Результативные контрольные процедуры сложнее для проведения и требуют более высоких затрат.
Приведем несколько примеров.
Например, если в компании с годовым оборотом в несколько миллионов долларов в течение года образуется 3 тонны металлолома, то это количество будет для нее ничтожно малым. Теоретически должен быть налажен процесс учета металлолома, однако затраты на создание этого процесса - разработку регламентов, обучение людей, организацию процедур контроля - значительно превысят стоимость самого металлолома. Поэтому внедрение процесса учета в данном случае нецелесообразно.
В авиакомпании очень высока цена ошибки в процессе формирования отчетности по выручке от авиаперевозок. Такая ошибка может повлечь целую череду искажений: сначала некорректное отражение объема реализации за период, затем неправильное исчисление и уплату НДС, неверным окажется и финансовый результат, и, соответственно, расчет налога на прибыль со всеми вытекающими последствиями. Поэтому процесс создания отчетности по выручке компании жестко регламентирован, назначены ответственные за каждый этап формирования данных.
Внутренний (корпоративный) финансовый контроль – это наблюдение и проверка стоимостных параметров всех сфер деятельности предприятия, выявляющие отклонения от принятых ранее управленческих решений в форме установленных планов, норм и пр. на основе управленческой отчетности, и обеспечивающие влияние на дальнейшее принятие управленческих решений с целью повышения финансовой эффективности предприятия.
Цель - информационное обеспечение системы управления для получения возможности принятия эффективных решений
Результаты – оперативное отражение результатов контрольных процедур в актах проверок, а также в других источниках информации, в т.ч. в автоматизированном виде
Критерии внутреннего контроля – Положение о СВК компании, внутренние нормативные документы компании
Периодичность контроля – в режиме реального времени, в соответствии с регламентом компании
Контроль позволяет анализировать прошлое (позволяет дать оценку прошлой деятельности, определить добилась ли организация поставленных целей), настоящее (позволяет определить что происходит в организации в настоящее время, в каком направлении они развивается) и будущее (позволяет оценить сможет ли организация добиться поставленных целей в будущем, с какими рисками организации придётся столкнуться).
Задачи корпоративного контроля
Контроль обеспечения равных прав участникам корпорации, акционерам, владеющим равным числом акций одного типа, в управлении финансами корпорации
Контроль обеспечения акционерам, участникам корпорации возможность участвовать в распределении прибыли. Решение о выплате дивидендов принимает общее собрание акционеров
Контроль своевременности, достоверности и прозрачности финансовой информации о деятельности корпорации, её раскрытием для пользователей
Контроль за использованием конфиденциальной информации корпорации
Контроль исполнения финансово-хозяйственных планов
Контроль рисков деятельности корпорации (выявление рисков, их оценка, разработка мер по минимизации)
Контроль за созданием и использованием материальных стимулов для успешной деятельности органов управления корпорацией. Разработка, утверждение и применение процедур финансового контроля, а также оценка их эффективности
Контроль за исполнением корпорацией законодательства в области финансовых отношений с третьими лицами (с кредиторами, государством, банками, страховыми компаниями, товарными и фондовыми биржами, муниципальными образованиями и др.). (Контроль за своевременным выполнением обязанностей
Система внутреннего контроля включает следующие элементы:
1. контрольная среда; вт.ч. элементы:
а)доведение до всеобщего сведения и поддержание принципа честности и других этических ценностей.
б) профессионализм (компетентность сотрудников). Профессионализм - это профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения задач, которые определяют суть деятельности конкретного работника.
в) участие собственника или его представителей. Представители собственника в значительной степени оказывают влияние на сознательность сотрудников аудируемого лица в отношении контроля. Характерными особенностями, которые должны быть присущи представителям собственника, являются: независимость от руководства; их опыт и статус; масштабы их вовлечения в деятельность и надзор за ней; уместность (надлежащий характер) их действий; особенности информации, которую они получают.
г) компетентность и стиль работы руководства.
д) организационная структура. Аудируемое лицо разрабатывает организационную структуру, соответствующую его потребностям. Надлежащий характер организационной структуры аудируемого лица зависит в том числе от характера и масштабов его деятельности;
е) наделение ответственностью и полномочиями. Этот элемент предполагает разделение ответственности и полномочий в ходе осуществления деятельности и установление иерархии подотчетности сотрудников, а также охватывает политику в отношении надлежащей деловой практики, знаний и опыта ключевого персонала и предоставляемые для выполнения обязанностей возможности.
ж) кадровая политика и практика. Кадровая политика и практика в отношении сотрудников подразумевают: набор; адаптацию (инструктаж при приеме на работу); подготовку; обучение; оценку; консультирование; продвижение по службе; вознаграждение сотрудников.
22.03.2017г.
2. процесс оценки рисков аудируемым лицом;в т.ч. элементы:
. Оценка рисков аудируемым лицом представляет собой процесс выявления и, по возможности, устранения рисков хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий.Для целей финансовой (бухгалтерской) отчетности важен вопрос, каким образом в процессе оценки рисков аудируемым лицом руководство выявляет риски, имеющие отношение к финансовой (бухгалтерской) отчетности, определяет их значение, оценивает вероятность их возникновения и принимает решение относительно того, как управлять ими.
3. информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивается: а) техническими средствами; б) программным обеспечением; в) компетентным персоналом; г) соответствующими процедурами; д) базами данных. Система информирования обеспечивает понимание персоналом роли своего участия в процессе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также понимание способов доведения до руководителей соответствующего уровня информации о каких-либо исключительных ситуациях.
4. контрольные действия;
. Контрольные действия включают политику и процедуры, которые дают возможность удостоверится о выполнении распоряжения руководства в части объемов, сроков.
Обычно контрольные действия могут быть сгруппированы по следующим категориям методов и процедур: а) проверка выполнения. б) обработка информации. в) проверка наличия и состояния объектов. г) разделение обязанностей.
Наделение разных сотрудников полномочиями санкционирования операций, регистрации операций в учете и хранения активов имеет целью уменьшить возможность совершения и утаивания ошибки или недобросовестных действий в процессе обычного выполнения персоналом своих обязанностей.
Мониторинг средств
Создание и поддержание системы внутреннего контроля в режиме непрерывной работы. Может включать такие мероприятия, как
наблюдение руководства за тем, своевременно ли подготавливаются выверки расчетов с банками,
оценка внутренними аудиторами соответствия действий персонала, занимающегося продажами, политике аудируемого лица в отношении определенных условий договоров с покупателями, осуществление надзора за соответствием действий персонала политике аудируемого лица в области этики или деловой практики.
Разделение системы внутреннего контроля на 5 элементов предоставляет аудиторам удобный подход для анализа того, каким образом различные элементы системы внутреннего контроля аудируемого лица могут влиять на аудит. Такой подход необязательно отражает то, каким образом аудируемое лицо организовало и применяет систему внутреннего контроля. Аудитору важно установить, что конкретные средства контроля эффективно предотвращают или выявляют и устраняют существенные искажения на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в группах однотипных операций, остатках по счетам бухгалтерского учета или случаях раскрытия информации.
Требования к организации эффективного ВК корпорации
Недопущение концентрации прав первичного контроля в руках одного лица
Заинтересованности администрации - эффективный контроль может быть только в случае заинтересованности должностных лиц в этом контроле
Компетентности, добросовестности и честности субъектов ВК
Приемлемость методологии внутреннего контроля - должна быть рациональной и адекватной контролируемым рискам
Непрерывности развития и совершенствования внутреннего контроля - должна настраиваться на изменение внешних и внутренних факторов риска
Приоритетности - исключение ненужных этапов, шагов, процедур в проведении контроля, использование риск-ориентированного подхода
Оптимальной адекватности ВК организационной структуре предприятия
Единичной ответственности - недопустимо закрепление одной функции контроля за двумя или несколькими центрами ответственности
Потенциального функционального замещения - каждый работник, осуществляющий функцию контроля должен обладать знаниями и замещать временно выбывших работников, осуществляющих другие функции контроля
Регламентации - необходимо установить формальные правила, регламенты для осуществления контрольной функции, как правило это отражается в должностных инструкциях, а также положениях по контролю
Взаимодействия и координации всех подразделений и служб, осуществляющих контроль для успешной реализации поставленных задач.
На 29.03.17г.
3.3. Стратегический аудит, как новый инструмент для совета директоров. Элементы стратегического аудита;
Стратегия организации — это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей или система установок и мер, направленных на долгосрочное укрепление конкурентной позиции организации в рамках установленной миссии.
Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
В современных условиях, в режиме стратегического управления стратегия состоит из двух частей:
1) из запланированных, заранее предусмотренных способов, действий по приспособлению к внешней среде;
2) из реактивных действий на непредвиденные события во внешней среде.
Стратегический аудит является составной частью аудита, которая осуществляет проверку основных и наиболее важных стратегических решений, и стратегий в развитии компании (организации), также обеспечивает полную оценку корпоративной стратегической ситуации.
дает оценку качеству работы отделов организации, в которых ведется стратегическое управление. Такой аудит может быть либо всеобщим, т.е. он затрагивает все этапы процесса управления, либо направленным - затрагивать некоторую часть процесса.
Стратегический аудит проводится тогда, когда стратегия уже разработана, принята и началась ее реализация. В процессе проведения аудитору важно понять, насколько деятельность организации соответствует как изменяющимся требованиям окружающей среды, так и его представлениям о возможных действиях конкурентов и регуляторов в существующих и будущих условиях.
По итогам аудиторской оценки может быть сделан один из выводов:
1) сформированная и реализуемая стратегия развития организации в полной мере соответствует требованиям внешней среды;
2) сформированная и реализуемая стратегия развития организации не соответствует требованиям внешней среды или не в полной мере соответствует (выявляются степень и причины несоответствия; возможна разработка мероприятий, направленных на устранение причин несоответствия);
3) управленческие решения менеджмента по реализации стратегии развития организации не соответствуют самой стратегии.
Исследование влияния внешней среды на содержание стратегии развития организации целесообразно проводить по следующим направлениям:
- экономические факторы;
- политические факторы;
- решения регуляторов;
- отраслевые тенденции;
- технологические факторы;
- заменители продукции и услуг;
- новые игроки на рынке;
- другие факторы.
Как правило, анализ указанных выше факторов происходит в рамках PEST-анализа, который можно считать неотъемлемой частью методики стратегического аудита.
PEST-анализ предназначен для выявления политических (political), экономических (economic), социальных (social) и технологических (technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
К исследуемым в ходе аудита политическим факторам можно отнести: изменения законодательства, влияющие на отрасль аудируемой организации, налоговую политику, отношения с национальными и региональными властями, политику регулирования бизнеса, уровень политической стабильности в стране (регионе), приближение выборов государственных и местных властей и т.п. Так, в настоящее время наиболее актуальным является изучение соответствия деятельности компаний проводимой государством политике импортозамещения (возможность получения дополнительных субсидий, расширение рынка сбыта в связи с изменениями в конкурентной среде и т.п.).
Основная причина изучения экономики - это оценка качества распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Выделяют, как правило, следующие экономические факторы: общую характеристику ситуации в экономике страны (отрасли), курс рубля, инфляцию, состояние банковской системы, изменение основных внешних издержек в отрасли (газ, вода, электроэнергия), уровень безработицы.
С помощью социального компонента PEST-анализа определяются потребительские предпочтения. К социальным факторам относят: демографические изменения, изменения в уровне и стиле жизни, изменения вкусов и предпочтений потребителей, изменения в уровне образования населения, изменения структуры доходов.
Целью исследования технологического компонента считается выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. К таким факторам относятся: новые изобретения и возможность их применения, скорость изменений и адаптация новых технологий в отрасли, изменения в коммуникационных технологиях, появление новых материалов, тенденции появления новых товаров и услуг в отрасли [14, с. 232].
При стратегическом аудите принимаются во внимание результаты анализа, которые оформляются в виде матрицы, составляющими которой являются факторы макросреды и сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.
Следующим этапом внешнего аудита является подробный анализ отраслевой специфики компании, конкурентов и потребителей. Здесь могут использоваться методы бизнес-моделирования, которые позволяют оценить ключевые составляющие бизнес-модели компании, ее конкурентов и особенности взаимоотношения компании с ее потребителями и контрагентами. Технологическая компонента отрасли и ее тенденции обязательно анализируются, так как основные сдвиги в бизнес-моделях или возникновение новых бизнес-моделей обычно происходят на основе внедрения новых технологий производства или развития технологий коммуникаций между потребителями и организациями. Детализацию внешнего анализа можно продолжать практически бесконечно, включая в него изучение целевых клиентских сегментов, характеристик товаров и услуг и многое другое, что помогает нам лучше понять внешнюю среду и грамотнее планировать свою деятельность. Тем не менее в целях повышения оперативности работы аудиторов в ходе стратегического аудита целесообразно не злоупотреблять детализацией оценки внешней среды.