Факторы конкурентоспособности экономики региона
В условиях современного рынка конкуренция является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность организаций, отраслей, регионов, а также признается основным инструментом достижения социально-экономического развития страны. создаются условия для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, экономически эффективным способом обеспечивается удовлетворение потребностей граждан в товарах и услугах. Влияние на конкурентоспособность региона оказывают также и внутренние региональные условия, которые складываются в социально-экономических процессах, протекающих в региональных подсистемах – отраслях, отраслевых и территориальных комплексах, организациях, органах государственной власти и местного самоуправления и при их взаимодействии. Таким образом, формируется совокупность внешних и внутренних факторов - причины появления конкурентных преимуществ того или иного региона.
Условием обеспечения конкурентоспособности региона выступают и его реально задействованные в соперничестве конкурентные преимущества, и с этих позиций конкурентные преимущества выступают фактором конкурентоспособности региона. Конкурентные преимущества региона:
- преимущество в превосходстве в величине и качестве имеющегося потенциала;
- преимущество в умении адаптироваться к меняющимся условиям;
- преимущество в обеспечении равновесия и скорости приспособления к изменениям;
- преимущество в уровне экономических и социальных достижений по сравнению с другими регионами-конкурентами. Безусловно, конкурентное преимущество может выступать лишь как позитивный фактор. Однако факторы конкурентоспособности могут иметь и негативный характер, и поэтому ограничение состава факторов с помощью конкурентных преимуществ не всегда корректно. Кроме того, конкурентные преимущества, относятся к категории внутренних факторов и не охватывают внешние факторы.
Факторы конкурентоспособности региона – см. Рис. 11
Рисунок 11 – Факторы конкурентоспособности региона
В системе факторов, действующих в конкурентной среде региона, следует выделять:
- внутренние факторы конкурентных преимуществ и конкурентоспособности региона;
- конкурентные преимущества как внутренние факторы конкурентоспособности региона;
- внешние факторы конкурентных преимуществ отдельно взятого региона;
- факторы формирования конкурентной среды, которые определяют конкурентоспособность региона.
Факторы, которые классифицируют конкурентоспособность региона, - см. Табл. 5:[17] [20]
Таблица 5 – Факторы конкурентоспособности региона
Классификационные признаки | Классификационные группы |
Воздействие на свойства конкурентоспособности региона | Факторы, которые определяют свойства силы Факторы, которые определяют свойства быстроты Факторы, которые определяют свойства высоты Факторы, которые определяют свойства ловкости |
Место возникновения | Внешние группы Внутренние группы |
Продолжительность действия | Долгосрочное действие Среднесрочное действие Краткосрочное действие |
Направленность | Позитивная Негативная |
Сила воздействия | Оказывает сильное воздействие Оказывает слабое воздействие |
Характер воздействия | Административное воздействие Экономическое воздействие Социальное воздействие Инфраструктурное воздействие |
Способ воздействия | Непосредственное воздействие Опосредованное воздействие |
Зависимость от деятельности субъектов управления с помощью подсистем региональной конкурентоспособности | Объективные подсистемы Субъективные подсистемы |
Источник роста конкурентоспособности региона | Экстенсивный источник Интенсивный источник |
Контролируемость воздействия | Контролируемое Неконтролируемое |
Масштаб и комплектность воздействия | Комплексное воздействие Локальное воздействие |
Влияние на параметры входа в систему конкурентоспособности региона | Конкурентные преимущества региона Конкурентные преимущества отраслевых и межотраслевых комплексов региона Конкурентные преимущества территориальных комплексов региона Конкурентные преимущества организаций региона Конкурентные преимущества органов государственной власти |
Воздействие на конкретную позицию региона | Способствуют повышению конкурентной позиции региона Вызывают понижение конкурентной позиции региона |
Готовность к реализации конкурентных преимуществ региона | Актуализируют реальные конкурентные преимущества Актуализируют потенциальные преимущества |
Целевые ориентиры завоевания конкретной позиции | Влияют на долю рынка, принадлежащего региону Влияют на доступ региона к ресурсам |
Тип вызываемого эффекта | Простой эффект Эффект мультипликации Синергетический эффект |
Учет факторов конкурентоспособности региона при разработке и использовании на практике управленческих, хозяйственных, политических и иных решений, направленных на обеспечение конкурентной позиции региона, должен кроме всего предусматривать их анализ с точки зрения влияния на готовность конкурентных преимуществ региона к реализации. Это необходимо для своевременного и адекватного приспособления к происходящим изменениям во внутренней и внешней среде региона на основе отбора и усиления влияния необходимых факторов на активизацию региональных конкурентных преимуществ. Причем в зависимости от характера изменения конкурентной среды может возникнуть потребность в активизации тех или иных реальных конкурентных преимуществ, а также в создании условий для превращения потенциальных преимуществ в реальные. Отсюда возникают условия для выхода конкурентоспособности на качественно новый уровень. На основе представленной классификации может осуществляться построение методик факторного анализа конкурентоспособности региона.