Первый этап реформы: 1996-сентябрь 2003 г.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

1. Обсуждение и принятие концепции реформы.

2. Создание компании ОАО "Российские железные дороги"

3. Обсуждение и принятие комплекса документов, регулирующих деятельность компании.

4. Разделение функций гос. регулирования и хозяйственного управления отраслью.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

1996 г. - На Всероссийском съезде железнодорожников приняты "Основные направления развития железнодорожного транспорта". В этом документе была заложена идеология эволюционного подхода к реформе отрасли, учитывающая не всегда положительный опыт преобразований железнодорожных компаний развитых государств.

15 мая 1998 г. - Постановлением Правительства РФ № 448 утверждена Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта.

18 мая 2001 г. - Постановлением Правительства РФ № 384 утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. В ее разработке приняли участие не только сами железнодорожники, но и представители заинтересованных министерств и ведомств, научных организаций, и крупнейшие консалтинговые российские и международные компании. Предусмотрено 3 этапа реформ.

6 мая 2003 г. - Постановлением Правительства РФ № 283 утвержден План мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2003 - 2005 годы.

18 сентября 2003 г. - Постановлением Правительства РФ № 585 создано ОАО "Российские железные дороги", 23 сентября компания прошла государственную регистрацию, а 1 октября общество начало хозяйственную деятельность. Завершен 1-й этап реформ.

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ РЕФОРМ БЫЛИ РЕШЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

- реструктурирована кредиторская задолженность предприятий федерального железнодорожного транспорта по платежам в бюджеты всех уровней;

- проведена инвентаризация земли и имущества предприятий ЖДТ;

- приведены в соответствие с основными принципами гражданского законодательства РФ документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта;

- приняты Федеральные законы "О железнодорожном транспорте в РФ", "Устав железнодорожного транспорта РФ", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях", "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", другие нормативные акты;

- разработаны "Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования", "Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования";

- введен в действие новый Прейскурант № 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами";

- внедрена новая технология управления инвестиционной политикой ОАО "РЖД".

ИТОГИ ПЕРВОГО ЭТАПА:

Произошло разделение функций государственного регулирования и хозяйственного ведения. Функции хозяйственного управления на ЖДТ приняло на себя ОАО "РЖД". Его уставный капитал составил 1 трлн. 535 млрд. 700 млн. рублей (более 60 млрд. долларов). Своим имуществом в него вошло 987 предприятий. Все 100% акций компании закреплены в федеральной собственности. В соответствии с законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" установлен запрет на продажу и иные способы отчуждения акций ОАО "РЖД".

Все права и обязанности (в отношении их кредиторов и должников) организаций и предприятий, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО "РЖД", переданы компании как единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта. В частности, в распоряжение ОАО "РЖД" была передана вся производственная инфраструктура 17-ти железных дорог, локомотиворемонтные заводы, заводы по ремонту пассажирских и грузовых вагонов, заводы по производству и ремонту путевых машин, электротехнические заводы, заводы по изготовлению запасных частей для подвижного состава, проектно-изыскательские, научно-исследовательские и строительные организации, предприятия рабочего снабжения.

За МПС России сохранялись функции гос. регулирования на ЖДТ, включающие в себя проведение реформы отрасли, разработку нормативно-правовой базы, лицензирование деятельности на федеральном железнодорожном транспорте и т.д.

Наши рекомендации