Управление внеоборотными и оборотными активами. Финансовой структурой капитала

Цена капитала

Цена капитала – это затраты фирмы на его использование в процентном выражении к стоимости используемого капитала. Определение цены капитала фирмы предполагает идентификацию основных его компонентов и расчет их цены. Результаты расчетов сводятся в единый показатель, называемый средневзвешенной стоимостью капитала (ССК, WACC – weighted average cost of capital).

В рыночных условиях значение данного показателя возрастает. Во-первых, максимизация стоимости фирмы требует, чтобы цена всех используемых факторов производства, включая задействованный капитал, была минимизирована. Снижение цена капитала предполагает знание принципов качественной оценки. Во-вторых, оценка цены капитала требуется при принятии решений по формированию инвестиционного бюджета.

Составляющими капитала акционерных обществ являются:

1) источники без выплаты процентов: кредиторская задолженность, задолженность по заработной плате, задолженность по налогам (до определенного срока);

2) Долгосрочные кредиты и займы;

3) Привилегированные акции;

4) Обыкновенные акции и нераспределенная прибыль.

Управление внеоборотными и оборотными активами. Финансовой структурой капитала - student2.ru

где wi – доля составляющей капитала во всем капитале фирмы;

ki – цена составляющей капитала;

d – обозначает заемный капитал;

p – привилегированные акции;

s – обыкновенные акции и нераспределенная прибыль;

Т – ставка налога на прибыль фирмы.

Для остальных организаций (как правило, это не акционерные общества), использующих заемный капитал (ЗК), средневзвешенная стоимость капитала определяется как:

Управление внеоборотными и оборотными активами. Финансовой структурой капитала - student2.ru

Одним из направлений использования CCК, является оценка инвестиционных проектов: если рентабельность инвестиционного проекта превышает ССК – проект принимается. Если предприятие имеет два различных направления бизнеса, с различной СCК, то рентабельность инвестиционного проекта должна превышать CCК того направления бизнеса, в котором проект планируется реализовать.

6. Дивидендная политика акционерного общества

Дивиденды - это часть чистой прибыли компании, распределяемая ежегодно между акционерами в виде дохода на акцию. Они выплачиваются из расчета определенной суммы на каждую акцию деньгами либо иным имуществом, например, акциями. Если в России вопрос выплаты дивидендов все еще остается предметом непрекращающихся прений между компанией и акционерами, то на Западе его уже давно решили в пользу последних. Как правило, значительные выплаты акционерам осуществляют коммунальные службы, а также другие компании, чья рентабельность жестко ограничивается государством. Также высокие дивидендные выплаты бывают на сформировавшихся, монопольных рынках, подверженных жесткому государственному регулированию. В среднем западные компании выплачивают в виде дивидендов треть своей прибыли. Наиболее высокие дивиденды в России традиционно выплачивают телекоммуникационные и нефтегазовые компании. Если говорить о стабильности выплат дивидендов, то ярким примером является нефтегазовый сектор, несмотря на то, что значительная часть чистой прибыли уходит в бюджет в виде налогов. Средняя дивидендная доходность по акциям нефтегазовых компаний составляет от одного до двух процентов рыночной цены акции.

Теории дивидендной политики:

1. Теория независимости дивидендов (авторы: Миллер и Модельянни). Теория утверждает, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия, ни на благосостояние собственников в текущем и перспективном периодах. Так как эти показатели зависят от суммы формируемой прибыли, а не распределяемой. Поэтому дивидендная политика должна предусматривать прежде всего направление основной массы прибыли на финансирование наиболее эффективных инвестиционных проектов, а обыкновенным акционерам дивиденды должны выплачиваться по остаточному принципу.


2. Теория предпочтительности дивидендов (авторы: Гордон и Линтнер). Теория утверждает, что каждая единица текущего дохода, выплаченного в форме дивидендов в настоящее время, стоит всегда дороже, т.к. она очищена от риска, чем доход, отложенный на будущее с присущим ему риском. Исходя из этой теории, максимизация дивидендов является более предпочтительной, чем капитализация прибыли. Противники этой теории утверждают, что доход, полученный в форме дивидендов в большинстве случаев реинвестируется в акции своей или аналогичных компаний, а это, в свою очередь, не позволяет использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной политики.

3. Теория максимизации дивидендов или теория налоговых предпочтений. По этой теории эффективность политики определяется критерием минимизации налоговых выплат на капитализируемую прибыль и получаемых льгот, а также налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственника. Налогообложение текущих доходов в виде дивидендных выплат будет всегда выше, чем у предстоящих за счет временной стоимости денег и налоговых льгот по капитализируемой прибыли. Поэтому следует обеспечить минимум дивидендных выплат и максимально капитализировать прибыль. Эта теория зависит от системы льгот в конкретной системе налогообложения, конкретной страны в конкретный момент времени.


4. Теория сигнализирования построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций, в качестве базового элемента используют размер выплачиваемых по акциям дивидендов. Поэтому рост уровня дивидендных выплат определяет возрастание реальной и котируемой рыночной стоимости акций. Это возрастание автоматическое; реализация таких же акций будет приносить акционерам дополнительный доход. Наряду с этим выплата высоких дивидендов сигнализирует о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде. Эта теория неразрывно связана с высокой прозрачностью фондового рынка, на котором оперативно полученная информация оказывает существенное влияние на колебание рыночной стоимости акций.


5. Теория клиентуры (или теория соответствия дивидендной политики составу акционеров). По этой теории компания должна осуществлять дивидендную политику таким образом, чтобы удовлетворить ожидания большинства акционеров и их менталитет. Если большинство акционеров отдает предпочтение текущему дивиденду, то следует направить прибыль преимущественно на цели текущего потребления и, наоборот, если основной состав хочет капитализировать прибыль, то надо ее капитализировать. Та часть акционеров, которая будет не согласна с дивидендной политикой, реинвестирует свой капитал в акции других компаний. В результате состав клиентуры станет более однородным.

На практике каждый решает для себя этот вопрос самостоятельно. Как правило, миноритарному акционеру, в особенности спекулянту, выгоднее получить большие дивиденды. Крупные акционеры, напротив, заинтересованы в направлении прибыли на развитие предприятия и увеличении стоимости акций в будущем. Именно рост курсовой стоимости акций составляет основу дохода российского инвестора.

Конфликты на почве дивидендной политики между акционерами и компаниями обычно связаны с ситуациями невыплаты дивидендов по привилегированным акциям, в результате чего они становятся голосующими. Часто не соблюдается правило выплаты 10-процентной чистой прибыли на привилегированные акции. В данном случае недовольны миноритарные акционеры. Обычно собственники компании это объясняют необходимостью направления чистой прибыли на развитие компании. В большинстве публичных компаний имеются положения о дивидендной политике, предусматривающие ежегодные выплаты на уровне 10-25% чистой прибыли, что вполне соответствует западным стандартам. Право на получение дивидендов появляется у акционера одновременно с покупкой ценных бумаг. В соответствии со статьей 42 закона № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года компания по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и по итогам финансового года может объявить о выплате дивидендов по акциям.

Перечень лиц, имеющих право на получение дивидендов, составляется на дату составления списка лиц (день закрытия реестра), имеющих право участвовать в общем, собрании акционеров, на котором принимается решение о выплате дивидендов. Чтобы получить дивиденды, необязательно весь год владеть акциями. Достаточно успеть приобрести их до закрытия реестра. У большинства эмитентов эта дата приходится на весну. Как правило, общее собрание акционеров проходит через месяц после закрытия реестра. На нем решается, будут ли в этом году выплачиваться дивиденды и в каком размере. Решение о размере дивидендов и форме их выплаты по акциям каждой категории собрание акционеров принимает с учетом рекомендаций совета директоров. Общее собрание при принятии решения о выплате дивидендов не может превысить их размер, предложенный советом директоров. Если нет рекомендации совета директоров, то общее собрание не вправе принять решение о выплате дивидендов. Количественный состав совета директоров определяется общим собранием акционеров, и мажоритарные акционеры представлены в нем в большинстве. Поэтому и рекомендации совета директоров учитывают мнение мажоритарных акционеров, а не миноритарных. В такой ситуации миноритарии могут включить в повестку дня общего собрания акционеров вопрос о расширении состава совета директоров. Однако с предлагаемым решением должны быть согласны мажоритарные акционеры, в противном случае принять предлагаемое решение на собрании не удастся.

Если компания не принимает решения о выплате дивидендов, то у акционеров нет права требовать их выплаты в судебном порядке даже при наличии у общества прибыли. В случае невыплаты объявленных дивидендов в установленный срок акционер вправе обратиться с иском в суд о взыскании с общества причитающейся ему суммы дивидендов, а также процентов за просрочку исполнения денежного обязательства на основании статьи 395 Гражданского кодекса.

Впрочем, закон «Об акционерных обществах» содержит ряд случаев, когда общество не вправе объявлять дивиденды по акциям (до полной оплаты всего уставного капитала общества, до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены, и т.д.). А в некоторых случаях компания не вправе выплачивать уже объявленные дивиденды, когда на момент их выплаты возникли обстоятельства, не позволяющие произвести их. Поскольку такие обстоятельства, как правило, носят временный характер, поэтому после их прекращения акционеры вправе требовать выплаты дивидендов, которые общество обязано им выплатить в разумный срок.

Оптимальная дивидендная политика определяет равновесие между текущими дивидендными выплатами и будущим ростом фирмы с целью максималь­ного увеличения рыночной цены акций.

Существуют следующие политики выплаты дивидендов: политика устойчиво возрастающих диви­дендов, политика выплаты дивидендов по остаточному принципу и комбинированная политика выплаты дивидендов.

При определении политики выплаты дивидендов учитываются: юридические ограничения, инве­стиционные возможности, доступность и сто­имость альтернативных источников капитала, налогообложение.

Существуют и другие теории. Применение этих теорий на практике заключается в выборе типа дивидендной политики. Существует три подхода к формированию дивидендной политики:

1. консервативный - прибыль в первую очередь направляется на развитие предприятия, а на дивиденды - по возможности

2. агрессивный - прибыль в первую очередь используется на выплату дивидендов для поддержания инвестиционной привлекательности, высокого курса акций, а на развитие предприятия - по остаточному принципу

3. компромиссный (умеренный) - между агрессивным и консервативным подходами.

Консервативному подходу соответствуют два типа дивидендной политики:

1) Остаточная политика дивидендных выплат - прибыль в первую очередь направляется на формирование собственных финансовых ресурсов, финансирование необходимых инвестиций, а на дивиденды - по остаточному принципу.

Преимущества: обеспечивается развитие предприятия, повышается его финансовая устойчивость.

Недостатки: непредсказуемость и нестабильность дивидендов может привести к снижению курса акций.

2) Политика минимального стабильного размера дивидендных выплат.

Выплачиваются неизменные дивиденды на каждую акцию в течение длительного периода.

Преимущества: надежность и предсказуемость размера дивидендов обеспечивает стабильный курс акций.

Недостаток: нет связи размера дивидендов с конечным финансовым результатом.

Агрессивному подходу соответствуют два типа дивидендной политики:

1) Политика стабильного уровня дивидендов - устанавливается долгосрочный норматив распределения прибыли.

Преимущества: простота и тесная связь с финансовым результатом.

Недостатки: при нестабильной прибыли размер дивиденда изменчив, это ведет к нестабильности курса акций и высокому риску хозяйственной деятельности.

2) Политика постоянного возрастания размера дивидендов (самая агрессивная политика) предусматривает постоянный рост дивидендов на каждую акцию, устанавливается стабильный процент прироста.

Преимущества - обеспечивается положительный имидж и рост курса акций.

Недостатки – если темп роста дивидендов превышает темп роста прибыли, то снижается , инвестиционная активность предприятия и его финансовая устойчивость.

Такая политика подходит только для предприятий с постоянно растущей прибылью.

Компромиссному (умеренному) подходу соответствует политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (выплата экстра - дивидендов).

Преимущества: обеспечивается положительный имидж и рост курса акций, связь дивидендов с финансовым результатом.

Недостатки:

- при продолжительной выплате минимальных дивидендов снижается инвестиционная привлекательность предприятия.

- при частой выплате экстра - дивидендов они становятся ожидаемыми и перестают играть должную роль в поддержании курса акций.

7. Финансовое планирование и прогнозирование

В организации

Финансовое планирование является одним из важнейших этапов стратегического планирования деятельности предприятия. Его цель – разработка эффективной системы управления финансами для достижения стратегических и тактических целей предприятия.

Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и наиболее эффективных путей их достижения.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и финансовых норм и нормативов по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами на предстоящий плановый период.

Следует различать следующие методы составления финансовых планов, расчеты прогнозирования финансовых показателей при планировании финансовых показателей:

– расчетно-аналитический (финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых величин, показателей рассчитанных за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок развития в планируемый период);

– балансовый (построение баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании (остаток на начало + поступления = остаток на конец + расходы);

– нормативный (используется при наличии установленных норм и нормативов);

– метод оптимизации плановых решений (разработка ряда показателей планового периода и выбор из них оптимального на основе ряда критериев).

Финансовое планирование включает разработку следующих разделов (планов):

– план по финансовым результатам и распределению прибыли;

– баланс доходов и расходов (бюджет предприятия);

– план по инвестициям и их финансированию;

– плановый агрегированный баланс предприятия;

– план обеспечения безубыточности производства.

Исходными данными для разработки финансовых планов служат:

– целевые стратегические нормативы по основным направлениям финансовой деятельности на предстоящий период;

– результаты финансового анализа за предыдущий период;

– финансовая политика предстоящего периода по всем направлениям финансовой деятельности;

стоимостные показатели планов развития предприятия, определяемые в ходе технико-экономического планирования;

– действующая система ставок налоговых платежей и кредитных ставок на рынке капитала.

Период разработки финансовых планов непосредственно увязывается с периодом стратегического и технико-экономического планирования, так как результаты планов развития предприятия являются базой финансового планирования. Таким образом, финансовое планирование на предприятии базируется на использовании трех основных его систем (см. табл. 2)

Таблица 2

Характеристика основных финансовых планов

Системы финансового планирования Основной методический подход к осуществлению планирования Формы реализации результатов финансового планирования Период планирования
1. перспективное финансовое планирование прогнозирование Разработка долгосрочного финансового плана по важнейшим направлениям финансовой деятельности предприятия До 3-х лет
2. текущее финансовое планирование Технико-экономическое о боснование Разработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия 1 год
3. Оперативное планирование финансовой деятельности бюджетирование Разработка и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей и других оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности Месяц, квартал

Финансовое прогнозирование - это обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или прочий временной период. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5 - 10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главная цель финансового прогнозирования состоит в определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики.

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования:

· метод экспертных оценок (опрос с использованием дельфийского метода, представительский опрос и др.);

· метод обработки пространственных и временных совокупностей;

· метод ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста;

· метод пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.

Стратегический финансовый прогноз разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т. п.

Текущие финансовые прогнозы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий.

Долгосрочные и краткосрочные прогнозы отличаются не только масштабом, но и целями.

Если главной целью долгосрочного прогноза является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения предприятия, то целью краткосрочного прогноза является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

Финансовый прогноз, равно как и собственно процесс его разработки, следует рассматривать как систему обобщения, творческого анализа и взаимоувязки финансовых показателей всех граней деятельности и развития предприятия. Следует иметь в виду, что в процессе финансового прогнозирования должны учитываться многие неформализуемые факторы, которые повышают жизнеспособность финансового обеспечения функционирования организации.

Финансовая стратегия фирмы

Финансовая стратегия компании представляет собой сложную многофакторно ориентированную модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала компании.

Экономическая сущность финансовой стратегии обусловлена финансовыми отношениями компании с экономическими субъектами и государственными органами, взаимодействием с ними в процессе осуществления деловых отношений в области финансов.

Финансовая стратегия является базовой стратегией, поскольку обеспечивает (посредством финансовых инструментов, методов финансового менеджмента и др.) реализацию других базовых стратегий, а именно – конкурентной, инновационной. Это требует исследования взаимосвязи финансовой стратегии с выше названными стратегиями. Задачи реформирования отечественного бизнеса предполагают решение взаимосвязанных проблем формирования стратегии и внедрения нового качественного уровня управления финансами на базе достижения и реализации конкурентных преимуществ.

Необходимость идентификации финансовой стратегии в рамках общей компании обусловлена:

- диверсификацией деятельности крупных компаний в плане охвата ими различных рынков, в том числе финансовых;

- потребностями в изыскании источников финансирования стратегических проектов;

- наличием единой для всех компаний конечной цели при выборе стратегических ориентиров и их оценке – максимизации финансового эффекта;

- развитием международных и национальных финансовых рынков как «поля» для заимствования финансовых ресурсов и прибыльного размещения капитала, что связано с усилением роли финансов в жизнедеятельности компаний.

Стратегическая цель финансовой стратегии обеспечивается комплексом вспомогательных финансовых задач, представленных в конкретных программах. Учитывая изменчивость конъюнктуры и тенденций развития финансовых рынков, высокую степень инновационности финансовых инструментов, которыми оперируют компании, их значительную зависимость от векторов движения макроэкономических и социально-политических процессов в мировом сообществе, следует сформулировать ряд направлений формирования программ и проектов по реализации финансовой стратегии. Среди них:

- выявление приоритетных для компаний финансовых рынков и целевых рыночных сегментов для работы на перспективу; это предполагает наличие у компании сильного целевого блока развития, опирающегося на обработку существующих информационных баз данных;

- анализ и обоснование устойчивых источников финансирования;

- выбор финансовых институтов в качестве приемлемых партнеров и посредников, эффективно сотрудничающих с компанией в долгосрочном аспекте;

- разработка долгосрочной инвестиционной программы, согласованной с приоритетными направлениями развития видов бизнеса, обусловленными общей стратегией компании;

- создание условий на будущее по поддержанию поступательного роста рыночной стоимости компании и курсов выпущенных ею ценных бумаг;

- формирование и совершенствование внутрифирменных финансовых потоков, механизмов трансфертного ценообразования;

- разработка с позиции стратегии программы эффективного централизованного управления финансами в сочетании с обоснованной децентрализацией других управленческих функций;

- прогнозные расчеты финансовых индикаторов экономической безопасности и устойчивости компании при стратегическом планировании деятельности компании.

Модель финансовой стратегии компании показывает, через систему каких инструментов (программы, проекты, реструктуризация, глобализация, диверсификация и др.) и методов (моделирование, планирование, анализ, прогнозирование и др.) она реализуется.

Применение инструментов и методов финансовой стратегии носит ситуационный характер: конкретные факторы, включая социально-экономические и политические, определяют выбор той или иной их комбинации в различных вариантах. Исследование взаимодействия финансовой стратегии с управлением компании позволяет сделать вывод о важнейшей роли финансовой стратегии.

Моделирование финансовой стратегии предприятия осуществляется на основе реализации следующих принципов:

- последовательной реализации принятой стратегии устойчивого развития предприятия;

- базировании на современной теоретической модели;

- учете оргструктуры предприятия и предполагаемых в ней изменений;

- вариантности формировании стратегии.

Общая схема формирования финансовой стратегии включает следующие этапы:

- описание компании как открытой системы;

- выработку стратегических целей;

- разработку вариантов стратегии;

- определение критериев отбора вариантов;

- конкретизацию выбранного варианта финансовой стратегии;

- оформление финансовой стратегии, ее принятие и доведение до исполнителя;

- организацию контроля за реализацией стратегии.

Разработка модели финансовой стратегии компании должна быть органически встроена в работу по подготовке и реализации общей стратегии компании.

В системе разработки финансовой стратегии одно из ключевых мест занимает финансовое планирование, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а также контроля за расходованием средств. В последние годы в большинстве компаний традиционные формы планирования «дрейфуют» в направлении использования его современной формы – бюджетирования.

Финансовый план компании (в современном формате его понимания) – это определение направлений множества продуктов и товаров, пользующихся спросом и готовых к реализации, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежи, выполнение смет, оплата работников)

Управление внеоборотными и оборотными активами. Финансовой структурой капитала

Внеоборотные активы- совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе хозяйственной деятельности и переносящих свою стоимость на продукцию частями. (все активы со сроком использования более 1 года).

В первом разделе актива бухгалтерского баланса выделяются следующие виды внеоборотных активов:

– нематериальные активы;

– основные средства;

– результаты исследований и разработок;

– доходные вложения в материальные ценности;

– долгосрочные финансовые вложения;

– отложенные налоговые активы;

– прочие внеоборотные активы

Целью финансового менеджмента в области управления внеоборотными активами является своевременное их обновление и повышение эффективности использования.

Этапы управления внеоборотными активами:

1. анализ внеоборотных активов предприятия в предшествующем периоде.

Изучается динамика их объема и состава, степени их годности, изношенности, интенсивности обновления и эффективности использования, рентабельности и производительности.

2. оптимизация объема и состава внеоборотных активов. Осуществляется на основе выявленных в результате анализа резервов повышения производительности внеоборотных активов. Это может быть рост коэффициента сменности и непрерывности их работы, увеличение мощности, исключение не участвующих в производстве внеоборотных активов и т.д.

3. обеспечение правильного начисления амортизации (постоянно накапливаемый в денежном выражении износ основных средств и нематериальных активов для последующего использования на простое и расширенное воспроизводство стоимости активов).

4. обеспечение своевременного обновления внеоборотных активов. Для этого определяется необходимый уровень интенсивности обновления отдельных групп внеоборотных активов, рассчитывается общий объем активов, подлежащих обновлению, устанавливаются формы и стоимость обновления активов (текущий, капитальный ремонт, приобретение новых видов).

5. обеспечение эффективного использования внеоборотных активов. Направлено на повышение рентабельности и производственной отдачи внеоборотных активов. Рост эффективности использования внеоборотных активов позволяет сократить потребность в них, сократить объем их финансирования и повысить темп развития предприятия.

6. выбор форм и оптимизация структуры источников финансирования внеоборотных активов.

Оборотные средства – это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течении года или одного производственного цикла, если последний превышает 12 месяцев.

Рассмотрим состав оборотных средств предприятия подробнее:

-запасы (сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные, расходы будущих периодов, животные на выращивании и откорме и т.д.);

- НДС по приобретенным ценностям (остаток сумм «входного» НДС, которые контрагенты предъявили организации к оплате при приобретении ею товаров (работ, услуг), при этом организация на конец отчетного периода не приняла их к вычету и не включила в стоимость приобретенных активов или в состав расходов);

- дебиторская задолженность (долгосрочная и краткосрочная задолженность покупателей, заказчиков, поставщиков, подрядчиков, прочих должников, задолженность учредителей, а также работников по оплате труда и подотчетных сумм);

- финансовые вложения (краткосрочные инвестиции, выданные займы);

- денежные средства и денежные эквиваленты (остатки наличных средств, на расчетных счетах организации и т.д.);

- прочие оборотные активы.

Управление оборотными активами это комплекс мероприятий, которые направлены на обеспечение условий оптимизации и непрерывности процесса их оборота, формирования достаточного их объема, рациональной структуры и эффективной организации их использования

Этапы управления оборотными активами включают:

- анализ оборотных активов в предшествующем периоде;

- оптимизацию объема, состава и структуры оборотных активов;

- планирование объема, состава и структуры оборотных активов;

- текущий контроль за использованием оборотных активов.

Политика управления оборотными средствами состоит в определении достаточного уровня и рациональной структуры текущих активов и в определении величины и структуры источников их финансирования. Выбор соответствующих источников финансирования оборотных активов в конечном итоге определяет соотношение между уровнем эффективности использования капитала и уровнем риска финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. С учетом этих факторов и строится политика управления финансированием оборотных средств [16. С. 65].

Управление оборотным капиталом включает решение таких задач, как:

- определение минимально достаточных средств для авансирования средств в целях бесперебойной и ритмичной работы предприятия;

- совершенствование ассортиментного ряда и экономии товарно-материальных ценностей;

- ускорение оборачиваемости оборотных средств на каждой стадии оборота капитала.

Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию оборотных средств предприятия. Эти особенности представлены в таблице

Сущность политики управления текущими активами предприятия

Вид политики управления текущими активами Сущность политики управления текущими активами
Консервативная Низкий удельный вес текущих активов в общей их сумме Краткий период оборачиваемости текущих активов
Консервативная Высокая экономическая рентабельность активов Высокий риск возникновения технической неплатежеспособности
Умеренная Средний уровень показателей
Агрессивная Отсутствуют ограничения в наращивании текущих активов Высокий удельный вес текущих активов в общей их сумме Длительный период оборачиваемости текущих активов Низкие риски возникновения технической неплатежеспособности Низкая экономическая рентабельность активов

Целью управления товарно-материальными запасами, является обеспечение бесперебойного процесса производства продукции в нужном количестве и в установленные сроки и достижение на основе этого полной реализации выпуска при минимальных расходах на содержание.

Целью управления дебиторской задолженностью определение ее оптимального размера и обеспечение своевременной инкассации (погашения задолженности путем получения денежных средств и денежных эквивалентов.

Целью управления денежными средствами является ускорение притоков денежных средств и замедление оттоков, своевременное определение потребности в денежных средствах и оценка способов рационального инвестирования избытка денежных средств.

Капитал – накопленный путем сбережений запас экономических благ в форме денежных средств, других финансовых инструментов и реальных товаров, вовлекаемый в экономический процесс как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода.

Структура капитала - это соотношение краткосрочных обязательств, долгосрочных обязательств и собственного капитала организации.

Собственный капитал – это сумма средств принадлежащих предприятию на правах собственности и используемых им для формирования активов. Собственный капитал начинает формироваться в момент создания предприятия, когда образуется его уставный капитал.

Основу первой части собственного капитала предприятия составляет его уставной капитал — зафиксированная в учредительных документах общая стоимость активов, являющихся взносом собственников (участников) в капитал предприятия (предприятия, для которых не предусмотрена фиксированная сумма уставного капитала, отражают по этой позиции сумму фактического взноса собственников в его уставный фонд).

Вторую часть собственного капитала представляют добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и некоторые другие его виды.

К заемным средствам относят:

- кредиты банков;

- заемные средства других предприятий и организаций;

- средства от выпуска и продажи облигаций организации;

- бюджетные ассигнования на возвратной основе и т.д.

Заемный капитал бывает краткосрочным и долгосрочным.

Структура капитала представляет собой соотношение всех форм собственных и заемных финансовых ресурсов, используемых предприятием в процессе своей деятельности.

Оптимальная структура капитала – это такое соотношение собственных и заемных средств, при котором обеспечивается наиболее эффективная пропорциональность между рентабельностью и финансовой устойчивостью предприятия.

Одним из механизмов оптимизации структуры капитала предприятия является финансовый леверидж (финансовый рычаг). Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности СК. Т.е. финансовый леверидж – это фактор, возникающий с появлением заемных средств на предприятии и позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Управление капиталом представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с оптимальным его формиров

Наши рекомендации