Изучение маркетинговой и логистической деятельности организации.
1. Студент должен провести следующие виды исследования и представить их в отчете:
1. Исследование рынка (Market Research):
- определение размера и характера рынка (характеристика потребителей по возрасту, полу, доходу, профессии и социальному положению);
- определение географического размещения потенциальных потребителей;
- определение удельного веса товаров основных конкурентов в общем объеме сбыта на данном рынке. Исследование структуры, состава и организации работы сбытовой сети, обслуживающей данный рынок;
- анализ общеэкономических и других внешних тенденций, влияющих на структуру рынка.
2. Исследование сбыта (Sales Research):
- определение различий в объеме сбыта по отдельным районам;
- установление и пересмотр границ сбытовых районов. Изменение эффективности работы сбытовиков;
- оценка методов торговли и стимулирования сбыта: реклама, сервис, послепродажное гарантийное обслуживание, дополнительные услуги, лотереи, скидки при повторной покупке и т.д.;
- анализ эффективности распределительной сети в размере "расходы — прибыль". Инвентаризация товарных запасов розничной сети.
3. Исследование потребительских свойств товаров (Product Research):
- анализ сильных и слабых сторон конкурирующих товаров
(т. е. товаров не только своей фирмы, но и ее конкурентов);
- поиски новых способов применения выпускаемых изделий. Анализ замыслов новых изделий. Испытание новых изделий с привлечением потребителей. Исследование в области упаковки. Изучение возможностей упрощения ассортимента.
4. Исследование рекламы (Advertising Research):
- анализ эффективности рекламных объявлений;
- анализ эффективности средств распространения рекламы;
- анализ эффективности рекламной работы.
5. Экономический анализ (Business Economics):
- анализ «затраты — выпуск»;
- краткосрочное и долгосрочное прогнозирование, основанное на анализе тенденций;
- анализ «цена — прибыль». Методы формирования цены на основные виды продукции, производимые или реализуемые организацией; изучить в динамике изменения цены на основные виды продукции (услуги);
6. Мотивационный анализ (Motivation Research).
2. Провести анализ внешней и внутренней среды организации, используя следующие методы:
- SWOT-анализ,
- PEST-анализ,
- SNW-анализ,
- Методы анализа конкурентных преимуществ (Портер, МакКинси, Омаэ, Матрица БКГ и др.),
- Метод «5х5», «Перечень 4 вопросов» + Матрица «вероятность-воздействие».
На основании проведенных видов анализа сделать выводы о конкурентоспособности организации-объекта практики, о конкурентоспособности товаров/услуг, о конкурентных преимуществах организации-объекта практики, о конкурентной позиции организации-объекта практики.
3. Провести анализ и оценку логистической деятельности предприятия (сбытовой/ распределительной, складской, закупочной, транспортной).
Критерии оценки эффективности логистической деятельности организации:
1. Общие логистические издержки. К ним можно отнести затраты на транспортировку, складирование, погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, управление заказами и пр.
2. Качество логистического сервиса: качество продукции, совершенный заказ, удовлетворение потребителя.
3. Продолжительность логистического цикла (продолжительность времени на закупку товаров, доставку на склад поставщика, продажу и доставку товаров потребителю).
4. Производительность. Производительность можно оценить при помощи ряда показателей:
- количество удовлетворенных заказов потребителей на единицу времени;
- средний уровень загрузки транспортных средств, которые осуществляют доставку товара потребителям;
- соотношение затрат на логистику к общему объему реализованной продукции;
- отношение затрат на логистику и общих инвестиций в логистические средства (транспорт, оборудование, технические средства и пр.).
- возврат вложенных средств в логистику. К основным направлениям инвестирования в логистику предприятий относят:
- складское хозяйство (сюда входят все имеющиеся склады длительного и временного хранения товаров);
- транспорт;
- транспортную инфраструктуру (включает железнодорожные и автомобильные подъездные пути, подразделения по ремонту и сервису транспорта);
- телекоммуникационные средства (к ним относят системы GPS, операторов и транспортных аналитиков).
Общий вид формул для оценки эффективности:
Таблица 1 – Параметры оценки эффективности логистической деятельности
Параметр | Формула |
Коэффициент выполнения плана поставок. | или (1) |
Доля оперативных закупок в общих закупках предприятия. | (2) |
Индекс цен | (3) |
Удельный вес расходов на закупку материальных ресурсов в общей стоимости материальных ресурсов | (4) |
Удельный вес транспортных затрат в структуре общих затрат на закупку материальных ресурсов | (5) |
Доля затрат на приобретение материальных ресурсов в структуре затрат на снабжение или в структуре общих логистических издержек | или (6) |
Коэффициент соотношения темпов роста затрат на приобретение материальных ресурсов | (7) |
По данным формулам можно наиболее точно оценить эффективность логистической деятельности.
Часть