Формирование массивов внешней информации
Сбор и анализ внешней информации проводится в следующей последовательности: - общая; - специальная.
Общая информация необходима для изучения состояния и общих тенден-ций функционирования экономики и рынка недвижимости. Это информация опи-сательного характера. Она не участвует в конкретных расчетах, но используется для обоснования принимаемых оценочных решений.
Специальная информация представлена, как правило, в виде цифр, ис-пользуемых для расчётов в том или ином методе.
Формирование массива внешней информации начинается со сбора макро-экономических данных и исследования общего состояния национальной экономики.
На макроэкономическом уровне исследуются:
1) Экономические показатели:
- темпы экономического роста;
- уровень инфляции;
- индекс деловой активности;
- инвестиционный климат в стране;
- уровень национальных и зарубежных капиталовложений;
- изменение ставок процента и курса национальной валюты;
- уровень доходов населения
- тенденции экономического развития;
- организация кредитования недвижимости.
2) Политические и социальные факторы:
- Стабильность и прогнозируемость политической ситуации;
- доверие правительству;
- приближение выборов и прогнозируемость их результатов
- программы капитального строительства;
- законодательная и налоговая политика государства;
- демографический фактор.
Основные источники внешней информации:
1) Программы правительства и различные прогнозы;
2) Данные государственных организаций (например, Госкомстат);
3) Исследования международных финансовых организаций (МВФ, ВБ);
4) Аналитические обзоры информационных агентств (Росбизнесконсалтинг, АК&М, Финмаркет);
5) Электронные информационно-поисковые системы;
6) Периодическая электронная печать.
24. Общие положения сравнительного подхода. Основные этапы сравнительного подхода.Преимущества и недостатки сравнительного подхода
Сравнительный подход – это совокупность методов оценки стоимости, основанных на сравнении объектов оценки с его аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.
Сравнительный подход базируется на трёх основных принципах оценки недвижимости:
1 принцип спроса и предложения;
2 принцип замещения (это главный принцип);
3 принцип вклада.
Основополагающим является принцип замещения, который говорит, что при наличии на рынке нескольких схожих объектов, рациональный инвестор не заплатит больше той суммы, в которую обойдётся приобретение недвижимости аналогичной полезности.
Для получения более точного результата оценки требуется тщательный подбор аналогов. Основные требования к аналогу объекта оценки следующие:
1) Аналог похож на объект оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам;
2) Цена аналога объекта оценки известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях.
Основные этапы:
1) изучение рынка;
2) сбор и проверка достоверности информации о предлагаемых на продажу и недавно проданных ОА;
3) Выбор единиц и элементов сравнения; сравнение данных об ОО и ОА;
4) корректировка цен продаж выбранных аналогов в соответствии с их отличиями от ОО;
5) установление стоимости ОО.
Сходные субъекты выделяются по платёжеспособности, возможностям финансирования и инвестиционной мотивации.
Типичными для данного сегмента условиями являются:
- срок экспозиции;
- независимость субъектов сделки;
- инвестиционная мотивация.
Под независимостью субъектов сделки подразумевается, что сделки заключаются не по рыночной цене и данные по ним не могут использоваться для сравнения, если покупатель и продавец:
находятся в родственных отношениях;
являются представителями холдинга или дочерней компании;
имеют иную взаимосвязь и взаимозаинтересованность;
сделки, осуществляемые с объектами, отягощенными залогом или иными обязательствами;
занимается продажей имущества умерших лиц.
Инвестиционная мотивация определяется аналогичными мотивами инвесторов, аналогичным наилучшим и наиболее эффективным использованием объектов и степенью износа здания.
Основные условия применения сравнительного подхода:
1. Объект не должен быть уникальным;
2. Необходимо наличие сопоставимых аналогов;
3. Информация должна быть исчерпывающей, включающей условия совершения сделок;
4. Факторы, влияющие на стоимость сравниваемых аналогов, должны быть сопоставимыми.
Преимущества сравнительного подхода:
- Позволяет отразить мнение типичных продавцов и покупателей в итоговой оценке;
- Статистически обоснован;
- Позволяет вносить корректировки на отличия сравниваемых объектов;
Недостатки сравнительного подхода:
a) Точность результата оценки наиболее зависима от рыночных данных при расчётах на основе сравнительного подхода;
б) Для правильной оценки необходим большой объём информации и логический анализ скорректированных данных.
Проблемы сравнительного подхода:
1 различия продаж (по набору физических и экономических характеристик и по условиям);
2 сложность сбора информации о фактических ценах продаж;
3 проблемность сбора информации о специфических условиях сделки;
4 зависимость от активности рынка;
5 зависимость от стабильности рынка;
6 сложность согласования данных о существенно различающихся продажах.