Глава 1. Теоретические основы финансового контроля в организации
Введение
В условиях рыночной экономики важное место в системе управления предприятием отводится контролю. Контроль выступает основой бизнеса и характерен для всех форм ведения и стадий управления. Эффективность контроля на предприятии обусловлена как уровнем его организации, так и степенью его методологического аппарата. В ранее сложившейся системе экономического контроля преобладал государственный контроль, который действовал эффективно в условиях плановой экономики. Сейчас в современных экономических условиях и растущей конкуренции значительно возрастает роль внутреннего контроля на предприятии. Контролю могут подвергаться различные сферы деятельности предприятия: финансовая, организационная, трудовая, производственная и другие. Но в системе внутреннего контроля в настоящее время большее внимание уделяется финансовому контролю, и это не случайно. От результатов контроля зависит эффективность и своевременность принимаемых управленческих решений, текущая и будущая деятельность работы предприятия.Целью курсовой работы является выявление путей совершенствования финансового контроля в организации.Цель исследования позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
Глава 1. Теоретические основы финансового контроля в организации
Обзор зарубежной практики
Важной тенденцией в государственном управлении является значительное повышение внимания правительств и парламентов западных стран не только к обеспечению целевого характера утвержденных бюджетных расходов, но, прежде всего, к обоснованности этих расходов с точки зрения их эффективности.
Основные тенденции развития государственного финансового контроля в передовых странах мира, которые будут определять развитие этой сферы деятельности в перспективе, связанны с повышением значимости контроля как функции управления, необходимости полноценного использования экспертного потенциала государственных контрольных органов в выработке бюджетной политики, включая вопросы сбалансированности бюджетной системы, переключением фокуса на контроль эффективности государственных расходов.
Эти тенденции, по мнению Гусевой Н.М., заключаются в следующем[1]:
· В научном сообществе, среди практикующих ревизоров и аудиторов активно обсуждается предложение о делегировании определенных контрольных функций в части проверки государственных расходов частным аудиторским компаниям.
· Показывается повышение значимости творческой составляющей деятельности по финансовому контролю, необходимость формулирования и выражения высшими контрольными органами собственного мнения и и по вопросам социально-экономического своих государств.
· проблемы стандартизации деятельности. акцент на оформлении характера государственного контроля, что выражается в в практике различных научных и видов финансового , а также в постоянном оптимального их применения.
Опыт США
первых методов бюджетирования, тенденции сейчас перенять Россия, на в США еще в 1960-х годах П США к настоящему времени весьма опыт, особенно в сфере бюджетирования, мониторинга и государственных программ[2].
структура аудита США в целом на рисунке 1.
Рис. 1. Организационная системы аудита США
Как и в стран, работа по мониторингу и в американском правительстве исполнительной властью[3]. также в процессе осуществления контроля: как в ходе слушаний, так и через Конгрессу контрольное управление США ( – GAO)[4]. GAO было в 1921 г. в целях законодат исполнительной власти и аудит, прежде , по инициативе Конгресса. В GAO входит как классического финансового расходов бюджета, так и аудита эффективности и оценки программ. Оно производит 1 тыс. проверок ежегодно и штат около 3,3 тыс. .
Любой Конгресса может запрос на проведение государственных программ. GAO, включают:
· - федеральных программ, , операций, и работы;
· - аудит;
· - контроль деятельности ;
· - оценку необходимых и значения предложенных мер.
В органах исполнительной внутренний осуществляется Административно-бюджетным Администрации Президента США (). ОМВ фактически является из наиболее ведомств уровня министерства. Глава OMB членом кабинета США наравне с Президента США.
Текущий осуществляются в основном федеральными ведомствами. Президента создала специализированные внутри ведомств, за оперативный контроль.
Со сто законодательной США внешний стратегический государственных программ GAO, которое является органом с существенными ресурсами и мандатом действий.
При OMB и GAO могут производить программ друг от друга, и конкурировать друг с .
Одной из основных государственного в США является чрезвычайно роль, которую в ней различные организации сектора в государственных программ.
К таких организаций некоммерческие организации и институты, фонды, профессиональные , объединения граждан и т.д. Так как ведомства США публикуют значительный информации о результатах деятельности, в т. ч. в сети , то у общественных организаций возможность собственную оценку программ.
Несмотря на то, что эта оценка является или профессионально , в целом в политической США роль общественных как независимых контролеров положительно. оценки государственных принимаются во внимание как исполнительной, так и законодательной США.
Спрос на , как средство принятия решений в отношении принятия и реализации программ, помог развитию научно-исследовательских центров, как «мозговые центры» (« мысли» или « tanks»).
«Фабрики » в США являются не только гражданского общества и из форм общественного мнения, но и узловыми точками политики, в которых консолидированное отношение к текущим в ходе массовой . «Фабрики мысли» основы плюрализма в США. Он предполагает, что политика вырабатывается и в процессе свободного многочисленных интересов, мирной между ними, в чего возникает равновесие групповых интересов, а правительства ограничена – ему охранять и поддерживать это и принимать только при наличии согласия.
На протяжении ХХ прослеживается тенденция «фабрик » в США от организаций конкретных интересов до организаций, в интересах общества в [5].
Информация и оценки, предоставленные - исследовательскими центрами, важным элементом современного общества.
Влияние, и участие научно-исследовательских в процессе принятия решений в США весьма заметными, на существенные изменения в и методах их деятельности, в 1990-2000-е . По-прежнему «мозговые » разного калибра ключевую роль в обслуживании администраций, в разработке документов по внутренней и вн политике, в популяризации концепций, в на общественное мнение, в политиков, так как немалая экспертов работает в и государственных , часто занимая высокие, в том министерские посты[6].
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия (на примере ГК ЦИВССМ)
Анализ деловой активности
Анализ деловой активности основывается на анализе показателей рентабельности.
Рентабельность является важнейшим относительным показателем финансовой деятельности любого предприятия, поэтому так необходимо проводить анализ различных показателей рентабельности (таблица 1.10.).
Рентабельность продукции определяется как отношение валовой прибыли к себестоимости продукции.
Рентабельность производства определяется как отношение валовой прибыли к сумме средней величины основных и оборотных средств.
Рентабельность продаж можно представить как отношение прибыли от продаж к выручке.
Рентабельность собственного капитала представляет собой отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала.
Рентабельность заемного капитала определяется как отношение чистой прибыли к средней величине заемного капитала.
Рентабельность активов можно представить как отношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных и оборотных активов.
Таблица 1.10
Показатели рентабельности
Показатели | 2014 год | 2015год | 2016 год | Абсолютное отклонение | |
2016 г. по сравнению с 2015 г. | 2016 г. по сравнению с 2014 г. | ||||
1) Рентабельность продукции(услуг) | 23,5 | 23,7 | 23,7 | - | +0,2 |
2) Рентабельность продаж | 4,6 | 6,1 | 7,3 | +1,2 | +2,7 |
3) Рентабельность собственного капитала | 42,7 | 47,7 | 42,7 | -5,0 | - |
4) Рентабельность заемного капитала | 29,1 | 36,5 | 56,8 | +20,3 | +27,7 |
5) Рентабельность активов | 16,8 | 22,2 | 23,4 | +1,2 | +6,6 |
В 2008 г. произошло незначительное увеличение показателя рентабельности продукции, который составил 23,7 %. Это означает, что на каждый вложенный рубль приходиться 23,7 коп. прибыли.
Рентабельность продаж стала эффективнее на 2,7% по сравнению с 2014 г. это означает, что на 1 руб. выручки предприятия приходится 7,3 коп. прибыли.
Рентабельность собственного капитала сократилась в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 5% и стала на уровне 2014 г., равной 42,7%. Это означает, что на каждый рубль собственных средств приходится 42,7 коп. прибыли.
Значительно увеличилась рентабельность заемного капитала, то есть заемные средства стали использоваться наиболее эффективно. В 2016 г. данный показатель равен 56,8%, что на 27,7% больше, чем в 2014 г.. Это означает, что на 1 руб. заемного капитала приходится 56,8 коп. прибыли.
Рентабельность активов также возросла на 6,6% по сравнению с 2014 г. и равна 23,4%, это означает, что на каждый рубль вложенных активов приходится 23,4 коп. прибыли.
Положительные изменения большинства показателей рентабельности свидетельствуют о том, что предприятие стало в последние годы более эффективно использовать свои собственные и заемные средства, деятельность стала больше приносить прибыли, повысился уровень деловой активности предприятия.
2.5 Пути совершенствования системы финансового контроля в организации (на примере ГК ЦИВССМ)
В 2016 г. финансово-экономическое состояния ГК ЦИВССМ значительно улучшилось по сравнению с предыдущими годами: повысилась финансовая устойчивость, деловая активность. Можно сделать предположение о том, что этому в какой то мере поспособствовало совершенствование системы контроля на предприятии.
Одним из наиболее важных элементов управления предприятием (организацией) является внутренний контроль со стороны менеджмента или совета директоров.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия за год имеет основной целью подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общему собранию участников, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках либо выявление нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также нарушений правовых актов. Цель же внутреннего контроля – помочь исполнительному органу управления или совету директоров в осуществлении контроля эффективности деятельности различных звеньев управления коммерческой организацией.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью ОАО «Вологдамашцентр» осуществляется ревизором. Ревизор избирается общим собранием акционером на срок до следующего годового собрания акционеров. Полномочия ревизора могут быть прекращены досрочно решением общего собрания акционеров. Ревизором может быть как акционер общества, так и любое другое лицо, предложенное акционером. Ревизор не может одновременно являться членом совета директоров общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.
В компетенцию ревизора входит:
- проверка финансовой документации, бухгалтерской отчетности, заключений комиссии по инвентаризации имущества, сравнение указанных документов с данными первичного бухгалтерского учета;
- анализ правильности и полноты ведения бухгалтерского, налогового, управленческого и статистического учета;
- анализ финансового положения предприятия, его платежеспособности, ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств, чистых активов и уставного капитала, выявление резервов улучшения экономического состояния общества, выработка рекомендаций для органов управления обществом;
- проверка своевременности платежей поставщикам продукции и услуг, платежей в бюджет и внебюджетные фонды, начислений и выплат дивидендов, процентов по облигациям, погашения прочих обязательств;
- подтверждение достоверности данных, включаемых в годовые отчеты предприятия, годовую бухгалтерскую отчетность, отчеты о прибылях и убытках (счета прибылей и убытков), распределения прибыли, отчетной документации для налоговых и статистических органов, органов государственного управления
Ревизор имеет право ставить перед органами управления вопрос об ответственности работников предприятия в случае нарушения ими Устава, положений, правил и инструкций, принимаемых обществом.
Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а так же и в другое время по инициативе ревизионной комиссии общества, по решению всего собрания акционеров, совета директоров общества ил по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества.
По требованию ревизора общества лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества. Указанные документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней с момента предъявления письменного запроса.
Аудитор общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора. Аудитора общества утверждает общее собрание акционеров. Размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров общества.
В каждой организации можно по-своему рационализировать систему внутреннего контроля (СВК), исходя из внутренних и внешних условий, а также степени развития компании. Но существует ряд общих методов повышения эффективности функционирования СВК [16].
Метод 1. Периодические распределения обязанностей между работниками.
Во избежание злоупотреблений, а также для повышения эффективности внутреннего контроля целесообразно периодически проводить перераспределение обязанностей финансовых специалистов, имеющих квалификацию и допуск к соответствующим видам работ.
Например, целесообразно ежегодно перераспределять сотрудников бухгалтерии по эквивалентным, с точки зрения оплаты труда, участкам учета. Стоит отметить, что недостаточная квалификация не должна рассматриваться как основание не применять данную рекомендацию, если принять во внимание современные требования к бухгалтеру при приеме на работу, а также помощь перераспределяемым работникам со стороны внутренних аудиторов.
В российской практике распространение получила предметная структура организации работы бухгалтерского аппарата: отдельные группы бухгалтеров выполняют комплекс работ по определенным участкам учета (материальная группа, группа учета оплаты труда, группа учета готовой продукции и ее реализации и другие). Здесь возможны как злоупотребления в результате сосредоточения бухгалтерского контроля над определенным типом хозяйственных операций в функциях одного лица, так и ошибки в результате повышенной утомляемости по определенной монотонности работы.
Кроме того, если в организации отсутствует возможность проводить регулярные проверки работы бухгалтеров, такие ошибки могут обнаружиться несвоевременно либо вообще не обнаружиться, что может привести к искажению всей отчетности. В результате такого периодического перераспределения обязанностей бухгалтеров будут достигнуты следующие результаты:
1. снизится возможность длительность злоупотреблений;
2. снизится вероятность необнаружения ошибок – в результате взаимного контроля бухгалтерами фактического состояния учета на принимаемом (передаваемом) участке;
3. снизится вероятность ошибок и повысится производительность бухгалтерского труда в результате снижения утомляемости от монотонности работ на одном и том же участке учета;
4. появится возможность более гибко использовать бухгалтерский учет.
Последний пункт необходимо пояснить подробнее. Дело в том, что при работе на различных участках учета у бухгалтеров будет возможность сохранить на должном уровне квалификацию, полученную ими до прихода в данную организацию. Если же бухгалтеров придется доподготавливать для работы на новом участке, то при незначительных затратах на доподготовку эти работники станут взаимозаменяемыми, что позволит в дальнейшем более гибко их использовать.
Метод 2. Совершенствование контроля при планировании продаж.
При нынешней динамике экономической ситуации необходимым условием выживания коммерческой организации является завоевание и сохранение предпочтительной доли рынка. На это и направлена оптимизация планирования продаж.
Существуют три предпосылки эффективности контроля при планировании продаж. Во-первых, планированием продаж в организации должен заниматься не планово-экономический отдел - ПЭО, как это было в условиях административно-командной экономики и до сих пор продолжает оставаться на некоторых предприятиях, а специализированное подразделение отдела сбыта или отдела маркетинга (например, экономическое бюро отдела сбыта). Планово-экономический или экономический отдел не располагает достаточной для планирования продаж информацией – ПЭО должен играть координирующую роль в планировании деятельности организации в целом.
В функции экономического отдела необходимо включить обеспечение согласованности и взаимной увязки планов функциональных и производственных служб компании, разработку планов производства по номенклатуре в масштабах фирмы в целом. Разработкой же проектов планов продаж (отгрузок) по видам продукции (ассортиментным группам) с учетом программ реализации принципиально новых и модифицированных изделий (конструкций), их согласованием со службами организации (перед подачей на согласование и утверждение в ПЭО) должно заниматься экономическое бюро отдела сбыта (или отдела маркетинга) под контролем руководителей этих отделов.
Во-вторых, основным критерием оптимальности планирования продаж в рыночных условиях является учет и соотнесение (совмещение) следующих параметров контроля:
- избранная модель развития организации (в том числе стратегия рыночной конкуренции);
- максимальный возможный объем продаж, определенный на основе рыночной конъюнктуры;
- оптимальный с точки зрения максимизации прибыли в соответствии с возможностями организации объем выпуска продукции (при котором обеспечивается равенство предельного дохода и предельных издержек);
- оптимальные продуктовые программы;
- увязка планов продаж с планами производства, в том числе с оперативно-календарными графиками выпуска готовой продукции для обеспечения выполнения планов продаж и отгрузок в установленные сроки номенклатуре, а также для формирования и увязки показателей финансовых планов организации.
При планировании продаж также следует осуществить контроль на предмет взаимовлияний (взаимодополнений или взаимозамещений) видов продукции на объемы их сбыта. Необходимо отметить и целесообразность сочетания жесткости и гибкости систем планирования: базовых ориентиров в долгосрочном планировании, с одной стороны, и корректировки краткосрочных и среднесрочных планов сбыта по мере изменения целей и условий функционирования организации - с другой. А также важность сочетания общих и вспомогательных (в разрезе рыночных сегментов и географии продаж) планов сбыта. Кроме того, должна быть разработана система оперативного контроля исполнения планов сбыта (процедуры подготовки, анализа и контроля ежедневных отчетов об исполнении планов сбыта).
В-третьих, существенным моментом является сам порядок разработки и контроля планов продаж. Отправной точкой для разработки планов сбыта в современных условиях хозяйствования должно служить комплексное исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка, проводимое отделом (бюро, сектором) маркетинга.
Метод 3. Присвоение группы риска заказчику и определение параметров коммерческого кредита.
В целях контроля различных аспектов взаимоотношений с контрагентами по коммерческим договорам (в частности по договорам поставки продукции на условиях коммерческого кредитования заказчиков) и недопущения ухудшения результатов деятельности организации из-за неверного их выбора каждому покупателю (заказчику) целесообразно присваивать категорию риска. Ранжирование покупателей по категориям риска (классы риска: высокий, средний, низкий) должно производиться начальником договорно-правового бюро отдела сбыта по разработанному алгоритму и на основе следующих условий:
а) степень выполнения обязательств по расчетам за продукцию. На основе статистического учета рассчитывается степень выполнения договорных обязательств отдельными покупателями, а также группами покупателей, сформированными по различным признакам – критерии рыночного сегментирования. При этом, если ранее заказчик не имел хозяйственных связей с организацией, то есть является совершенно новым контрагентом, то категория риска его заказа определяется на основе степени выполнения обязательств той характерной группой заказчиков (покупателей), к которой он отнесен в соответствии с определенными критериями рыночной сегментации.
б) наличие и содержание первичной информации (материалов) о заказчике (банковские и аудиторские справки, отзывы других организаций и другое).
Ранжирование по категориям риска необходимо как для оценки необходимости проведения анализа надежности (деловой порядочности) и финансового состояния, так и для принятия решений по предоставлению коммерческого кредита конкретным покупателям (параметры кредитования определяются категорией риска). Соответственно, после проведения анализа надежности и финансовой устойчивости заказчика (покупателя) ему может быть присвоена другая категория риска.
В целях предотвращения ухудшения финансового состояния организации вследствие роста просроченной дебиторской задолженности каждому заказчику (покупателю) в соответствии с категорией риска его заказа целесообразно устанавливать параметры коммерческого кредита (то есть определенный лимит суммы дебиторской задолженности и предельный срок коммерческого кредитования.
Установление параметров кредитования целесообразно возложить на руководителей сбытовой и финансовой служб. Параметры кредитования по каждому классу риска должны быть зафиксированы в соответствующем разделе "Положения о сбытовой политике". Принятие решения по превышению параметров кредитования по конкретным заказам должно входить в компетенцию заместителя директора по экономическим вопросам.
Метод 4. Внедрение системы бюджетирования.
Сутью системы бюджетирования являются планирование и учет денежных средств и финансовых результатов деятельности организации (по различным направлениям и сферам деятельности и в целом), оперативный контроль за соблюдением этих планов (то есть сравнение проектных (плановых) и отчетных (фактических) данных), а также оперативная корректировка планов по результатам анализа выявленных отклонений.
Как правило, вначале на основе анализа рыночной конъюнктуры, возможностей и целей организации составляется бюджет продаж. Далее на основе этого бюджета различными функциональными отделами составляются другие бюджеты по каждой сфере деятельности. Например, отделу сбыта при согласовании с ПЭО целесообразно составлять следующие подбюджеты (сметы): бюджет рекламы, смету расходов на маркетинговые исследования, смету коммерческих расходов (смету расходов на деятельность отдела сбыта).
Ответственность за организацию и контроль бюджетного управления (определение состава бюджетов и последовательность их постановки в соответствии с бизнес-процессами организации; контроль за правильностью заполнения бюджетных форм, соответствием расходов утвержденным плановым лимитам, выполнением бюджетного регламента), а также за сведение всех подбюджетов в основной бюджет (бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, бюджет по балансовому листу) целесообразно возложить на специально созданное бюро организации бюджетного управления, скомплектованное из наиболее квалифицированных работников финансового и экономического отделов.
При этом на начальных этапах внедрения бюджетирования оргструктура данного бюро может напоминать матричную, при которой его работники подчиняются как руководителям тех функциональных отделов, из которых они набраны (в которых они работают постоянно), так и руководителю проекта организации бюджетного управления, который обладает так называемыми "проектными полномочиями". По мере завершения поэтапной постановки бюджетного управления данное бюро выделяется в независимое подразделение.
Использование приведенных методов позволит существенно улучшить финансовый контроль на предприятии, и тем самым улучшить финансовое состояние самого предприятия.
Заключение
Финансовый контроль представляет собой способ регулирования отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, реализуемый законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями при помощи специальных методов, позволяющих им осуществить контроль за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.
Финансовый контроль – это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия, который не исключает, а предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью.
Объектом финансового контроля являются финансовые показатели деятельности предприятия, но фактически - процесс производственно-хозяйственной деятельности.
Функционирование системы внутреннего контроля призвано сводить к минимуму различного рода риски в деятельности организации. Таким образом, основные цели функционирования системы внутреннего контроля:
1. сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации;
2. своевременная адаптация организации к изменениям во внешней и внутренней среде;
3. обеспечение эффективного функционирования организации и ее устойчивости, а также максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.
Выделяют несколько классификаций финансового контроля, исходя из которых финансовый контроль бывает: государственный, негосударственный; предварительный, текущий, последующий; сплошной, выборочный; документальный, фактический.
Существует несколько методов, с помощью которых проводится финансовый контроль на предприятии (проверки, обследования, аудит, ревизии, анализ финансовой отчетности, надзор), среди которых наиболее распространены ревизия и аудит в силу свое эффективности и оперативности.
В аналитической части данной работы был проведен полный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2014-2016 гг. на примере ГК ЦИВССМ. На основании анализа можно сделать следующий вывод: ликвидность предприятия достаточно низкая, но в перспективе ожидается улучшение платежеспособности. Финансовую устойчивость предприятие приобрело только к 2016 г. положительные изменения большинства показателей рентабельности свидетельствуют о том, что предприятие стало в последние годы более эффективно использовать сои средства, как собственные, так и заемные, деятельность стала приносить больше прибыли, а также повысился уровень деловой активности.
Далее мною были рассмотрены пути совершенствования системы финансового контроля на предприятии. Подробно рассмотрены несколько методов оптимизации системы контроля, такие как: периодическое перераспределение обязанностей между работниками; совершенствование контроля планировании продаж; присвоение группы риска заказчику и определение параметров коммерческого кредита; внедрение системы бюджетирования. Данные методы являются наиболее эффективными, позволяют улучшить систему контроля на предприятии.
Также можно отметить, что дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективности во многом зависит от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественном уровне, присущем демократическому государству.
Список литературы
1. Федеральный закон от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
2. Федеральный закон №145-ФЗ от 31.07.1998 г. «Бюджетный кодекс Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О Счетной палате Российской Федерации»
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 "Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ", "Российская газета", N 287, 13.12.2012
5. Постановление Правительства Российской Федерации № 107 от 25 февраля 2011 г. «Об утверждении положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации»
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 г. № 588 «О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» .
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2007 № 779 «Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период».
9. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. № 670 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации»
10. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
11. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».
12. Стандарт финансового контроля СФК 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденный Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 02.04.2010 г. № 15К (717)).
13. Анализ международного опыта и перспективы использования ключевых национальных показателей в практике высших органов финансового контроля государств-участников содружества независимых государств. / Под ред. А.А. Пискунова, М., 2009
14. Ансофф И. «Стратегическое управление». Сокращенный пер. с англ. М. 1989.
15. Аудит эффективности использования государственных средств: стандарты, методики, практика проведения. Сборник докладов по материалам научно-практической конференции 17 июня 2005 года, г. Ижевск.
16. Бондаренко Е. И., К вопросу о соотношении понятий «внутренний финансовый контроль», «внешний финансовый контроль», «аудит» [Текст] / Е. И. Бондаренко // Государство и право: теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 106-109.
17. Боровков С.Г.. Сергей Степашин: аудит эффективности - основной инструмент госконтроля / С. Боровков ; фот. И. Флис // Финансовый контроль. - 2010. - N 7 (104). - С. 66-68.
18. Владимиров В.В. Об особенностях деятельности органов государственного финансового контроля в Российской Федерации // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2009. N 14 // СПС "КонсультантПлюс".
19. Воронин Ю.М., Мешалки на Р.Е. Стандартизация финансового контроля: Россия и мировой опыт. М.: Финансовый контроль, 2003. 204 с.
20. Двуреченских В.А., Чегринец Е.А., Чернавин Ю.А. Основы государственного аудита // Методология контроля общественных финансовых средств. Материалы Межвузовской научно-практической конференции / Под общ. ред. В.А. Двуренческих. – М.: Финансовый контроль, 2004. с. 218
21. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2011 год (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 августа 2012 г. № 34К (867)
22. Зарубежная практика БОР // Бюджет, № 10, 2008.
23. Зур А.О. Роль научно-исследовательских центров в сша и тенденции их развития // Россия и Америка в XXI веке. 2011. № 2. С. 17.
24. Индутенко А.Н., Модернизация системы государственного финансового контроля на региональном уровне и возможности применения аудита эффективности [Текст] / А.Н. Индутенко // Финансы и кредит. — 2008. — № 2 (290). — С. 53–60.
25. Кочаненко Е.П., Некоторые аспекты оптимизации структуры и полномочий органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации // Законодательство и экономика", 2011, N 12
26. Мельник М.В. Эволюция государственного финансового контроля и аудита // Сибирская финансовая школа. 2011. № 6. С. 178–183.
27. Мозер Й. «Experienta mutua omnibus prodest»: Лозунг и руководство к действию // EUROSAI. 2010. № 16. С. 64–67.
28. Нехорошкин Н.И., Информационно-аналитические технологии стратегического аудита, Счётная Палата РФ, М., 2007 (доклад).
29. Николашен Д.В. Формирование стратегического аудита в системе государственного финансового контроля на уровне субъекта РФ: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2011.
30. Пискунов А.А. и др., Основные методические рекомендации по планированию и проведению стратегического аудита на федеральном и региональном уровнях, Счетная Палата Российской Федерации, М., 2007 (доклад).
31. Симачев Ю.В. ФЦП-один из самых сильных, но одновременно самый сложный инструмент промышленной политики/Ю.В. Симачев // Федеральные и региональные программы России, 2002,N Вып. 3 (29) (июль-сент.).-С.53-59
32. Степашин С. Счетной палате несколько тысяч верст не крюк — приедет и проверит / Павел Чувиляев // Коммерсантъ Деньги. – М., 2010. - №50 (807), 20 декабря
33. Степашин С.В. Государственный финансовый контроль в России: прошлое, настоящее и будущее. (Текст выступления на совместном заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и Президиума Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации — Москва, 24 марта 2006 г.).
34. Степашин С.В. О роли высших органов финансового контроля в разработке и использовании ключевых национальных показателей и в развитии аудита эффективности в государствах - участниках СНГ (Тезисы выступления Председателя Счетной палаты Российской Федерации на VIII сессии Совета руководителей высших органов финансового контроля государств - участников СНГ, г. Москва, 4 сентября 2008 года).
35. Степашин С.В., Пискунов А. А. Роль и перспективы информационных технологий в развитии нефинансового аудита, проводимого внешними контрольными органами Российской Федерации //Бюллетень Счетной палаты РФ. - 2009. - №1. - С. 3
36. Степашин С.В.: Счетной палате несколько тысяч верст не крюк — приедет и проверит. (www.bankir.ru – 17.02.2011).
37. Столяров Н.С. Проблемы