Проблемные аспекты правового регулирования иностранных инвестиций
В соответствии с Докладом о мировых инвестициях на Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) за 2016, несмотря на тот факт, что 2015 г. ознаменован увеличением потоков иностранных инвестиций, все ещё отсутствует соразмерное расширение производительного потенциала во всех странах, необходимость которого подкрепляется особым значением осуществляемых глобальных реформ экологического характера.
Если обратиться к отечественным реалиям, то здесь показательна статистика привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь в 2002-2016 гг., где наибольший интерес представляет временной промежуток с 2010 по 2016 гг. Так, если в 2010 году было привлечено лишь 9085, 5 миллионов долларов США, то 2011 год ознаменован двукратным увеличением данного объёма – 18 878,6 вышеупомянутых единиц, т.е. прирост составил практически 50 % [ПРИЛОЖЕНИЕ Б] . Однако, в последующие годы, вплоть до 2016 г. наблюдается неуклонное снижение объёма привлечённых средств, что автоматически свидетельствует о необходимости комплексного исследования ряда показателей и выявления тех факторов, оказавших обозначенное негативное воздействие на всю рассматриваемую сферу [72]. В связи с данным обстоятельством, считаем необходимым выделить некоторые европейские и мировые тенденции , препятствующие привлечению необходимых объёмов иностранного капитала, а также обратить внимание на те из них, которые в особенной степени присущи отечественным реалиями. Подобная систематизация доступных анализу и оценке показателей и факторов, оказывающих влияние на итоговое количество привлекаемого иностранного капитала, является определяющей для разработки практических рекомендаций в области совершенствования правового регулирования осуществления иностранных инвестиций в Республике Беларусь.
Прежде всего, активизация процессов по правому регулированию данной сферы связана с необходимостью соблюдения разумного соотношения в части реализации мер, направленных на упрощение и либерализацию осуществления инвестиций с соблюдением ключевых экономических интересов в целях обеспечения национальной безопасности государства. Влияние данной задачи на процессы иностранного инвестирования, зачастую, прослеживается в изменении степени прозрачности и доступности административных и некоторых других процедур для иностранного инвестора. Так, общей мировой тенденцией является смещение акцента с комплекса мер, предпринимаемых в пользу поощрения инвестиций, в угоду разработке рекомендаций по упрощению правового регулирования процедур инвестирования. Рассмотрим более детально, каким образом подобное может быть реализовано.
Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям по совершенствованию имеющейся законодательной базы в данной сфере, обратимся к Глобальному набору действий ЮНКТАД по упрощению процедур инвестиций, цель которого – устранить существующие пробелы в правовом регулировании международных инвестиционных правоотношений. Отметим, что приведённые ниже направления деятельности корреспондируют к применяемым в качестве их реализации решениям и носят, скорее, рекомендательный характер. Подобный метод сближения инвестиционной политики различных государств способствует использованию таких средств и мероприятий, которые адаптируются к особенностям внутригосударственных правоотношений.
Глобальный набор действий ЮНКТАД включает в себя 10 направлений деятельности, среди которых, такие как :
Содействие доступности и прозрачности разработки инвестиционной политики, норм регулирования и процедур, затрагивающих инвесторов;
усиление предсказуемости и последовательности при применении инвестиционной политики;
повышение эффективности и действенности административных процедур в области осуществления инвестиций;
создание конструктивных заинтересованных отношений в практике инвестиционной политики;
назначение ведущего агентства или структуры по упрощению процедур инвестирования с наличием реальных полномочий в сфере урегулирования ключевых вопросов;
создание механизмов мониторинга и контроля для упрощения процедур инвестиций;
активизация международного сотрудничества для упрощения процедур инвестиций [73].
На протяжении последних лет, основополагающей задачей формируемой в Республике Беларусь стратегии по привлечению иностранных инвестиций остаётся определение направлений привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику для осуществления :
1) содействия привлечению иностранных инвестиций в реализацию проектов с применением передовых зарубежных технологий и менеджмента;
2)стимулирования притока капитала ТНК в реализацию проектов, обеспечивающих ускоренное развитие экспорта в страны с высоким платежеспособным спросом и импортозамещение;
3)совершенствованию структуры прямых иностранных инвестиций, предусматривающее увеличение доли вложений в активную часть основных средств .
Выполнение данных мероприятий, безусловно, способствует закреплению Республики Беларусь среди государств с наилучшим климатом в области ведения бизнеса по докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса», а также в некоторых других рейтингах на значимых позициях [ 74] .
Однако, ряд практикующих юристов отмечает определённые трудности в части реализации запланированных мероприятий. Так, М. Акулова отмечает что последние несколько лет сопряжены с существенным снижением объемов и числа приватизационных и M&A сделок, кроме того -внешние займы продолжают оставаться основным источником притока иностранного капитала [75] .
Учитывая вышеназванное, предлагаем обобщить полученные ранее данные и представить комплекс мер, практических рекомендаций по упрощению процедур инвестирования, совершенствованию правового регулирования с целью создания благоприятных условий для устойчивого развития национальной экономики под влияниям ряда неблагоприятных внешних факторов. К примеру, к таким факторам следует отнести не только общее состояние уязвимости глобальной экономики, но и рост геополитических рисков и региональной напряжённости, что, безусловно, сопровождается спадом объёмов привлекаемого государствами иностранного капитала. Если сосредоточиться на конкретных особенностях региона, то объективные данные относительно текущего состояния инвестиционного климата в Республике Беларусь, целесообразно выявлять с помощью независимых экспертиз международных организаций и агентств, оказывающих такого рода услуги. Согласно рейтингу Doing Business 2017 года Республика Беларусь занимает 37-ю позицию в целом, с учётом всех показателей, что свидетельствует об успешности производимых мероприятий в сфере правового регулирования иностранных инвестиций, так как прошлогодняя позиция государства в рейтинге, включающем 190 стран была несколько ниже. Однако, несмотря на достаточно высокое место в рейтинге, оно представляет собой обобщённую характеристику различных показателей, часть из которых все ещё нуждается в реформировании и совершенствовании правового регулирования. Для начала отметим те направления, которые получили наибольшую оценку со стороны независимых экспертов. Так, совершенствование такого показателя как «Подключение к системе электроснабжения» позволило значительно повысить общий рейтинг нашего государств среди других. Вызвано подобное, прежде всего, сокращением количества необходимых для подключения процедур, сроков и существенного снижения стоимости услуги, в том числе и посредством использования системы « одного окна» .
Однако, существует ряд показателей, которые пока не позволяют нашему государству занять более высокую строчку в рейтинге. Так, показатель «Получение кредитов» свидетельствует о том, что в системе кредитной отчётности присутствуют некоторые несовершенства. Однако, полагаем, что в дальнейшем, разработка мероприятий, направленных на правовое регулирование порядка осуществления кредитных операций, позволит данный показатель улучшить [76] .
Принимая во внимание указанные выше факторы, а также региональные особенности и мировые тенденции в области поощрения осуществления инвестиций и упрощения правового регулирования международных процессов, предлагаем следующие направления и мероприятия, призванные путём совершенствования правового регулирования обеспечить более благоприятный инвестиционный климат, нежели действующий в настоящий момент. Так, стимулирование инвестиционной активности иностранных субъектов предпринимательства, предлагается осуществить путём:
разработки системы дополнительных гарантий в области:
страхования некоммерческих рисков инвестора ( в настоящий момент инвесторы вынуждены прибегать к услугами банков-нерезидентов) ;
закрепления отсутствующей в текущем инвестиционном законодательстве стабилизационной оговорки (с определённым правовым механизмом её реализации, сферой распространения и органов, обладающих полномочиями по разрешению разногласий между сторонами);
расширения системы льгот, действующих в свободных экономических зонах;
разработки системы льгот в отношении объектов инвестирования в приоритетных отраслях экономики, а также установление благоприятного правового режима для иностранных инвесторов, заинтересованных в развитии региональной инфраструктуры;
дальнейшего совершенствования системы налогового администрирования и ,в целом, упрощения системы налогообложения ;
активизации приватизационных процессов с помощью окончательного правового оформления более широкого объёма полномочий Национального агентства инвестиций и приватизации по координации и обеспечению таких сделок, а также - упрощении процедуры осуществления подготовки к самой сделке и установления прозрачности в области критериев избираемых контрагентов.
Вывод по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведения сравнительного анализа норм позитивного права, а также обобщения судебной практики и положений правовой доктрины зарубежных государств и Республики Беларусь позволяют сформулировать следующие теоретические положения и выводы.
Анализ понятия «иностранные инвестиции» в теоретическом, историческом и юридическом контексте показал неоднозначность его природы с точки зрения нормативного закрепления по отношению к внутреннему законодательства государств, а также через призму имеющихся между ними соглашений двухстороннего и многостороннего характера. Что, в свою очередь, не исключает возможности правового урегулирования данного определения в рамках отдельного соглашения при намерении осуществлять мероприятия в области инвестиционного сотрудничества.
Анализ разрабатываемых стратегий и концепций в области социально-экономического развития и осуществления иностранных инвестиций в Республике Беларусь и зарубежных странах свидетельствует о том, что периодически производится тщательный мониторинг показателей реализованных инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций, в результате которого выявляются неблагоприятные факторы в отношении инвестиционного климата и разрабатываются мероприятия по правовому регулированию усиления инвестиционной активности иностранных субъектов предпринимательства.
Также, были изучены современные европейские и мировые тенденции в области привлечения иностранного капитала, среди которых были выявлены присущие в соответствии с её особенностями и Республике Беларусь. Была проведена систематизация доступных анализу и оценке показателей и факторов, оказывающих влияние на итоговое количество привлекаемого иностранного капитала, что позволило осуществить разработку практических рекомендаций в области совершенствования правового регулирования осуществления иностранных инвестиций в Республике Беларусь.
Кроме того, на основе выявленных региональных особенностей и мировых тенденций в области поощрения осуществления инвестиций и упрощения правового регулирования международных процессов, были предложены направления и мероприятия, призванные путём совершенствования правового регулирования обеспечить повышение привлекательности инвестиционного климата. Так, сущность практических рекомендаций нашла своё выражение в предложении стимулирования инвестиционной активности иностранных субъектов предпринимательства путём разработки системы дополнительных гарантий для иностранного инвестора, расширения системы льгот в области инвестирования объектов в приоритетных отраслях экономики, а также в сфере инвестирования в действующих свободных экономических зонах. Кроме того, были разработаны некоторые другие рекомендации, связанные с правовоым регулированием упрощения осуществления иностранных инвестиций.
В результате написания дипломной работы поставленная цель достигнута, а задачи решены.