Открытость и участие Казахстана в международной конкуренции

Конкуренция является одним из основных элементов рыночной экономики, при помощи которого субъекты предпринимательства и хозяйствования борются за доходы, за свое место в системе производства и потребления. Следует отметить, что в современных условиях конкурентоспособность проявляется на всех хозяйственных уровнях:

- на индивидуальном уровне ( рынок труда);

- на микроуровне (на уровне конкурирующих предприятий);

- на мезо уровне (на уровне отраслей и секторов национальной экономики);

- на макроуровне (на уровне всей национальной экономики в целом);

- на глобальном уровне (для сопоставлений между разными странами).

Конкурентоспособность любой конкретной страны зависит от способности ее промышленности вводить новшества и модернизироваться. Современный мировой рынок оказывает давление на фирмы, предъявляет жесткие требования к качеству и ассортименту товаров и услуг, и это заставляет предприятия бороться за свои преимущества в международной торговле со значительными и опытными конкурентами. Таким образом, в условиях довольно сильного роста конкуренции в мировом масштабе все более важной становится роль государства в обеспечении конкурентоспособности страны и ее повышении.

Государство в странах с развитой рыночной экономикой непосредственно участвует не только в правовом регулировании экономики, в создании производственной и социальной инфраструктуры, исследовательских и научно-технических работах, но и в выработке стратегии политически и стратегически важных фирм совместно с предпринимателями, руководителями и профессиональными союзами (это касается как автомобильной промышленности, так и нефтегазового комплекса Республики).[22] [4, С.47-50]

В Республике Казахстан государственное управление в целях повышения конкурентоспособности экономики определило две ключевые цели:

- диверсификация экономики и отход от зависимости от нефти и минеральных ресурсов;

- становление Казахстана в качестве полноправного участника мировой экономики с помощью принятия международных стандартов в производственном, финансовом и гос. секторах.[23] [3, С.10]

Для реализации этих целей была разработана национальная стратегия, в основе которой лежат четыре основных государственных принципа:

1) Предотвращение потери конкурентоспособности путем рационального управления нефтяными доходами и повышения эффективности государственного сектора.

2) Продвижение конкурентоспособности посредством укрепления потенциала Правительства Казахстана по выявлению и устранению барьеров для роста бизнеса и частных инвестиций.

3) Создание основы будущей конкурентоспособности за счет инвестирования в человеческий капитал и базовую инфраструктуру.

4) Соблюдение экологических пределов экономического роста.

Так, например, в 2015-ом году Казахстан поднялся на 123-е место согласно «Индексу восприятия коррупции» согласно данных международной неправительственной организации «Transparency International», то есть за 2 года совершил скачок со 140-го места (см. Табл. 9):

Таблица 9 – Рейтинг «Индекса восприятия коррупции»

Место Страна Индекс
Азербайджан
Гайана
Российская Федерация
Сьерра-Леоне
Гамбия
Гватемала
Республика Казахстан
Кыргызстан
Ливан

Тем не менее, соседство Казахстана с такими явно коррумпированными странами, как Гватемала, Кыргызстан и Ливан, говорит, что Правительству страны предстоит ещё много работы по этому вектору.

Тут основа рейтинга проста: чем больше баллов набирает страна, тем прозрачнее её государственная система и тем успешнее там проходит борьба с коррумпированными чиновниками. Десятка лучших стран по рейтингу организации «Transparency International» - см. Табл. 10

Таблица10 – 10-ка лучших стран по рейтингу «Индекса восприятия коррупции»

Место Страна Индекс
Дания
Финляндия
Швеция
Новая Зеландия
Нидерланды
Норвегия
Швейцария
Сингапур
Канада
Германия
Великобритания

Страны из верхней части списка CPI (Дания, Финляндия, Швеция, Голландия, Норвегия, Швейцария) превосходят страны из середины и нижней части списка по всем параметрам, значимым для жизни человека: доходам на душу населения, продолжительности жизни, низкому уровню преступлений, уровню образования, качеству медицинской помощи. При этом, данные страны считаются развитыми демократиями, которые имеют либеральный политический режим, там регулярно проходят свободные и совершенно независимые выборы, на высоком уровне находятся свобода слова и участие в общественной жизни. Из вышесказанного видно, что Казахстан пока находится только в начале пути к настоящему демократическому и независимому государству.

Однако вернёмся к объекту нашего исследования. Характеризуя современные факторы национальной конкурентоспособности, следует выделять не столько выгодное географическое расположение, обладание богатыми природными ресурсами и наличие относительно благоприятных цен на труд и природные ресурсы, сколько достигнутые в стране уровни производительности труда и качества жизни, использование новейших технологий, сформировавшуюся конкурентную среду и проводимую конкурентную стратегию, участие государства в политических и экономических альянсах. При обеспечении макро конкурентоспособности, кроме таких традиционных показателей, как производственные затраты на единицу совокупных затрат труда и капитала, большую роль играют такие факторы как объем инвестиции в новые технологии, уровень науки и профессионального образования. Согласно Глобальному Индексу Конкурентоспособности (ГИК) по данным 2015-го года, Казахстан обладает конкурентными преимуществами по 31-му индикатору из 114-ти возможных (см. также Табл. 11):

Таблица 11 – Конкурентные преимущества Казахстана

Показатель по ГИК Данные по 2013 г. Данные по 2014 г. Изменение
Защита инвесторов -12
Качество инфраструктуры железных дорог -1
Число абонентов мобильной связи +6
Государственный профицит (дефицит) +4
Государственный долг +3
Среднее образование (по доле обучаемых) -13
Уровень налоговых ставок
Установление зарплат (по гибкости) +4
Оплата труда (по его производительности) -7
Доля работающих женщин -1

По приведенным в Таблице 11 данным можно судить о том, что Казахстан имеет определённое преимущество по числу абонентов мобильной связи, регулярным выплатам в части государственного долга и гибкости зарплат в стране, однако несколько отстаёт в части защиты инвесторов, распространённости среднего образования и оплате труда.

Проблему конкурентоспособности Казахстана можно успешно решать, если государство активно участвует в этом процессе, стремится к либеральной политике и открытости национальной экономики, проводит кропотливую работу для того, чтобы построить развитую инфраструктуру, привлекает частный сектор для развития тех отраслей, которые могут стать приоритетными в экономике Республики.

Наши рекомендации