Открытость и участие Казахстана в международной конкуренции
Конкуренция является одним из основных элементов рыночной экономики, при помощи которого субъекты предпринимательства и хозяйствования борются за доходы, за свое место в системе производства и потребления. Следует отметить, что в современных условиях конкурентоспособность проявляется на всех хозяйственных уровнях:
- на индивидуальном уровне ( рынок труда);
- на микроуровне (на уровне конкурирующих предприятий);
- на мезо уровне (на уровне отраслей и секторов национальной экономики);
- на макроуровне (на уровне всей национальной экономики в целом);
- на глобальном уровне (для сопоставлений между разными странами).
Конкурентоспособность любой конкретной страны зависит от способности ее промышленности вводить новшества и модернизироваться. Современный мировой рынок оказывает давление на фирмы, предъявляет жесткие требования к качеству и ассортименту товаров и услуг, и это заставляет предприятия бороться за свои преимущества в международной торговле со значительными и опытными конкурентами. Таким образом, в условиях довольно сильного роста конкуренции в мировом масштабе все более важной становится роль государства в обеспечении конкурентоспособности страны и ее повышении.
Государство в странах с развитой рыночной экономикой непосредственно участвует не только в правовом регулировании экономики, в создании производственной и социальной инфраструктуры, исследовательских и научно-технических работах, но и в выработке стратегии политически и стратегически важных фирм совместно с предпринимателями, руководителями и профессиональными союзами (это касается как автомобильной промышленности, так и нефтегазового комплекса Республики).[22] [4, С.47-50]
В Республике Казахстан государственное управление в целях повышения конкурентоспособности экономики определило две ключевые цели:
- диверсификация экономики и отход от зависимости от нефти и минеральных ресурсов;
- становление Казахстана в качестве полноправного участника мировой экономики с помощью принятия международных стандартов в производственном, финансовом и гос. секторах.[23] [3, С.10]
Для реализации этих целей была разработана национальная стратегия, в основе которой лежат четыре основных государственных принципа:
1) Предотвращение потери конкурентоспособности путем рационального управления нефтяными доходами и повышения эффективности государственного сектора.
2) Продвижение конкурентоспособности посредством укрепления потенциала Правительства Казахстана по выявлению и устранению барьеров для роста бизнеса и частных инвестиций.
3) Создание основы будущей конкурентоспособности за счет инвестирования в человеческий капитал и базовую инфраструктуру.
4) Соблюдение экологических пределов экономического роста.
Так, например, в 2015-ом году Казахстан поднялся на 123-е место согласно «Индексу восприятия коррупции» согласно данных международной неправительственной организации «Transparency International», то есть за 2 года совершил скачок со 140-го места (см. Табл. 9):
Таблица 9 – Рейтинг «Индекса восприятия коррупции»
Место | Страна | Индекс |
Азербайджан | ||
Гайана | ||
Российская Федерация | ||
Сьерра-Леоне | ||
Гамбия | ||
Гватемала | ||
Республика Казахстан | ||
Кыргызстан | ||
Ливан |
Тем не менее, соседство Казахстана с такими явно коррумпированными странами, как Гватемала, Кыргызстан и Ливан, говорит, что Правительству страны предстоит ещё много работы по этому вектору.
Тут основа рейтинга проста: чем больше баллов набирает страна, тем прозрачнее её государственная система и тем успешнее там проходит борьба с коррумпированными чиновниками. Десятка лучших стран по рейтингу организации «Transparency International» - см. Табл. 10
Таблица10 – 10-ка лучших стран по рейтингу «Индекса восприятия коррупции»
Место | Страна | Индекс |
Дания | ||
Финляндия | ||
Швеция | ||
Новая Зеландия | ||
Нидерланды | ||
Норвегия | ||
Швейцария | ||
Сингапур | ||
Канада | ||
Германия | ||
Великобритания |
Страны из верхней части списка CPI (Дания, Финляндия, Швеция, Голландия, Норвегия, Швейцария) превосходят страны из середины и нижней части списка по всем параметрам, значимым для жизни человека: доходам на душу населения, продолжительности жизни, низкому уровню преступлений, уровню образования, качеству медицинской помощи. При этом, данные страны считаются развитыми демократиями, которые имеют либеральный политический режим, там регулярно проходят свободные и совершенно независимые выборы, на высоком уровне находятся свобода слова и участие в общественной жизни. Из вышесказанного видно, что Казахстан пока находится только в начале пути к настоящему демократическому и независимому государству.
Однако вернёмся к объекту нашего исследования. Характеризуя современные факторы национальной конкурентоспособности, следует выделять не столько выгодное географическое расположение, обладание богатыми природными ресурсами и наличие относительно благоприятных цен на труд и природные ресурсы, сколько достигнутые в стране уровни производительности труда и качества жизни, использование новейших технологий, сформировавшуюся конкурентную среду и проводимую конкурентную стратегию, участие государства в политических и экономических альянсах. При обеспечении макро конкурентоспособности, кроме таких традиционных показателей, как производственные затраты на единицу совокупных затрат труда и капитала, большую роль играют такие факторы как объем инвестиции в новые технологии, уровень науки и профессионального образования. Согласно Глобальному Индексу Конкурентоспособности (ГИК) по данным 2015-го года, Казахстан обладает конкурентными преимуществами по 31-му индикатору из 114-ти возможных (см. также Табл. 11):
Таблица 11 – Конкурентные преимущества Казахстана
Показатель по ГИК | Данные по 2013 г. | Данные по 2014 г. | Изменение |
Защита инвесторов | -12 | ||
Качество инфраструктуры железных дорог | -1 | ||
Число абонентов мобильной связи | +6 | ||
Государственный профицит (дефицит) | +4 | ||
Государственный долг | +3 | ||
Среднее образование (по доле обучаемых) | -13 | ||
Уровень налоговых ставок | |||
Установление зарплат (по гибкости) | +4 | ||
Оплата труда (по его производительности) | -7 | ||
Доля работающих женщин | -1 |
По приведенным в Таблице 11 данным можно судить о том, что Казахстан имеет определённое преимущество по числу абонентов мобильной связи, регулярным выплатам в части государственного долга и гибкости зарплат в стране, однако несколько отстаёт в части защиты инвесторов, распространённости среднего образования и оплате труда.
Проблему конкурентоспособности Казахстана можно успешно решать, если государство активно участвует в этом процессе, стремится к либеральной политике и открытости национальной экономики, проводит кропотливую работу для того, чтобы построить развитую инфраструктуру, привлекает частный сектор для развития тех отраслей, которые могут стать приоритетными в экономике Республики.