Классификация по размерам предприятия
Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь количеством (занятых) работников. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются следующим образом: мелкие-до 50 занятых; средние - от 50 до 500 (иногда - до 300); крупные - свыше 500, в том числе особо крупные - свыше 1000 занятых. Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками -объемом продаж, активами, полученной прибылью и т.п.
Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, предприятия черной металлургии и машиностроения обычно крупные и очень крупные предприятия. В легкой, пищевой, нефтеперерабатывающей промышленности действуют в основном средние предприятия; в деревообрабатывающей и швейной промышленности - средние и близкие к мелким предприятия.
В целом ведущую роль в национальном хозяйстве, несмотря на относительно небольшое их количество, играют крупные предприятия. Основное же число предприятий представлено мелкими и средними предприятиями.
Российская экономика характеризуется пока еще низкой долей мелкого и среднего частного предпринимательства.
Составной частью экономической политики государства является развитие малого предпринимательства. Это важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательства. Создание сети малых предприятий является необходимым условием формирования экономической среды, благоприятствующей возникновению конкуренции товаропроизводителей, развитию рыночных отношений, противодействия монополизму в производстве и других сферах деятельности. Малые предприятия способны быстро реагировать на изменение потребительского спроса, они наиболее восприимчивы к техническим новинкам, обеспечивают быструю окупаемость затрат. В наиболее развитых странах мира на долю малого бизнеса приходится 50-70% прироста числа рабочих мест.
Доля малых предприятий в объеме валового выпуска товаров и услуг в целом по России соответствует их удельному весу в общей численности занятых. Это свидетельствует о том, что эффективность затрат труда в малом бизнесе не превышает среднего уровня в экономике страны.
Направления и меры по повышению эффективности использования государственных средств, выделяемых для развития малого предпринимательства, сформулированы в Федеральном законе о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации:
- налогообложение малых предприятий, предусматривающее, что если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия дляМП по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Устанавливаются льготы для фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания услуг;
- кредитование субъектов малого предпринимательства, осуществляемое на льготных условиях с компенсацией разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях;
- страхование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях для страховых организаций с возможностью компенсации упущенной выгоды со стороны соответствующего фонда поддержки малого предпринимательства;
- резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нуждповидам продукции, отнесенным Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства;
- создание сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки малого предпринимательства, и др.
Исходя из этих направлений государственной поддержки малого предпринимательства, определены дополнительные меры, обусловливающие решение проблем по укреплению финансовой поддержки малых предприятий.