Тема 1. Финансы организаций в финансовой системе
От состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшение финансового положения страны.
Реализация принципа финансового контроля
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают несколько видов контроля:
Общегосударственный
Ведомственный
Внутрихозяйственный
Независимый (аудиторский)
Общегосударственный (вневедомственный) контроль осуществляется органами государственной власти и управления. В РФ этот вид контроля осуществляют высшие органы государственной власти и управления. При Государственной Думе действует высший орган парламентского контроля Счетная палата (С.Степашин).
Министерство Финансов и его органы на местах. При Минфине действует Федеральное Казначейство (в статусе государственной службы).
Федеральная налоговая служба. Контроль за соблюдением налогового законодательства.
Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств. Они осуществляют проверку подведомственных предприятий.
Внутрихозяйственный финансовый контроль – проводят финансовые службы предпринимательских фирм, в первую очередь финансовые отделы или финансовые департаменты, бухгалтерия, ревизионная комиссия. В их функции входят проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений. Основная задача внутрихозяйственного контроля - внутренний аудит, проверка по поручению руководства фирмы. Внутренний аудит должен проводится непрерывно и должен охватывать все участи хозяйственной деятельности.
Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы. Сосновая цель аудиторской проверки - проверка достоверности бухгалтерской (финансовой ) отчетности.
По срокам проведения финансовый контроль делиться на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов.
Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе реализации самих хозяйственных операций. Контроль за правильностью, законностью и целесообразностью расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Основное назначение – недопущение, профилактика нарушений.
Последующий финансовый контроль – проверки и ревизии правильности и целесообразности произведенных хозяйственных операций. Выявление недостатков и упущений в использовании всех видов ресурсов.
Финансовый механизм предприятия
Управление финансами организации осуществляется с помощью финансового механизма.
Финансовый механизм предприятия – система воздействия на финансовые отношения посредством финансовых рычагов, с помощью финансовых методов в целях организации, планирования и стимулирования деятельности предприятия, эффективного использования финансовых ресурсов, достижения максимальной прибыл.
Финансовые отношения представляют собой объект управления, возникают в процессе производственно-хозяйственной деятельности организации и отражают денежные потоки предприятия, связанные с инвестированием, кредитованием, налогообложением и др.
Финансовые ресурсы коммерческой организации — это совокупность собственных денежных доходов, накоплений и поступлений из вне, находящихся в собственности или распоряжении организации и предназначенных для выполнения финансовых обязательств, обеспечения расширенного воспроизводства, социальных потребностей и материального стимулирования работающих.
Шеремет. Денежные фонды – это лишь часть финансовых ресурсов, наиболее стабильная и формируемая в виде фонда целевого использования.
Формирование и использование финансовых ресурсов может осуществляться в двух формах:
- фондовой;
- нефондовой.
Например, на общегосударственном уровне финансовые ресурсы образуются только в фондовой форме: Пенсионный фонд, внебюджетные фонды, проч.
На уровне предприятия финансовые ресурсы использоваться как в фондовой, так и в нефондовой формах. И здесь проявляется различие между финансовыми ресурсами и денежными средствами.
Часть финансовых ресурсов используется на образование фондов целевого назначения – фонд оплаты труда, фонд развития производства, фонд материальных поощрений и т.п. Использование финансовых ресурсов на выполнение различного рода платежных обязательств осуществляется в нефондовой форме.
Структура финансовых ресурсов предприятия определяется их экономической природой и источниками, из которых данные ресурсы поступают в распоряжение предприятия.
По источникам формирования финансовые ресурсы делим на 3 группы:
внутренние (собственные и приравненные к ним средства);
привлеченные;
заемные (поступления денежных средств от финансово-банковской системы).
К внутренним финансовым ресурсам относятся собственные и приравненные к ним средства:
1) поступления от учредителей при формировании уставного капитала;
2) прибыль;
3) амортизационные отчисления — представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, так как включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства;
4) устойчивые пассивы (устойчивая кредиторская задолженность) — переходящая минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям в бюджет и во внебюджетные фонды.
К привлеченным финансовым ресурсам относятся:
1) дополнительные паевые и иные взносы учредителей в уставный капитал;
2) дополнительная эмиссия и размещение акций (IPO);
3) финансовые ресурсы, поступившие в порядке перераспределения: страховое возмещение; дивиденды и проценты по ценным бумагам сторонних эмитентов; бюджетные ассигнования и т.п.
К заемным финансовым ресурсам относятся:
1) кредиты банков;
2) займы, предоставленные другими организациями;
3) коммерческий кредит;
4) средства от выпуска и размещения облигаций;
5) лизинг;
6) бюджетные ассигнования, предоставляемые на возвратной основе, и др.
Важное значение имеет структура формирования финансовых ресурсов, в первую очередь доля собственных средств в их общем объеме. Преобладание заемных средств (более 50%) повышает угрозу финансовой стабильности предприятия, увеличивает объем дополнительных платежей кредитным организациями, акционерам, пайщикам, кредиторам, владельцам размещенных облигаций и др. Это в свою очередь чревато снижением платежеспособности и ухудшения ликвидности предприятия. Поэтому привлечение заемных средств требует тщательного анализа и расчетов.
На состав источников финансовых ресурсов влияют сфера деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), организационно-правовая форма, отраслевые особенности и т.п.
Направлениями использования финансовых ресурсов коммерческой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды, уплата процентов за пользование кредитом, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов), материальное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.
Вопрос. Влияние отраслевых особенностей предприятия на организацию его финансов
Финансы предприятий сельского хозяйства
Сельскохозяйственное производство по своей природе отличается от других отраслей экономики тем, что производит продукцию животного и растительного происхождения и использует в процессе труда землю в качестве главного, ничем другим не заменимого средства производства. Поэтому воспроизводство в сельском хозяйстве и функционирование финансов сельскохозяйственных предприятий обладает рядом особенностей, которые определяются природно-климатическими и естественно-биологическими условиями, технологическими факторами и социально-экономическими отношениями. Эти особенности можно объединить в группы:
Природно-климатические и естественно-биологические:
1.1. Почвенно-климатические особенности определяют:
зональную специализацию;
длительность рабочих периодов в производстве;
различия в продуктивности и доходности хозяйства;
дифференциацию в себестоимости и рентабельности отдельных видов продукции;
значительно ниже скорость оборачиваемости оборотных средств из-за биологических и природно-климатических факторов.
1.2. Погодные условия влияют на следующие факторы:
время проведения и темпы работ;
объем и качество продукции;
на землю не начисляется амортизация и стоимость земли не участвует в формировании себестоимости готовой продукции в сельском хозяйстве;
земля имеет различную плодородность, в результате на отдельных участках образуется дополнительный доход в виде ренты и он оказывает влияние на окончательный финансовый результат деятельности.
1.3. Естественно-биологический (природный) цикл развития растений и животных:
кругооборот финансовых ресурсов (от урожая к урожаю), сезонность производства оказывает влияние на финансовые результаты, а сами финансовые результаты определяются только в 4 квартале (в конце года), а это ведет к тому, что хозяйства вынуждены создавать страховые и резервные фонды;
сезонность производства приводит к тому, что наибольший удельный вес в источниках финансирования оборотных средств занимают заемные средства.
Технологические и организационные:
сочетание двух взаимодополняющих отраслей — растениеводства и животноводства вызывает необходимость раздельного планирования, учета и финансирования по этим отраслям;
для сельского хозяйства характерен определенный состав основных фондов. Для предприятий животноводства основное место в составе основных фондов занимает рабочий и продуктивный скот;
наличие внутрихозяйственного оборота большей части сельхозпродукции, необходимого для обеспечения непрерывности производственного цикла. Эта часть продукции, хотя и получает стоимостную оценку, но в процесс реализации не вступает (семена, корма, молодняк животных). В результате вся производимая продукция делится на 2 части: товарную продукцию (подлежит реализации) и нетоварную продукцию (остается для потребления внутри хозяйства). В результате деления выручку от реализации получают только за счет реализации товарной продукции, отсюда — затрат больше, а выручка — только от реализации товарной продукции.
Социально-экономические:
3.1. Право собственности:
государственные сельскохозяйственные предприятия;
муниципальные сельскохозяйственные предприятия;
общественные объединения;
частные сельскохозяйственные предприятия (крестьянские, фермерские хозяйства);
сельскохозяйственные предприятия смешанных форм собственности.
3.2. Организационно-правовые формы хозяйствования:
предприятия акционерного типа;
предприятия кооперативного типа (колхозы, сельхозкооперативы, коллективные сельскохозяйственные предприятия).
Финансы строительства
Экономическое содержание финансов в капитальном строительстве, а также функции и основные принципы их организации, подобны тем, что существуют в промышленности. Однако имеется специфика в организации финансов, обусловленная технико-экономическими особенностями данной отрасли.
В строительном производстве участвуют два субъекта — заказчик и подрядчик. В связи с этим в строительстве существуют два вида финансов: финансы подрядчика и финансы заказчика строительства.
Финансы заказчика представляют собой совокупность средств, предназначенных для финансирования затрат во вновь создаваемые, реконструируемые и обновляемые основные фонды. Источниками формирования этих средств у заказчика являются: амортизация; чистая прибыль; прибыль и экономия от снижения себестоимости строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом; мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; долгосрочные кредиты банков; ассигнования из бюджета; прочие источники.
Строительство конкретных объектов осуществляется строительной организацией на договорных условиях по заказу инвестора. Финансирование строительства производится в пределах сметной стоимости, установленной на основе договоров.
По каждому объекту определяется стоимость строительства. Даже при типовом строительстве стоимость объекта, как правило, исключительно своя. Это связано с тем, что нулевой цикл (возведение фундамента) является в каждом конкретном случае своим в силу привязанности к местности.
Характер строительно-монтажных работ обуславливает различную степень материалоемкости и трудоемкости выполняемых работ на отдельных технологических этапах строительства, что определяет неравномерную потребность в оборотных средствах (начало строительно-монтажных работ и отделочные работы).
Продолжительность строительства объекта вызывает наличие большого объема незавершенного производства, покрываемого оборотными средствами подрядной организации, поэтому наибольший удельный вес в структуре оборотных средств занимает незавершенное производство. Выручка от сдачи выполненных работ заказчику (за готовую строительную продукцию) поступает неравномерно.
Тема 1. Финансы организаций в финансовой системе
Вопрос. Сущность и функции финансов предприятий. Роль финансов предприятий в финансовой системе.
Финансы - объективная экономическая категория рыночной экономики, играющая ведущую роль. Без нормального функционирования финансового механизма рыночная экономика работать не в состоянии.
Финансы – представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
В финансовой системе выделяются централизованные и децентрализованные финансы.
Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, возникающие на уровне государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах, под децентрализованными – денежные отношения, возникающие на уровне экономических субъектов.
Финансы предприятий (организаций) – это совокупность денежных отношения, возникающие по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств на нужды производства и потребления.
Важно отметить, что по своей социально-экономической природе финансы организаций едины, что обеспечивается:
во-первых, взаимодействием всех финансовых институтов в рамках финансовой системы Российской Федерации;
во-вторых, взаимодействием всех финансов организаций в рамках финансовой системы Российской Федерации;
в-третьих, единой правовой базой их функционирования;
в-четвертых, единством кредитно-денежной, бюджетной и налоговой политики в РФ;
в-пятых, едиными формами финансовой и статистической отчетности.
Финансы предприятия являются важнейшей составной частью финансовой системы государства. Это предопределено тем, что они обслуживают сферу материального производства, где создаются валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), национальное богатство. По своей сущности финансы предприятий являются специфической частью финансовой системы государства. Они отличаются от государственных финансов тем, что функционируют в разных сферах общественного производства.
Состояние финансов предприятия оказывает значительное влияние на обеспеченность общегосударственных и местных денежных фондов финансовыми ресурсами. Чем крепче и устойчивее финансовое положение предприятий, тем обеспеченнее государственные и местные денежных фонды, более полно удовлетворяются социально-культурные и другие потребности.
Важна роль финансов предприятий в обеспечении нормального состояния экономики и общественной жизни страны, так как в силу своей специфической особенности они осуществляют процесс распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства на трех основных уровнях: на общегосударственном, на уровне предприятий, на уровне производственных коллективов.
Таким образом, роль финансов предприятий состоит в следующем:
1. Распределяя и перераспределяя национальный доход и национальное богатство на общегосударственном уровне, финансы предприятий обеспечивают формирование финансовых ресурсов страны, используемых для образования бюджета и внебюджетных общественных фондов.
2. В ходе распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства на уровне предприятий они обеспечивают сферу материального производства необходимыми финансовыми ресурсами и денежными средствами для непрерывного процесса расширенного воспроизводства.
3. На уровне производственных коллективов с помощью финансов формируются такие денежные фонды, как фонды оплаты труда и материального стимулирования, осуществляются программы социального развития коллективов предприятий.
4. Важной является роль финансов предприятий в обеспечении сбалансированности в народном хозяйстве между материальными и денежными фондами, предназначенными для целей потребления и накопления. От степени обеспечения такой сбалансированности во многом зависят стабильность национальной денежной единицы, денежное обращение, состояние платежно-расчетной дисциплины в народном хозяйстве.
5. Непосредственная связь финансов предприятий и финансов отраслей народного хозяйства со всеми фазами воспроизводственного процесса обусловливает их высокую потенциальную активность и широкую возможность воздействия на все стороны хозяйствования. Поэтому финансы предприятий могут служить важным инструментом экономического стимулирования, контроля за экономикой страны и управления ею.
6. Финансы предприятий могут служить важным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направленными на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.
Таким образом, через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственные кредиты.