Глава 1. Теоретическая часть
Основная часть
Глава 1. Теоретическая часть
Виды торговых организаций.
Торговые организации могут быть классифицированы по следующим признакам:
1. По формам собственности выделяют торговые организации:
· государственные (в собственности РФ и ее субъектов);
· муниципальные (в собственности городских, сельских и поселковых образований);
· частные (в собственности физических лиц);
· смешанной формы (государственно-частные предприятия).
2. По количеству собственников:
· индивидуальные предприниматели и коллективное предпринимательство (юридические лица).
3. По организационно-правовым формам:
· хозяйственные товарищества;
· хозяйственные общества;
· производственные кооперативы;
· государственные и муниципальные предприятия.
4. По видам торговой деятельности:
· предприятия оптовой торговли;
· предприятия розничной торговли;
· предприятия оптово-розничной торговли (совмещение двух видов торговой деятельности).
5. По виду торгового предприятия:
· с универсальным ассортиментом;
· со специализированным ассортиментом (предприятия, реализующие одну группу товаров или ее часть);
· с комбинированным ассортиментом (предприятия, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности);
· со смешанным ассортиментом (предприятия, реализующие отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров).
6. По степени концентрации (главный критерий - средняя численность):
· крупные – от 251 человек;
· средние – от 101 до 250 человек;
· малые – до 100 человек в промышленности, до 50 человек в торговле;
· микропредприятия – до 15 человек.
В зависимости от целей деятельности в торговле выделяют две категорий предприятий: коммерческие организации, зарегистрированные в формах хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов и государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоммерческие организации.
Коммерческими признаются юридические лица, основной целью деятельности которых является получение прибыли. Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли, а имеют иные цели. Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей, но не вправе распределять полученную прибыль между участниками. В торговле в качестве некоммерческих организаций осуществляют свою деятельность ассоциации, общественные организации, учреждения, потребительские кооперативы.
С точки зрения вклада в национальную экономику, коммерческие организации представляют наибольший интерес. Именно они формируют основную часть доходов государства, которые в последующем перераспределяются в национальном хозяйстве по различным каналам и служат источником экономического роста и социального развития общества.
Деятельность коммерческих организаций регламентируется учредительными документами. В ГК РФ приведена классификация юридических лиц по организационно-правовым формам. Наиболее распространенными формами являются хозяйственные общества.
Содержание и порядок составления бухгалтерской и налоговой отчетности торговых организаций
Бухгалтерская отчетность - это основной финансовый отчет юридического лица перед государством. В законе дается такое определение: "Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями законодательства". Это определение содержится в Федеральном законе России «О бухгалтерском учете».
В России бухгалтерская отчетность на законодательном уровне регулируется законом 402-ФЗ, Положениями о бухгалтерском учёте (ПБУ), а также частично - Налоговым кодексом РФ. В мире действуют Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО — IFRS), и в России с 1998 года действует специальная программа по приведению российской отчетности в соответствие с МСФО. В практическом плане бухгалтерская отчетность - это ряд документов, которые необходимо заполнять и представлять в контролирующие органы всем организациям - коммерческим, бюджетным, страховым и прочим. Это:
· бухгалтерский баланс;
· отчёт о финансовых результатах;
Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
· Отчет об изменениях капитала
· Отчет о движении денежных средств
· Отчет о целевом использовании денежных средств
Иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах оформляются в табличной и (или) текстовой форме. Содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно.
В приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация.
Каждый существенный показатель должен представляться в бухгалтерской отчетности отдельно. Несущественные суммы аналогичного характера или назначения могут объединяться и не представляться отдельно.
Рассмотрим основные этапы составления бухгалтерской отчетности:
· Проверка соответствия информации на счетах бухгалтерского учета первичным документам.
· Инвентаризация кассы и имущества.
· Корректировка данных бухучета при выявлении отклонений.
· Закрытие счетов.
· Реформация баланса.
· Непосредственно составление бухгалтерской отчетности.
Правила составления бухгалтерской отчетности предприятия.
Порядок составления бухгалтерской отчетности регулируется ПБУ 4/99 и включает следующие группы правил:
1. Принципы, применимые при составлении бухгалтерской отчетности. К ним, в частности, относятся:
· Необходимость соблюдения достоверности отражаемой информации.
· Отражение данных с учетом сведений о филиалах, представительствах и подразделениях.
· Соблюдение актуальных форм.
· Заполнение отчетов с учетом показателей как минимум 2-летнего периода.
· Соблюдение порядка раскрытия информации в зависимости от значения показателей. Если числовые значения по тому или иному показателю отсутствуют, проставляется прочерк. Если показатели существенные, они отражаются обособленно, если несущественные — раскрываются в пояснениях.
· Отчетная дата — последний день отчетного периода.
· Отчетный период — с 1 января по 31 декабря. Для новых организаций и ИП — с даты внесения сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по 31 декабря. Если же регистрация произошла после 30 сентября, то отчетный период начинается с даты регистрации, а заканчивается 31 декабря года, следующего за годом образования лица.
· Наличие в формах отчетности всех необходимых реквизитов, например, наименования составителя, периода.
· Составление на русском языке.
· Применение валюты РФ.
· Подписание руководителем (или лицом, наделенным соответствующими полномочиями).
2. Принципы составления бухгалтерского баланса.
………………………………………………………..
3. Правила, распространяющиеся на отчет о финансовых результатах:
· Необходимо разделить расходы на связанные с деятельностью организации или ИП и прочие.
· Выручка отражается за вычетом НДС, акцизов и прочих налогов.
· Себестоимость должна быть сформирована без учета коммерческих и управленческих расходов.
· Приводятся показатели формирования чистой прибыли.
4. Правила, действующие для пояснений к балансу и отчету о финансовых результатах:
· Пояснения должны служить раскрытием сведений учета в соответствии с учетной политикой.
· В пояснениях необходимо указать, что порядок составления бухгалтерской отчетности должен соответствовать действующему законодательству.
· Пояснения представляют собой расшифровку информации о разных аспектах хозяйственной жизни, например, о движении нематериальных активов, основных средств и т. д.
· Пояснения при составлении бухгалтерской отчетности приводятся посредством применения специальных форм.
· В пояснениях необходимо отражать информацию о движении денежных средств и изменении капитала.
· Пояснения должны содержать сведения об основном виде деятельности, среднесписочной численности работников, исполнительном органе компании.
Налоговая отчетность является составной частью налогового контроля. Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Глава 2. Практическая часть
Карточка компании
Полное наименование | Общество с ограниченной ответственностью «Содексо ЕвроАзия» |
Наименование на английском | SodexoEuroAsia, OOO |
Уточненный адрес | 111024, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 8А корп. 5 |
Адрес (место нахождения) | 111024, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 8А корп. 5 |
Телефон | 84957950134, 89195501569 |
[email protected] | |
Web | www.sodexho.com |
Дата регистрации | 28.06.2002 |
ОГРН | |
ИНН | |
ОКОПФ | Общества с ограниченной ответственностью |
Основной вид деятельности | Деятельность ресторана и услуги по доставке продуктов питания |
Руководитель | Перисик Эди генеральный директор |
Головная компания | (Франция) «Содексо» АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО |
Реорганизация |
Год
Уд. вес ОСП = ОСП / Выручка от продаж * 100
Следовательно, Уд. вес ОСП = 2 677 500 / 3 500 000 * 100 = 76,5%
Уд. вес ОПТ = ОПТ / Выручка от продаж * 100
Следовательно, Уд. вес ОПТ = 822 500 / 3 500 000 * 100 = 23,5%
Год
Уд. вес ОСП = 3 171 240 / 4 065 702 * 100 = 78,0%
Уд. вес ОПТ = 894 462 / 4 065 702 * 100 = 22%
Темп роста = 2016 год / 2015 год * 100%
Темп прироста = Темп роста – 100
Абсолютное отклонение = Данные 2016 года – Данные 2015 года
Выводы:
Товарооборот в 2016 году увеличился на +565 702 т.р. или на 16,16% по сравнении с 2015 годом. В том числе оборот по собственной продукции увеличилась на +493 920 т.р. или на 18,44%. Оборот по покупным товарам вырос не значительно, но всё же отклонения в положительную сторону на +71 962 или на 8,74%. В основном положительные результаты увеличения выручки достигнуты за счет увеличения оборотов по собственной продукции.
Рекомендации: предприятию продолжить увеличению обороты по собственной продукции за счет ведения новых ассортиментов блюд и кулинарных изделий для повышения спроса на них, провести маркетинговое исследования с целью большего охвата рынка предлагаемых услуг таких как выездное обслуживание, доставка продукции клиенту, увеличить объем распространения рекламы с целью увеличения новых потребителей.
Таблица 2
«Анализ финансовых результатов деятельности организации»
Показатели | 2015 г. | 2016 г. | Темп роста, % | Абсолютные отклонения (+•) |
Выручка от продаж без НДС(розничный товарооборот), т.р. | 3 500 000 | 4 065 702 | 116,16 | + 565 702 |
Себестоимость продаж, т.р. | 2 700 000 | 3 830 819 | 141,88 | + 1 130 819 |
Валовая прибыль, т.р. | 800 000 | 234 883 | 29,36 | - 565 117 |
Коммерческие расходы, т.р. | 126 000 | 5 370 | 4,26 | - 120 630 |
Уровень коммерческих расходов, % | 3,6 | 0,13 | -3,47 | |
Управленческие расходы, т.р. | 309 000 | 440 000 | 142,39 | + 131 000 |
Уровень управленческих расходов, % | 8,8 | 10,82 | +2,02 | |
Прибыль (убыток) от продаж, т. р. | 365 000 | -210 487 | -57,67 | - 575 487 |
Прочие доходы, т.р. | 27 000 | 292 665 | 083,94 | + 265 665 |
Прочие расходы, т.р. | 20 000 | 41 732 | 208,66 | + 21 732 |
Полная себестоимость, т.р. | 3 142 000 | 4 527 122 | 144,08 | + 1 385 122 |
Уровень полной себестоимости,% | 89,77 | 111,35 | +21,58 | |
Прибыль (убыток) до налогообложения, т.р. | 385 000 | 40 446 | 10,51 | - 344 554 |
Текущий налог на прибыль, т.р. | 140 000 | 14 064 | 10,05 | - 125 936 |
Чистая прибыль (убыток), т.р. | 330 000 | 26 382 | 7,99 | - 303 618 |
Рентабельность продаж, % | 10,43 | -5,2 | ||
Рентабельность организации, % | 9,43 | 0,65 |
Расчеты:
Темп роста, % = Данные 2016 / Данные 2015 года
Темп прироста = Темп роста – 100
Абсолютное отклонение = Данные 2016 года – Данные 2015 года
Уровень коммерческих расходов, % = Коммерческие расходы / Выручка от продаж * 100%
Уровень управленческих расходов, % = Управленческие расходы / Выручка от продаж * 100%
Уровень полной себестоимости, % = Полная себестоимость / Выручка от продаж * 100%
Рентабельность продаж, % = Прибыль (убыток) от продаж / Выручка от продаж.
Рентабельность организации, % = Чистая прибыль (убыток) / Выручка от продаж.
Вывод:
Данные таблицы показывают, что в 2016 году сложилось в принципе благополучное положение с общими результатами финансовой деятельности. Но результаты отчетного года ухудшились по сравнению с прошлым годом.
Себестоимость продаж увеличилась целых на 41,88%, следовательно, уменьшилась валовая прибыль организации по сравнении с прошлым годом на 70,64% или на -565 117 т.р.
Из-за увеличения себестоимости продаж и управленческих расходов предприятие получило убыток, что по сравнении с отчетным годом уменьшило результат на -575 487 т.р
Неблагоприятными тенденциями являются более высокие темпы прироста расходов по обычным видам деятельности по сравнению с темпами прироста соответствующих доходов, а также потери прибыли за счет прочих убытков.
Прибыль до налогообложения из-за сильного увеличения полной себестоимости и управленческих расходов сократилась на 90% по отношению к прошлому году.
Рекомендации:
Руководству необходимо в срочном порядке детально проанализировать причины резкого увеличения себестоимости продаж и управленческих расходов, принять меры к устранению этих причин, выявить резервы снижения расходов, влияющих на финансовое положение организации.
Таблица 3
Заключение.
Актуальность данной темы обосновывается чрезмерно большой ролью налогов и государства в целом в развитии бизнеса в России. В идеале налоги не должны влиять на экономические решения организации, и не должны менять философию бизнеса. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, вторгаются в сферу стратегических решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия организации. Потребность в налоговом планировании диктуется в современной финансовой системе тяжестью налогового бремени для конкретного налогового субъекта и сложностью и изменчивостью законодательства в области налогообложения.
Налоговые оптимизация и планирование заложены в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях.
Налоговые оптимизация и планирование — законная деятельность организации в границах общего стратегического планирования бизнеса, направленной на выявление возможности налоговой экономии и учет налоговых последствий в деятельности организации, в основе которой лежит системный подход.
В РФ созданы условия к целенаправленному налоговому планированию, основанному на нормах законодательства. Разрабатываются теоретические и методические положения налогового планирования в организациях.
Как любая экономическая категория налоговое планирование строится на определенных правилах, таких как: законность, обязательность, эффективность, перспективность, взаимосвязь налогового планирования и общего планирования организации.
Налоговое планирование, тесно взаимодействует с маркетингом, финансовым планированием организации, бухгалтерским учётом, политикой в области кадров. Оно служит одним из основных инструментов расчета показателей эффективности деятельности организации. Значит, налоговое планирование должно стать обязательным инструментом в комплексе финансового управления в организации.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность наиболее полно и всесторонне отражает хозяйственную деятельность предприятия с позиций как внешних, так и внутренних пользователей учетной информации.
В соответствии с требованиями главы 25 НК РФ ведение налогового учета должно осуществляться предприятиями параллельно с ведением бухгалтерского учета. Однако в информационном плане между данными бухгалтерской и налоговой отчетности также существует тесная взаимосвязь. Прежде всего, это проявляется в методике подтверждения данных налогового учета. В частности, в соответствии с положениями главы 25 НК РФ подтверждением данных налогового учета служат первичные учетные документы, регистры налогового учета, расчет налоговой базы. В свою очередь аналитические регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Расчет налоговой базы основан на следующих данных:
· сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
· сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
· прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
· доходов (расходов) от прочих операций, прибыли (убытка) от прочих операций.
Однако, так как бухгалтерский и налоговый учет разделены, большинство показателей бухгалтерской отчетности для составления отчетов по налогам специальным образом корректируются.
Существующие формы бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности взаимозависимы и взаимообусловлены; содержащиеся в них показатели очень часто взаимодополняют друг друга. Следовательно, указанные виды отчетности являются достаточно надежной информационной базой, дающей разностороннюю характеристику хозяйственной деятельности организации.
Цель данной выпускной квалификационной работы достигнута: изучены теоретические и практические вопросы осуществления налогового учета и налогового планирования, изучен порядок составления и использования бухгалтерской отчетности торговых организаций для анализа их деятельности.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- изучена экономическая сущность и функции торговой организации, виды торговых организаций;
- изучена нормативно-правовая документация по бухгалтерскому и налоговому учету торговой организации;
- исследованы особенности формирования учетной политики торговой организации;
- исследованы особенности бухгалтерского и налогового учета в торговых организациях;
- изучены содержание и порядок составления бухгалтерской и налоговой отчетности торговых организаций;
- исследованы использование бухгалтерской отчетности в целях анализа финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия;
- исследованы особенности налогового планирования и пути оптимизации налоговых платежей торговой организации;
- дана краткая характеристика ООО «Содексо ЕвроАзия»;
- произведен анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Содексо ЕвроАзия» по данным бухгалтерской и налоговой отчетности.
Библиографический список:
1. Гражданский Кодекс РФ (в последней редакции);
2. Налоговый кодекс РФ (в последней редакции);
3. Трудовой кодекс РФ (в последней редакции);
4. ФЗ «О бухгалтерском учете» редакция от 23 мая 2016 года;
5. Абрютина, М. С. «Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности»: учебное пособие / М. С. Абрютина. – Москва: Дело и сервис, 2015г.
6. Данько Т.П.; «Организация и управление торговым предприятием» – М.ИНФРА-М, 2015г.
7. Дашков Л. П. «Коммерция и технология торговли»/Л. П. Дашков - 9-е изд.- М.: "Дашков и Ко", 2016г.
8. Иванова М. «Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы» / Белый мир, 2015г.
9. Иванов Г.Г., Никишин А.Ф., Шипилова С.С. «Оптовая торговля» Учебное пособие. Гриф, 2016г.
10. Лебедев О. Т. «Экономика отраслевых рынков» / О. Т. Лебедев. — М.: Бослен,2016г.
11. Памбухчиянц О. В. «Организация и технология коммерческой» деятельности: Учебник / О. В. Памбухчиянц – 3-е изд. М.: "Дашков и К", 2016г.
12. Панкратов, Ф.Г. «Коммерческая деятельность»: учебник / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - М: Маркетинг. 2015г.
13. Половцева Ф. П. «Коммерческая деятельность»: учебник / Ф. П.Половцева изд-во: ИНФРА-М, 2016г.
14. Синецкий, Б.И. «Основы коммерческой деятельности»: учебник / Б. И. Синецкий. – М.: Юрист, 2016г.
15. Сафронов, Н.А. «Экономика организации (предприятия)»: Учебник для ср. спец. учебных заведений / Н.А. Сафронов. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015г.
16. Хапенков В.Н., Иванов Г.Г., Федюнин Д.В. «Рекламная деятельность в торговле» Учебник - Высшее образование.2017г.
Интернет-ресурсы:
1. http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=667
2. http://www.blyo.ru/referaty_po_marketingu/diplomnaya_rabota_upravlenie_torgovym.html
3. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook366/01/part-004.htm
4. http://studbooks.net/885567/buhgalterskiy_uchet_i_audit/normativnoe_regulirovanie_formirovaniya_otchetnosti_ekonomicheskogo_subekta_osuschestvlyayuschego_torgovuyu_deyatelnost
5. http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/kommercheskaya-deyatelnost.html
6. http://www.studfiles.ru/preview/5394012/page:2/
Основная часть
Глава 1. Теоретическая часть