Пути совершенствования и методы оптимизации
В нынешних условиях при формировании логистических хозяйственных связей применяются современные методы программирования и информационно – телекоммуникационные системы, способствующие их рационализации и оптимизации.
Например, RP – Requirements / resource planning – планирование потребностей (ресурсов) используется при проектировании хозяйственных связей в системах «толкающего» типа. Эти системы позволяют оптимизировать параметры материального потока за счет контроля запасов материальных ресурсов, путем оперативной коррекции производственных планов и взаимодействия участников хозяйственных связей в режиме текущего времени [14, с.10].
Существенно снизить запасы через учет потребностей в ресурсах позволяет использование информационно-компьютерной поддержки «тянущего» типа «JIT» – Just-in-time – (точно-во-время). Она послужила основой для внедрения технологии «LP» – «Lean Production» (Lean Manufacturing). Буквальный перевод с английского названия этой технологии – «экономное производство». Экономия достигается за счет работы производства на минимальном запасе и сокращения промежуточных операций. Эта технология, так же, как и ее производные, не реализуется без постановки на предприятии системы управления качеством (TQM – Total Quality Management – комплексное управление качеством). Тактика этой технологии в том, чтобы планомерно избавляться от потерь в звеньях, выясняя, оптимальны ли движение материалов, действия рабочих, можно ли уменьшить время обработки деталей, оптимален ли технологический процесс и т. д. Технология «Value added logistics», в русской интерпретации – «логистика добавленной стоимости», определяет целесообразность операций со стороны потребителя и позволяет контролировать экономическую целесообразность затрат в логистической цепи. Эта технология позволяет учитывать при формировании хозяйственных связей показатели необходимого и достаточного уровня логистического сервиса.
Информационные технологии типа «Time-based logistics» или «Логистика в реальном масштабе времени» базируются на идее сокращения продолжительности логистического цикла заказа. В данном случае наибольшей ценностью выступает время, которое тратится на исполнение полного цикла оборота. Оптимизация достигается за счет сокращения потери времени на всех этапах жизненного цикла продукта. Формирование хозяйственных связей происходит и с помощью технологий «E-logistics» (электронная логистика) и «Virtual logistics» (виртуальная логистика), которые позволяют обеспечить выполнение особых требований к объемам, качеству и скорости передачи данных и обработки информации. Информационная технология «ECR – Efficient Customer Response» (Эффективная реакция на запросы потребителей) фокусируется на распределении, продвижении, продаже товаров. Применение компьютерных технологий интеграции систем поставщика / продавца и оптового покупателя позволяет продавцу более эффективно использовать торговую площадь магазинов, а производителю – быстрее реагировать на изменения спроса, снижать запасы в цепи поставок и увеличивать объемы продаж.
В процессе эволюции компьютерных технологий функционал информационных систем значительно расширился, да и сами технологии претерпели изменения. Эти изменения позволили обеспечить условия взаимодействия различных информационных технологий в рамках технологии « SCM – Supply chain management» (Управление цепями поставок). В информационно-технологическом плане такая технология поддерживает корпоративную стратегию компании, она составляет часть информационной системы «ERP – Enterprise Resource Planning» (Интегрированное планирование ресурсов). В отличие от предшествующих технологий при ее использовании под управление и оптимизацию попадают не локальные блоки, а вся цепь поставок .
Алгоритм применения методов оптимизации закупок при многих критериях в условиях риска в службе логистики предприятия представлен на рис1.2.
Рис. 1.2 Алгоритм применения методов многокритериальной оптимизации
Для внедрения методов многокритериальной оптимизации логистики снабжения предполагается межфункциональное взаимодействие между службами предприятия, в том числе в части обмена информацией для расчета показателей частных критериев и определения оптимальных вариантов закупок товаров, работ и услуг.
Необходимо также упомянуть в данном параграфе об инновациях в логистике.
В общем виде под инновационной логистикой понимается такая качественная структурная характеристика и организационные приемы логистики, где преобладают инновационные формы организации управления и технологий, обеспечивающие устойчивое генерирование и внедрение нововведений во всех ее функциональных областях.
Предметом инноваций в логистике является оптимизация траектории экономических потоков, циркулирующих в цепи (сети), с целью сокращения времени логистического цикла, рационализации общих издержек товародвижения, повышения эффективности развития логистической цепи.
К основным направлениям инновационного развития логистики относятся: инновации, касающиеся продуктовых характеристик материальных потоков, и инновации, нацеленные на совершенствование формы потоков. В первом случае инновации связаны с генерированием идей создания инновационных продуктов (услуг), внедрением «ноу-хау», научно-исследовательскими разработками. Во втором случае инновации решают сложнейшие проблемы постоянного обновления информационных технологий, организационных структур, форм материальных потоков, логистических систем.
Инновациям отводится главная роль в развитии научно-технического прогресса.
Внедрение новшеств включает, как правило, три основные стадии: первая – от исследований до первого производственного освоения; вторая – от первого освоения до развертывания выпуска в масштабах, достаточных для удовлетворения потребности всего народного хозяйства; третья – от производства новшества до его использования конечным потребителем, включая техническое обслуживание и утилизацию отработанного изделия. Прохождение нововведений через эти стадии называют инновационным процессом.
Поскольку инновации должны осуществляться не как разовые акции, а как непрерывное развитие, качественное совершенствование, то осуществление инновационного процесса предполагает активную логистическую поддержку, которая должна соответствовать сути нововведений.
При этом сама логистическая деятельность претерпевает качественные изменения. Успешность выполнения инновационной функции логистики в значительной степени зависит от согласованной работы всех ее функциональных областей. Способность логистики к инновациям составляет инновационный потенциал логистики.
Под инновационным потенциалом логистики понимается способность логистической цепи (сети) или какой-либо функциональной области логистики осуществить впервые или воспроизвести (воспринять) ту или иную инновацию .
Инновационный потенциал логистики не стоит смешивать с «потенциалом инновации». Под ним подразумеваются возможности дальнейшего совершенствования самой инновации, появление на ее основе других новшеств, а также распространение ее на новые области и получение дополнительного эффекта.
Инновации протекают во времени и различаются по содержанию. Можно выделить инновации как явление, инновации как процесс, инновации как деятельность.
Инновации как явление представляют собой результат внедрения новшеств (осуществление процесса инноваций), материализованный в продуктовых характеристиках товара, услугах, технологиях, организационной структуре, производственном оборудовании.
Инновации как процесс – это совокупность действий, осуществляемых для последовательного изменения инноваций как явления.
Инновации как деятельность характеризуются новыми формами объединения науки, техники, производства. Они включают постановку цели, выбор средств и достижение результата.
Распространение получают так называемые диверсифицированные научные центры – мощные научно-технические комплексы по разработке и ускорению внедрения инноваций. Такие центры способны проводить исследования в широком диапазоне научных направлений, концентрируя творческий потенциал и финансовые ресурсы на приоритетных направлений и ориентируясь на междисциплинарные, межфункциональных исследования. Такого рода разработки выполняются силами программно-целевых групп.
При этом не только обеспечивается перелив знаний из одной научной сферы в другую, но и преодолеваются негативные тенденции чрезмерной дифференциации научно-технических знаний, что способствует созданию новых видов техники, технологий, материалов, решаются проблемы ускоренного внедрения нововведений.
Инновации в логистике снабжения можно классифицировать по следующим признакам: по содержанию – технические, организационные, экономические; по степени новизны и глубины вносимых изменений – абсолютно новые (радикальные), относительно новые (базовые), частично новые (улучшающие и модификационные); по инновационному потенциалу – радикальные, комбинированные, модифицированные; по особенностям инновационного процесса – внутриорганизационные, межорганизационные; по этапам жизненного цикла инновации – от идеи до осуществления, по технологии осуществления; по организации управления; по длительности этапов инновационного процесса – в процессе осуществления проекта, периодически, постоянно; в зависимости от степени использования научных знаний – НИР с ограниченной областью применения, в рамках существующих технических знаний, путем комбинирования различных областей и типов знаний, использование одной инновации в различных функциональных областях, применение уже известных технологий в новой сфере; по способу разработки – экспериментальные, прямые; по уровню управления – макроуровень, мезоуровень, микроуровень; по отношению к логистической системе – инновации на входе, инновации на выходе, инновации системной структуры; по сферам разработки – отдельная функциональная область, частный заказ, промышленная, торговая, финансовая и др.; по типу новизны – новые для отрасли в стране, новые для данного предприятия (группы предприятий).
Такая дифференциация инноваций предоставляет возможность выработать подходы к их оценке и определения целесообразности использования в тот или иной момент времени.
Инновационная логистика снабжения создает предпосылки для обновления всего логистического потенциала предприятия и повышения конкурентных преимуществ проектируемых сетей поставок. На практике логистика снабжения может осуществлять одновременно несколько инновационных процессов. Совокупность инновационных процессов характеризует инновационную политику снабжения.
Разработка инновационной политики является составной частью стратегии инновационного развития логистики и предприятия в целом.
Применительно к логистике снабжения стратегии инновационного развития подразумевают нацеленность на внедрение оригинальных технологий, освоение новых моделей взаимодействия с поставщиками материальных ресурсов, использование новых информационных технологий и программных продуктов.
Выводы по параграфу:
Рассмотрены следующие современные методы программирования и информационно – телекоммуникационные системы: RP – Requirements / resource planning, Just-in-time, Total Quality Management, Efficient Customer Response и мн.др. При этом выявлено и показано, что применение компьютерных технологий интеграции систем поставщика / продавца и оптового покупателя позволяет продавцу более эффективно использовать торговую площадь магазинов, а производителю – быстрее реагировать на изменения спроса, снижать запасы в цепи поставок и увеличивать объемы продаж. Также изучена современная модель алгоритма применения методов многокритериальной оптимизации. Раскрыты основные направления инновационного развития логистики: инновации, касающиеся продуктовых характеристик материальных потоков, и инновации, нацеленные на совершенствование формы потоков. Подчёркивается, что логистическим инновациям отводится важнейшая роль в развитии научно-технического прогресса.