Расходы организации и управление результатами ее финансово-хозяйственной деятельности
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
расходы по обычным видам деятельности;
прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
Затраты по экономическим элементам группируются независимо от того, где они произведены. Они включают:
1. Элемент «материальные затраты» - часть издержек производства, затрат на производство продукции, товаров, услуг, в которую включаются затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию и другие затраты, приравниваемые к материальным.
2. Элемент «затраты на оплату труда» - фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала предприятия - суммарные денежные средства предприятия организации, израсходованные в течение определенного периода времени на заработную плату, премиальные выплаты, доплаты работникам.
3. Элемент «отчисления на социальные нужды» - обязательные отчисления, называемые единым социальным налогом, по установленным законодательством нормативам -30% - из них:
-в Пенсионный фонд Российской Федерации - 22 %;
-в Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента;
-в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента.
4. Элемент «амортизация основных фондов» - сумма амортизационных отчислений по предприятию в целом;
Элемент «прочие затраты» - налоги и сборы, осуществляемые за счет затрат предприятия, платежи за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов, а также платежи по обязательному страхованию имущества.
Прочими расходами являются:
- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации ;
- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций ;
- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
- отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности.
Исходя из экономического содержания все денежные расходы можно разделить на три группы: расходы, связанные с извлечением прибыли, расходы, не связанные с извлечением прибыли, принудительные расходы.
1. Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают затраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции.
2. К расходам, не связанным с извлечением прибыли, относятся расходы потребительского характера, а также на благотворительные и гуманитарные цели. Сюда можно отнести поощрительные выплаты работникам предприятия, отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, на развитие социально-культурной сферы и политику. Затраты этого типа могут опосредованно влиять на доходность компании, формируя ее имидж. Налаженная рекламная и маркетинговая служба позволяет широко использовать репутацию фирмы для привлечения покупателей, инвесторов, рабочей силы.
3. К принудительным расходам относятся налоги и налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, расходы по обязательному страхованию, созданию резервов, штрафные санкции.
• Система управления расходами позволяет оптимизировать расходы вслед за внешними и внутренними изменениями, при этом от скорости принятия решений по снижению издержек может зависеть выживаемость предприятия в целом.
• Управление расходами – это не их минимизация, что может привести к сокращению производства, а более эффективное использование ресурсов предприятия, их экономия и максимизация отдачи от них на всех этапах производственного процесса. Постановка процесса управления затратами в компании заключается в признании издержек, их учете, группировке и разнесении и представления их в виде, удобном для дальнейшего анализа и принятия управленческих решений.
Резервами оптимизации себестоимости продукции являются:
- увеличение объема производства и лучшего использования производственной мощности предприятия;
- сокращение затрат на производство продукции (сырья, материалов, топлива, воды, энергии, роста производительности труда, снижения брака и т. п.);
- экономное использование накладных расходов (на ремонт основных средств, представительских и командировочных расходов, почтово-телеграфных и канцелярских расходов, содержание административно-управленческого персонала и т. п.);
- лучшая организация производства: запуск материалов в производство, выдача их со склада; сокращение потерь материалов и готовой продукции, устранение аварийных ситуаций и внеплановых простоев машин и оборудования, оплаты простоев и т. п.
Главным результатом производственно-хозяйственной деятельности фирмы является ее продукция, услуги, работа, финансовый результат.
Эффективному управлению экономическими и финансовыми результатами производственно-хозяйственной деятельности организации способствует использование методологии анализа точки безубыточности производства.
Точка безубыточности показывает уровень производства, при котором величина выручки от реализации произведенной продукции равна издержкам производства и обращения этого продукта:
Tбезуб. = Спост/Маржинальный доход = Спост./(1 - Спер / Ц),
где Спер. – переменные затраты на единицу продукции;
Спост. – постоянные издержки;
Ц – цена единицы продукции.
Маржинальный доход - это разница между выручкой хозяйствующего субъекта, которую он получает от реализовываемой им продукции (услуг, работ) общей суммой его переменных затрат.
Под управлением финансовыми результатами предприятия понимают комплекс мероприятий пo yправлению кредитно-денежными отношениями предприятия, реализуемых в определенном порядке ответственной структурой для решения взаимосвязанных задач восстановления, укрепления и расширения финансов.
Для государства конечным финансовым результатом деятельности коммерческого предприятия будет являться налог, содержащийся в его составе.
Финансовым результатом основной деятельности (от продаж) выступает выручка от продаж.
Наиболее важными показателями финансовых результатов, характеризующие абсолютную эффективность хозяйствования предприятия, к которым относятся: прибыль (убыток) от реализации, прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, прибыль (убыток) отчетного года и нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.
Основные объекты управления финансовыми результатами - регулирование финансовых результатов производственной деятельности, т.е. определение оптимальных вариантов формирования отдельных элементов себестоимости производства, распределения затрат, ценообразования, налогообложения и т.д.
К основным методам управления финансовыми результатами компании относятся: планирование прибыли, распределение прибыли; управление прибылью на основе организации центров ответственности; факторный анализ прибыли.