Налоговое администрирование в условиях нестабильной экономической ситуации
Влияние финансово-экономического кризиса на налоговые доходы
Успешность мобилизации налоговых доходов зависит от способности налоговой системы обеспечить своевременность и полноту поступления налоговых платежей в бюджетную систему страны, а снисходительное отношение к выполнению налоговых обязательств, как отчетливо показала мировая практика, отрицательно сказывается как на бюджетной системе, так и на экономике в целом. Финансовая независимость государства обеспечивается в первую очередь за счет устойчивого прироста поступлений в бюджет, позволяющих покрывать расходные обязательства, поэтому сокращение налоговых поступлений рассматривают как угрозу финансовой безопасности.
Последствия финансового и экономического кризиса глубоко отразились на поступлениях бюджетов всех стран-членов Европейского союза. Приняв широкий пакет антикризисных налоговых мер за период 2008-2010 годов, акцент налоговой политики в нескольких государствах-членах теперь ясно переносится на очень насущную проблему - консолидации публичных финансов. В финансовых отношениях ответственных стран ЕС, таких как Испания, лишние сберегательные ресурсы оказались сконцентрированы в частном секторе и часто инвестировались в высокодоходные ипотечные кредиты, позднее ставшие «пузырями», как только начали появляться первые неплательщики и стоимость недвижимости стала падать. Разрыв этих «пузырей» создал угрозу банкротства для банков, а вызванная неплатежами рецессия, крах кредитных институтов и финансовая нестабильность подорвали и экспортные операции, что привело к взрыву бюджетных дефицитов и к полноценному финансовому кризису.
В финансовых отношениях расточительных стран ЕС, таких как Греция, цепь событий была несколько короче. Здесь лишние сбережения были, главным образом, заимствованы правительством, непосредственно приводя к финансовому кризису. Рост долгов приобрел катастрофические пропорции после финансового кризиса 2008 года, и как следствие спад привел к решительным сокращениям частных расходов и автоматическому захвату правительством избыточных сберегательных ресурсов.
Глобальная финансовая катастрофа и долговой кризис еврозоны пролили свет на проблемы регулирования международной политики, в частности проблемы управляемости потоков международных финансов, связанные с неустойчивостью в объединенных экономических системах.
Налоговое законодательство РФ совершенствуется, упрощены процедуры уплаты налогов, но, несмотря на это, налоговая задолженность продолжает накапливаться, а уровень собираемости налогов, как известно, один из ключевых показателей эффективности налоговой системы.
Совершенствование налогового администрирования: урегулирование налоговой задолженности
За счет более высокой собираемости налогов можно существенно увеличить поступления в бюджет страны. Единственный путь повышения собираемости налогов - ужесточение налогового администрирования с целью снижения задолженности, особенно это касается снижения задолженности но НДС предприятий оптовой и розничной торговли, строительства и промышленности.
В настоящее время негативной тенденцией является увеличение доли недоимки и отсроченных (рассроченных) платежей (табл. 3). Что касается задолженности, приостановленной к взысканию в связи с проведением процедур банкротства, то в ходе исследования было определено, что реальной к взысканию может быть только четвертая часть.
В условиях нестабильной экономической ситуации объективно необходимым представляется использование мер, поддерживающих добросовестных налогоплательщиков от риска возникновения банкротства в результате исполнения налоговых обязанностей. Предлагается предоставить полномочия по оценке угрозы банкротства налоговым органам в рамках исполнения государственной функции уполномоченного органа РФ в делах о банкротстве. Продление срока финансового оздоровления (но не более чем 10 лет) по ходатайству должника, собрания или комитета кредиторов в случае, когда планом финансового оздоровления предусматривается осуществление крупномасштабных мероприятий (перепрофилирование производства, освоение новых видов продукции, пользующихся спросом и т.п.). Участникам программы финансового оздоровления предоставить права реструктуризации на среднесрочный период (4-5 лет) и долгосрочный период (7- 10 лет). Создание системы контроля налоговых органов за выполнением программ финансового оздоровления организаций, использующих право па реструктуризацию.
Для функций и задач регулирования налоговой задолженности характерен ряд общих недостатков бюджетного процесса:
-нечеткость в разделении полномочий в части прогнозирования, планирования и администрирования бюджетно-налоговой сферы;
-отсутствие ясных формулировок целей и конечных результатов направлений деятельности;
-преобладание внешнего контроля над соответствием факта плановым показателям, при отсутствии процедур и методологии внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов направления деятельности;
-отсутствие системы оценки результата деятельности по направлениям;
-отсутствие определяемых критериев и процедур отбора направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики.
Отмеченные недостатки могут быть преодолены, помимо совершенствования законодательных актов, регламентирующих вопросы регулирования налоговой задолженности, совершенствованием мониторинга финансово-налоговых показателей.