Изучение маркетинговой и логистической деятельности организации.

1. Студент должен провести следующие виды исследования и представить их в отчете:

1. Исследование рынка (Market Research):

- определение размера и характера рынка (характеристика потребителей по возрасту, полу, доходу, профессии и социальному положению);

- определение географического размещения потенциальных потребителей;

- определение удельного веса товаров основных конкурентов в общем объеме сбыта на данном рынке. Исследование структуры, состава и организации работы сбытовой сети, обслуживающей данный рынок;

- анализ общеэкономических и других внешних тенденций, влияющих на структуру рынка.

2. Исследование сбыта (Sales Research):

- определение различий в объеме сбыта по отдельным районам;

- установление и пересмотр границ сбытовых районов. Изменение эффективности работы сбытовиков;

- оценка методов торговли и стимулирования сбыта: реклама, сервис, послепродажное гарантийное обслуживание, дополнительные услуги, лотереи, скидки при повторной покупке и т.д.;

- анализ эффективности распределительной сети в размере "расходы — прибыль". Инвентаризация товарных запасов розничной сети.

3. Исследование потребительских свойств товаров (Product Research):

- анализ сильных и слабых сторон конкурирующих товаров
(т. е. товаров не только своей фирмы, но и ее конкурентов);

- поиски новых способов применения выпускаемых изделий. Анализ замыслов новых изделий. Испытание новых изделий с привлечением потребителей. Исследование в области упаковки. Изучение возможностей упрощения ассортимента.

4. Исследование рекламы (Advertising Research):

- анализ эффективности рекламных объявлений;

- анализ эффективности средств распространения рекламы;

- анализ эффективности рекламной работы.

5. Экономический анализ (Business Economics):

- анализ «затраты — выпуск»;

- краткосрочное и долгосрочное прогнозирование, основанное на анализе тенденций;

- анализ «цена — прибыль». Методы формирования цены на основные виды продукции, производимые или реализуемые организацией; изучить в динамике изменения цены на основные виды продукции (услуги);

6. Мотивационный анализ (Motivation Research).

2. Провести анализ внешней и внутренней среды организации, используя следующие методы:

- SWOT-анализ,

- PEST-анализ,

- SNW-анализ,

- Методы анализа конкурентных преимуществ (Портер, МакКинси, Омаэ, Матрица БКГ и др.),

- Метод «5х5», «Перечень 4 вопросов» + Матрица «вероятность-воздействие».

На основании проведенных видов анализа сделать выводы о конкурентоспособности организации-объекта практики, о конкурентоспособности товаров/услуг, о конкурентных преимуществах организации-объекта практики, о конкурентной позиции организации-объекта практики.

3. Провести анализ и оценку логистической деятельности предприятия (сбытовой/ распределительной, складской, закупочной, транспортной).

Критерии оценки эффективности логистической деятельности организации:

1. Общие логистические издержки. К ним можно отнести затраты на транспортировку, складирование, погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, управление заказами и пр.

2. Качество логистического сервиса: качество продукции, совершенный заказ, удовлетворение потребителя.

3. Продолжительность логистического цикла (продолжительность времени на закупку товаров, доставку на склад поставщика, продажу и доставку товаров потребителю).

4. Производительность. Производительность можно оценить при помощи ряда показателей:

- количество удовлетворенных заказов потребителей на единицу времени;

- средний уровень загрузки транспортных средств, которые осуществляют доставку товара потребителям;

- соотношение затрат на логистику к общему объему реализованной продукции;

- отношение затрат на логистику и общих инвестиций в логистические средства (транспорт, оборудование, технические средства и пр.).

- возврат вложенных средств в логистику. К основным направлениям инвестирования в логистику предприятий относят:

- складское хозяйство (сюда входят все имеющиеся склады длительного и временного хранения товаров);

- транспорт;

- транспортную инфраструктуру (включает железнодорожные и автомобильные подъездные пути, подразделения по ремонту и сервису транспорта);

- телекоммуникационные средства (к ним относят системы GPS, операторов и транспортных аналитиков).

Общий вид формул для оценки эффективности:

Изучение маркетинговой и логистической деятельности организации. - student2.ru

Таблица 1 – Параметры оценки эффективности логистической деятельности

Параметр Формула
Коэффициент выполнения плана поставок. Изучение маркетинговой и логистической деятельности организации. - student2.ru или Изучение маркетинговой и логистической деятельности организации. - student2.ru (1)
Доля оперативных закупок в общих закупках предприятия. Изучение маркетинговой и логистической деятельности организации. - student2.ru (2)
Индекс цен Изучение маркетинговой и логистической деятельности организации. - student2.ru (3)
Удельный вес расходов на закупку материальных ресурсов в общей стоимости материальных ресурсов Изучение маркетинговой и логистической деятельности организации. - student2.ru (4)
Удельный вес транспортных затрат в структуре общих затрат на закупку материальных ресурсов Изучение маркетинговой и логистической деятельности организации. - student2.ru (5)
Доля затрат на приобретение материальных ресурсов в структуре затрат на снабжение или в структуре общих логистических издержек Изучение маркетинговой и логистической деятельности организации. - student2.ru или Изучение маркетинговой и логистической деятельности организации. - student2.ru (6)
Коэффициент соотношения темпов роста затрат на приобретение материальных ресурсов Изучение маркетинговой и логистической деятельности организации. - student2.ru (7)

По данным формулам можно наиболее точно оценить эффективность логистической деятельности.

Часть

Наши рекомендации