Налоговое администрирование в условиях нестабильной экономической ситуации

Влияние финансово-экономического кри­зиса на налоговые доходы

Успешность мобилизации налоговых доходов зависит от способности налоговой системы обе­спечить своевременность и полноту поступления налоговых платежей в бюджетную систему стра­ны, а снисходительное отношение к выполнению налоговых обязательств, как отчетли­во показала мировая практика, отрицательно ска­зывается как на бюджетной системе, так и на эко­номике в целом. Финансовая независимость госу­дарства обеспечивается в первую очередь за счет устойчивого прироста поступлений в бюджет, по­зволяющих покрывать расходные обязательства, поэтому сокращение налоговых поступлений рас­сматривают как угрозу финансовой безопасности.

Последствия финансового и экономическо­го кризиса глубоко отразились на поступлениях бюджетов всех стран-членов Европейского союза. Приняв широкий пакет антикризисных налоговых мер за период 2008-2010 годов, акцент налоговой политики в нескольких государствах-членах те­перь ясно переносится на очень насущную про­блему - консолидации публичных финансов. В финансовых отношениях ответственных стран ЕС, таких как Испания, лишние сберегательные ресурсы оказались сконцентрированы в частном секторе и часто инвестировались в высокодоход­ные ипотечные кредиты, позднее ставшие «пузы­рями», как только начали появляться первые не­плательщики и стоимость недвижимости стала падать. Разрыв этих «пузырей» создал угрозу бан­кротства для банков, а вызванная неплатежами ре­цессия, крах кредитных институтов и финансовая нестабильность подорвали и экспортные опера­ции, что привело к взрыву бюджетных дефицитов и к полноценному финансовому кризису.

В финансовых отношениях расточительных стран ЕС, таких как Греция, цепь событий была несколько короче. Здесь лишние сбережения были, главным образом, заимствованы правитель­ством, непосредственно приводя к финансовому кризису. Рост долгов приобрел катастрофические пропорции после финансового кризиса 2008 года, и как следствие спад привел к решительным со­кращениям частных расходов и автоматическому захвату правительством избыточных сберегатель­ных ресурсов.

Глобальная финансовая катастрофа и долго­вой кризис еврозоны пролили свет на проблемы регулирования международной политики, в част­ности проблемы управляемости потоков между­народных финансов, связанные с неустойчиво­стью в объединенных экономических системах.

Налоговое законодательство РФ совершен­ствуется, упрощены процедуры уплаты налогов, но, несмотря на это, налоговая задолженность продолжает накапливаться, а уровень собираемо­сти налогов, как известно, один из ключевых по­казателей эффективности налоговой системы.

Совершенствование налогового админи­стрирования: урегулирование налоговой за­долженности

За счет более высокой собираемости налогов можно существенно увеличить поступления в бюджет страны. Единственный путь повышения собираемости налогов - ужесточение налогового администрирования с целью снижения задолжен­ности, особенно это касается снижения задолжен­ности но НДС предприятий оптовой и розничной торговли, строительства и промышленности.

В настоящее время негативной тенденцией яв­ляется увеличение доли недоимки и отсроченных (рассроченных) платежей (табл. 3). Что касается задолженности, приостановленной к взысканию в связи с проведением процедур банкротства, то в ходе исследования было определено, что реальной к взысканию может быть только четвертая часть.

В условиях нестабильной экономической си­туации объективно необходимым представляется использование мер, поддерживающих добросо­вестных налогоплательщиков от риска возник­новения банкротства в результате исполнения налоговых обязанностей. Предлагается предоста­вить полномочия по оценке угрозы банкротства налоговым органам в рамках исполнения госу­дарственной функции уполномоченного органа РФ в делах о банкротстве. Продление срока фи­нансового оздоровления (но не более чем 10 лет) по ходатайству должника, собрания или комитета кредиторов в случае, когда планом финансового оздоровления предусматривается осуществление крупномасштабных мероприятий (перепрофи­лирование производства, освоение новых видов продукции, пользующихся спросом и т.п.). Участ­никам программы финансового оздоровления пре­доставить права реструктуризации на среднесроч­ный период (4-5 лет) и долгосрочный период (7- 10 лет). Создание системы контроля налоговых органов за выполнением программ финансового оздоровления организаций, использующих право па реструктуризацию.

Для функций и задач регулирования налого­вой задолженности характерен ряд общих недо­статков бюджетного процесса:

-нечеткость в разделении полномочий в ча­сти прогнозирования, планирования и админи­стрирования бюджетно-налоговой сферы;

-отсутствие ясных формулировок целей и ко­нечных результатов направлений деятельности;

-преобладание внешнего контроля над соот­ветствием факта плановым показателям, при от­сутствии процедур и методологии внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованно­сти планирования и результатов направления деятельности;

-отсутствие системы оценки результата дея­тельности по направлениям;

-отсутствие определяемых критериев и про­цедур отбора направлений и мероприятий в соот­ветствии с приоритетами государственной поли­тики.

Отмеченные недостатки могут быть преодоле­ны, помимо совершенствования законодательных актов, регламентирующих вопросы регулирова­ния налоговой задолженности, совершенствова­нием мониторинга финансово-налоговых показа­телей.

Наши рекомендации