Сбор, анализ и обобщение материала

Этап сбора, анализа и обобщения материала по теме КР начинается с подготовки списка литературы, который должен охватывать исследуемую тему. Источниками для его формирования могут быть:

– рекомендации преподавателя;

– список литературы по профильным дисциплинам данной тематики;

– Интернет;

– списки литературы в учебниках и научных изданиях по данной тематике.

Предварительное знакомство с проблемой рекомендуется начинать с изучения учебников и учебных пособий, а затем переходить к изучению специальной (научной) литературы, документов практической деятельности, прессы и архивных документов.

В ходе анализа собранного по теме материала выбирают наиболее важные и значимые данные, систематизируют их по ключевым вопросам. С учётом полученных результатов уточняют структуру работы, её содержание и объём.

Оформление курсовой работы

Структурирование и рубрикация текста

К оформлению работы приступают после учёта замечаний руководителя, внесения собственных дополнений и изменений. Обязательными структурными элементами работы являются:

– титульный лист (Приложение А);

– содержание (Приложение В);

– введение;

– основная часть (главы);

– заключение;

– список литературы;

– список сокращений (если имеется);

– приложение.

Правила оформления текстовой части работы регламентируются действующими государственными стандартами.

Текст печатается в Microsoft Word на одной стороне листов белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм) и содержит примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы между словами и знаки препинания): шрифт Times New Roman – обычный; размер – 14 пунктов; междустрочный интервал – полуторный; верхнее и нижнее поля – 2,0 см; левое – 2,5 см; правое поле – 1,0 см; абзац – 1,5 см; выравнивание – по ширине.

Каждая часть работы (Содержание, Введение, главы Основной части, Список литературы, Приложения) начинаются с новой страницы. Все главы и под главы основной части работы должны иметь свои порядковые номера и конкретные заголовки, отражающие их содержание.

Заголовки всех частей работы, включая главы и под главы основной части, печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) полужирным шрифтом. Все заголовки, не имеющие номера, располагаются посредине строки, заголовки с номерами – с абзацного отступа. Подчёркивание и переносы слов в заголовках, как и точка в конце не применяются. Если заголовок состоит из двух предложений, то они разделяются точкой.

Для нумерации главы и под главы используются арабские цифры. Так, номер первого раздела нумеруется как «1», его подразделы – соответственно 1.1, 1.2. После цифр, обозначающих номера под главы, точка не ставится. Например, 1.1 и 1.2

Расстояние между заголовком и предыдущим или последующим текстом должно быть два интервала, между заголовками раздела и подраздела – один интервал.

Если в тексте используются перечисления, то перед каждым из них ставится дефис или, при необходимости на него ссылки, буквы русского алфавита (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ).

Страницы в работе нумеруют арабскими цифрами, с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер ставится внизу страницы посредине строки без точки.

Титульный лист и Содержание работы включается в общую нумерацию, но номер страницы на нём не ставится. Номер страницы «3» ставится на начальном листе Введения. Страницы, которые специально отводятся для иллюстративного материала, включаются в общую нумерацию.

Оформление иллюстраций, формул, приложений, примечаний и сносок

Все иллюстрации кроме таблиц в тексте работы называются рисунками, их представляют сразу же после упоминания или на следующей странице. Выполняют рисунки черными чернилами (пастой) или тушью, если они не могут быть представлены с помощью компьютерной графики или в виде фотографий.

Под изображением рисунка приводится слово «Рисунок» с указанием после него через интервал цифры (номера) с точкой после цифры и далее (через интервал) указывается название рисунка с заглавной буквы. При этом номер и название располагаются на одной и той же строке. Выравнивание названия рисунка производится по центру. Смотрите пример оформления названия рисунка на стр. 11 (Рисунок 1. Варианты графического представления функциональных зависимостей).

Нумерация рисунков в тексте должна быть сквозной.

Оси координат на графиках для представления функциональных зависимостей выполняются в виде шкал цифровых значений со стрелками, указывающими направление возрастания величин, которые допускается располагать не на самой оси координат, а параллельно ей. При этом в прямоугольной системе координат независимую переменную откладывают на горизонтальной оси. Положительные значения откладывают, как правило, – вправо и вверх от точки начала координат.

Характерные точки линий функциональных зависимостей, обозначенные буквами, цифрами или другими символами, а также точки, полученные расчетом или измерениями, изображают особо, используя для этого кружок, крестик, треугольник или квадрат. Положение (координаты) этих точек при необходимости обозначают сплошными или штриховыми тонкими линиями. По расчетным и экспериментальным точкам делают соответствующие пояснения в подрисуночной надписи или на свободном поле самого рисунка. Пересечение надписей на рисунках не допускается.

На графиках без оцифровки осей координат обозначения величин (в виде символа, наименования или математического выражения) размещают около стрелок, которыми заканчиваются оси. При наличии оцифровки осей используют два варианта обозначения величин – или в середине шкалы с её внешней стороны либо в конце шкалы после последнего её числового значения. Сами же единицы физических величин указываются следующим образом:

– через запятую после наименования переменной величины;

– в конце шкалы между ее последним и предпоследним числами;

– в конце шкалы в виде дроби, в числителе которой обозначение переменной величины, а в знаменателе – её единица измерения.

На рисунке 1 показаны наиболее типичные варианты графического представления функциональных зависимостей.

Сбор, анализ и обобщение материала - student2.ru Сбор, анализ и обобщение материала - student2.ru Сбор, анализ и обобщение материала - student2.ru а) К=f (x) б) F, тыс. руб. в) С

млн. руб.

A

B

Рисунок 1. Варианты графического представления функциональных зависимостей

Таблицы и формулы нумеруются аналогично рисункам со сквозной нумерацией. Номер формулы в круглых скобках приводится справа в конце строки, на которой она расположена и выровнен по правому краю.

Пояснения обозначений величин и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если их нет в тексте, приводят непосредственно под формулой, начиная их со слова «где» без каких - либо знаков после него. При этом после самой формулы ставят запятую. Например:

s=v·t, (1)

где

s – путь, км;

v – скорость, км/час;

t – время, час.

Если формула не помещается на одной строке, то её допускается переносить на знаках математических операций, повторяя их в начале следующей строки. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «x», а не точку.

Цифровой материал рекомендуется помещать в тексте в виде таблиц. Каждая из них должна иметь заголовок, точно отражающий её содержание и расположенный по центру. Помещается заголовок непосредственно над таблицей после слова Таблица, расположенного справа от таблицы (с указанием номера таблицы, без точки).

Располагаются таблицы в тексте сразу после первой ссылки на них или на следующей (за первой ссылкой) странице. Оформляются таблицы так, как показано на примере приведенной Таблицы 1 на стр. 5 и Таблицы 2 на стр. 12 (пример).

При переносе части таблицы на другую страницу название помещают только над первой её частью, а над второй справа пишут «Продолжение таблицы» с указанием её номера. Допускается располагать таблицу вдоль длинной стороны листа.

Графу «Номер по порядку» в таблице не делают. Если повторяющийся в разных строках таблицы текст состоит из одного слова, то после его первого написания далее допускается заменять его кавычками. Если текст состоит из двух или более слов, то его можно заменять словами «то же», а далее заменять кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр не допускается. Если таблица заимствована или рассчитана по данным статистического ежегодника или другого литературного источника, надо обязательно делать ссылку на первоисточник (см. пример Таблица 2).

Пример оформления таблицы

Таблица 2

Доля государственного долга в ВВП в развитых странах G-20 в 2007–2015 гг., %

Страны (факт) (факт) (оценка) (прогноз) (прогноз)
G-20 – развитые экономики 77,9 96,9 104,4 108,8 117,1
Япония 187,7 217,7 227,1 234,6 250,0
Италия 103,4 115,8 118,6 120,5 124,7
США 62,1 83,2 92,6 97,4 109,7
Франция 63,8 77,4 84,2 88,6 94,8
Великобритания 44,1 68,2 78,2 84,9 90,6

Источник: IMF World Economic Outlook. 2010. April. [Электронный ресурс]. – Электр. данн. – Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/

Если в тексте необходимо сослаться на таблицу, то следует указать номер таблицы и страницу, на которой она расположена.

Приложения помещают за списком литературы в порядке упоминания их в основном тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа слова «Приложение».

Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А. После слова «Приложение» должна следовать буква, обозначающая его последовательность. Например,

Приложение А

Сеть пунктов обслуживания

Разработанные в КР документы, имеющие самостоятельное значение и подлежащие исполнению в соответствии с заданием и нормативно-закрепленными требованиями (бухгалтерские отчеты и балансовые документы, кадровые документы, графики работ, разделы финансовых, маркетинговых и производственных планов и т. п.), помещают в прилагаемую к текстовой части папку с соответствующей описью.

Все приложения должны быть обязательно перечислены в содержании работы с указанием их буквенных обозначений и заголовков.

Примечания в тексте приводят в тех случаях, когда необходимо дать какие-либо пояснения или указать справочные данные к иллюстративным материалам. Их помещают сразу после таблицы или графического материала, к которым они относятся, начиная с прописной буквы.

Цитаты и цифровой материал следует сопровождать ссылками на источники. Поясняющие сноски располагают с абзацного отступа в конце страницы, к тексту которой они относятся. Их обязательно отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны. Нумеруют сноски автоматически отдельно на каждой странице.

Оформление списка литературы

Рекомендуется представлять единый список литературы к работе в целом. Список обязательно должен быть пронумерован. Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы.

Наиболее удобным является алфавитное расположение материала, так как в этом случае произведения собираются в авторских комплексах. Произведения одного автора расставляются в списке по алфавиту заглавий.

Официальные документы ставятся в начале списка в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановления Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.). Внутри каждой группы документы располагаются в хронологическом порядке.

Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке, образуя дополнительный алфавитный ряд.

Для каждого документа предусмотрены следующие элементы библиографической характеристики: фамилия автора, инициалы; название; подзаголовочные сведения (учебник, учебное пособие, словарь и т. д.); выходные сведения (место издания, издательство, год издания); количественная характеристика (общее количество страниц в книге).

Примеры библиографического описания ГОСТ 7.1-2003

Официальные документы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега - Л., 2014. - 134 с.

О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ, ред. от 06.12.2013 - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148531. (24.02.2014).

Дети-инвалиды: Реабилитация, соц. защита [Сб. нормат. док.]. - М.: Соц. Защита, 2000. - 159 с.

Книга одного автора

Исагулиев, П. И. Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания [Текст] / П. И. Исагулиев. - М.: НИИ шк. Технологии, 2009. - 111 с.

Рыжанкова, Е. Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой [Текст] / Е. Н. Рыжанкова. - М.: Сфера, 2010. - 64 с.

Книга двух авторов

Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст]: учеб. пособие / Л. И. Белякова, Н. Н. Волосков. - М.: Владос, 2009. — 287 с.

Жохова, О. В. Домашние задания для детей старшей и подготовительной к школе логопедических групп ДОУ [Текст] / О. В. Жохова, Е. С. Лебедева. - М.: Сфера, 2010. - 64 с.

Книга трёх авторов

Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. - М.: Книголюб, 2005. - 55 с.

Наши рекомендации