1 461 | (415) | |||
Выручка | 3 338 | 4 127 | (789) | |||
Валовая прибыль | (141) | |||||
Рентабельность по валовой прибыли, % | 22% | 20% | 21% | 20% | ||
Чистая прибыль | (368) | |||||
Прибыль в расчете на 1 ГДР(1), долларов США | 0,33 | 0,05 | 0,28 | 0,66 | (1,58) | 2,25 |
Скорректированный показатель EBITDA(2) | (121) | |||||
Рентабельность по скорректированному показателю EBITDA, % | 16% | 15% | 16% | 16% |
(1) 1 ГДР представляет 4 обыкновенные акции.
(2) Скорректированный показатель EBITDA представляет собой сумму чистой прибыли/убытка за отчетный период до вычета финансовых расходов и финансовых доходов, расходов по налогу на прибыль, амортизации основных средств и нематериальных активов, курсовых разниц, обесценения внеоборотных активов, изменений в резервах (кроме начислений премиальных выплат), убытка/(прибыли) от выбытия основных средств, убытка/(прибыли) от изменения справедливой стоимости производных финансовых инструментов, доли в (прибыли)/убытках ассоциированных компаний и иных неденежных, единовременных и нетипичных статей.
Обзор результатов за 4-й квартал и 2016 год.
В 4-м квартале объем российского рынка трубной продукции в целом сократился на 1% по сравнению с предыдущим кварталом: увеличение спроса в сегменте было в значительной мере компенсировано снижением спроса на трубы большого диаметра и сварные трубы промышленного назначения. Объем рынка труб вырос на 15% по сравнению с предыдущим кварталом.
В 4-м квартале сохранялась сложная ситуация на европейском рынке трубной продукции, характеризуемая низким объемом потребления, высоким уровнем конкуренции и объемов импорта. В то же время цены на трубную продукцию выросли по сравнению с предыдущим кварталом в результате повышения стоимости сырья.
В 2016 г. объем российского рынка трубной продукции сократился на 10% по сравнению с 2015 г., что было обусловлено значительным снижением спроса на трубы большого диаметра в 2016 г. на фоне рекордно высоких объемов продаж этого вида продукции в 2015 г. Объем потребления труб увеличился на 4% по сравнению с 2015 г., чему способствовал рост объемов бурения в России на 12% по сравнению с предыдущим годом.
Цены на трубную продукцию на европейском рынке снижались на протяжении большей части 2016 г., при этом к концу года наметилась тенденция к восстановлению на фоне некоторого роста объемов продаж трубной продукции.
Финансовые результаты за 4-й квартал 2016 года по сравнению с 3-м кварталом 2016 года следующие.
Выручка выросла на 10% по сравнению с 3-м кварталом 2016 г. на 79 миллионов долларов США, что объясняется увеличением объемов реализации сварных линейных труб в Российском дивизионе и ростом объемов потребления бесшовных труб в Американском дивизионе.
Рентабельность по скорректированному показателю EBITDA в 4-м квартале 2016 г. выросла до 16% по сравнению с 15% в 3-м квартале 2016 г. Рост показателя EBITDA на 14 миллионов долларов США по сравнению с предыдущим кварталом объясняется прежде всего ростом объемов реализации сварных линейных труб и бесшовных труб в Российском дивизионе, а также улучшением структуры продаж в сегменте ТБД.
На фоне общего повышения результатов чистая прибыль в 4-м квартале 2016 г. составила 84 миллиона долларов США по сравнению с 11 миллионами долларов США в предыдущем квартале.
По состоянию на 31 декабря 2016 г. общий долг увеличился до 2 897 миллионов долларов США по сравнению с 2 878 миллионами долларов США по состоянию на 30 сентября 2016 г., что обусловлено укреплением курса рубля по отношению к доллару США.
Чистый долг Компании снизился на 48 миллионов долларов США относительно уровня на 30 сентября 2016 г. и по состоянию на 31 декабря 2016 г. составил 2 539 миллионов долларов США.
Результаты за 2016 год по сравнению с 2015 годом представлены ниже.
Выручка за 2016 г. снизилась на 789 миллионов долларов США по сравнению с предыдущим годом, что объясняется в основном отрицательным эффектом от пересчета из функциональной валюты в валюту представления отчетности, сокращением объемов реализации труб большого диаметра в Российским дивизионе по сравнению с рекордными показателями 2015 г., а также сокращением объемов реализации в Американском дивизионе на фоне снижения объемов буровых работ в США и сокращения затрат на разведку и добычу.
Те же факторы оказали отрицательное влияние на скорректированный показатель EBITDA по итогам 2016 г., снизившийся на 121 миллион долларов США по сравнению с 2015 г. Рентабельность по скорректированному показателю EBITDA в целом не изменилась по сравнению с предыдущим годом и составила 16%.
По состоянию на 31 декабря 2016 г. общий долг увеличился до 2 897 миллионов долларов США по сравнению с 2 776 миллионами долларов США по состоянию на 31 декабря 2015 г., что обусловлено укреплением курса рубля по отношению к доллару США. Средневзвешенная номинальная процентная ставка по заемным средствам снизилась на 3 базисных пункта и составила 9,03% по состоянию на конец отчетного периода.
Чистый долг на 31 декабря 2016 г. вырос по сравнению с состоянием на 31 декабря 2015 г. и составил 2 539 миллионов долларов США. Сумма чистого погашения долга в 2016 г. составила 53 миллиона долларов США.
Объем капитальных вложений в 2016 г. снизился до 175 миллионов долларов США по сравнению с 208 миллионами долларов США в 2015 г.
По прогнозам руководителей ТМК, ожидается улучшение финансовых результатов в 2017 г. за счет роста показателей американского дивизиона и сохранения рентабельности по показателю EBITDA в целом на уровне 2016 г. [12, 13].
Результаты за 4-й квартал 2016 года по сравнению с 3-м кварталом 2016 года
- Результаты Российского дивизиона за 4-й квартал 2016 г. отражают увеличение объемов реализации сварных линейных труб, выручки от прочих видов деятельности, в т. ч. от реализации стальной заготовки и услуг по нанесению защитных покрытий, предоставляемых третьим лицам, а также положительный эффект от пересчета из функциональной валюты в валюту представления отчетности.
Таблица 27 - Результаты деятельности дивизионов за 4-й квартал и 2016 г. РОССИЙСКИЙ Российский ДИВИЗИОН дивизион (в млн. долларов США, если не указано иное)
4 кв. 2016 г. | 3 кв. 2016 г. | Изменение, % | 2016 г. | 2015 г. | Изменение, % | |
Объем реализации, тыс. тонн | 5% | 3 001 | 3 252 | (8)% | ||
Выручка | 10% | 2 796 | 3 189 | (12)% | ||
Валовая прибыль | 21% | (9)% | ||||
Рентабельность по валовой прибыли, % | 26% | 24% | 27% | 26% | ||
Скорректированный показатель EBITDA | 13% | (10)% | ||||
Рентабельность по скорректированному показателю EBITDA, % | 19% | 19% | 21% | 20% |
4 кв. 2016 г. | 3 кв. 2016 г. | Изменение, % | 2016 г. | 2015 г. | Изменение, % | |
Объем реализации, тыс. тонн | 5% | 3 001 | 3 252 | (8)% | ||
Выручка | 10% | 2 796 | 3 189 | (12)% | ||
Валовая прибыль | 21% | (9)% | ||||
Рентабельность по валовой прибыли, % | 26% | 24% | 27% | 26% | ||
Скорректированный показатель EBITDA | 13% | (10)% | ||||
Рентабельность по скорректированному показателю EBITDA, % | 19% | 19% | 21% | 20% |
Результаты за 4-й квартал 2016 года по сравнению с 3-м кварталом 2016 года
- Результаты Российского дивизиона за 4-й квартал 2016 г. отражают увеличение объемов реализации сварных линейных труб, выручки от прочих видов деятельности, в т. ч. от реализации стальной заготовки и услуг по нанесению защитных покрытий, предоставляемых третьим лицам, а также положительный эффект от пересчета из функциональной валюты в валюту представления отчетности.
Результаты за 2016 год по сравнению с 2015 годом.
- Снижение финансовых результатов Российского дивизиона по итогам 2016 г. было в основном обусловлено отрицательным эффектом от пересчета из функциональной валюты в валюту представления отчетности. Без учета данного эффекта выручка сократилась бы на 99 миллионов долларов США, а валовая прибыль выросла бы на 27 миллионов долларов США по сравнению с 2015 г.
- Снижение показателя EBITDA было частично компенсировано сокращением коммерческих, общехозяйственных и административных расходов, которого удалось достичь, прежде всего, за счет реализации программы сокращения затрат ТМК.
- На фоне благоприятной структуры продаж в сегменте бесшовных труб в 2016 г. выросла рентабельность по скорректированному показателю EBITDA по сравнению с 2015 г.
Результаты за 4-й квартал 2016 года по сравнению с 3-м кварталом 2016 года:
- В 4-м квартале 2016 г. выручка Американского дивизиона увеличилась по сравнению с 3-м кварталом 2016 г., прежде всего благодаря росту объемов реализации бесшовных труб OCTG на фоне восстановления спроса на рынке Северной Америки.
- Валовый убыток увеличился на 4 миллиона долларов США по сравнению с предыдущим кварталом за счет валового убытка от продажи сварных труб, частично вызванного ростом цен на горячекатаные рулоны.
Таблица 37 - Результаты деятельности дивизионов за 4-й квартал и 2016 г. АМЕРИКАНСКИЙ ДИВИЗИОН (в млн. дол. США, если не указано иное)
4 кв. 2016 г. | 3 кв. 2016 г. | Изменение, % | 2016 г. | 2015 г. | Изменение, % | |
Объем реализации, тыс. тонн | 25% | (36)% | ||||
Выручка | 15% | (50)% | ||||
Валовая прибыль/(убыток) | (10) | (7) | н/д | (81) | (18) | н/д |
Рентабельность по валовой прибыли, % | (8)% | (6)% | (22)% | (2)% | ||
Скорректированный показатель EBITDA | (9) | (9) | н/д | (72) | (23) | н/д |
Рентабельность по скорректированному показателю EBITDA, % | (8)% | (9)% | (20)% | (3)% | ||
4 кв. 2016 г. | 3 кв. 2016 г. | Изменение, % | 2016 г. | 2015 г. | Изменение, % | |
Объем реализации, тыс. тонн | 25% | (36)% | ||||
Выручка | 15% | (50)% | ||||
Валовая прибыль/(убыток) | (10) | (7) | н/д | (81) | (18) | н/д |
Рентабельность по валовой прибыли, % | (8)% | (6)% | (22)% | (2)% | ||
Скорректированный показатель EBITDA | (9) | (9) | н/д | (72) | (23) | н/д |
Рентабельность по скорректированному показателю EBITDA, % | (8)% | (9)% | (20)% | (3)% |
Результаты за 4-й квартал 2016 года по сравнению с 3-м кварталом 2016 года:
- В 4-м квартале 2016 г. выручка Американского дивизиона увеличилась по сравнению с 3-м кварталом 2016 г., прежде всего благодаря росту объемов реализации бесшовных труб OCTG на фоне восстановления спроса на рынке Северной Америки.
- Валовый убыток увеличился на 4 миллиона долларов США по сравнению с предыдущим кварталом за счет валового убытка от продажи сварных труб, частично вызванного ростом цен на горячекатаные рулоны.
Результаты за 2016 год по сравнению с 2015 годом;
- Значительное снижение объемов буровых работ, затрат на разведку и добычу углеводородов в Северной Америке привели к существенному сокращению объемов реализации бесшовных труб в Американском дивизионе по сравнению с 2015 г., а также обусловили ухудшение ценовой конъюнктуры.
Результаты за 4-й квартал 2016 года по сравнению с 3-м кварталом 2016 года:
- В 4-м квартале 2016 г. выручка Европейского дивизиона снизилась на 4 миллиона долларов США в результате сокращения объемов реализации стальной заготовки и отрицательного эффекта от пересчета из функциональной валюты в валюту представления отчетности.
Таблица 48 -– Результаты деятельности дивизионов за 4-й квартал и 2016 г. ЕВРОПЕЙСКИЙ ДИВИЗИОН (в млн. дол. США, если не указано иное)
4 кв. 2016 г. | 3 кв. 2016 г. | Изменение, % | 2016 г. | 2015 г. | Изменение, % | |
Объем реализации, тыс. тонн | 9% | (2)% | ||||
Выручка | (10)% | (11)% | ||||
Валовая прибыль | (4)% | (18)% | ||||
Рентабельность по валовой прибыли, % | 25% | 24% | 22% | 24% | ||
Скорректированный показатель EBITDA | (28)% | (19)% | ||||
Рентабельность по скорректированному показателю EBITDA, % | 14% | 18% | 14% | 15% |
4 кв. 2016 г. | 3 кв. 2016 г. | Изменение, % | 2016 г. | 2015 г. | Изменение, % | |
Объем реализации, тыс. тонн | 9% | (2)% | ||||
Выручка | (10)% | (11)% | ||||
Валовая прибыль | (4)% | (18)% | ||||
Рентабельность по валовой прибыли, % | 25% | 24% | 22% | 24% | ||
Скорректированный показатель EBITDA | (28)% | (19)% | ||||
Рентабельность по скорректированному показателю EBITDA, % | 14% | 18% | 14% | 15% |
Результаты за 4-й квартал 2016 года по сравнению с 3-м кварталом 2016 года:
- В 4-м квартале 2016 г. выручка Европейского дивизиона снизилась на 4 миллиона долларов США в результате сокращения объемов реализации стальной заготовки и отрицательного эффекта от пересчета из функциональной валюты в валюту представления отчетности.
Результаты за 2016 год по сравнению с 2015 годом:
- Снижение результатов Европейского дивизиона по сравнению с 2015 г. связано в целом с сокращением объемов реализации бесшовных труб и неблагоприятной ценовой конъюнктурой [19].
Итак, на примере группы компаний трубного металлургического комплекса (ТМК) мы рассмотрели финансовое состояние трубной отрасли России на современном этапе. Анализ , проанализировали динамикиу основных показателей за 2016 год, и сравнениенили их с предыдущим периодом, привели прогнозы руководителей комплекса на 2017 год. В следующей главе произведем оценку финансового состояния ОАО «Га