Точка зрения Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
Некоторых из духовных братьев Шрилы Прабхупады спрашивали, какова была позиция Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура по этому вопросу. Все они отвечали [нам], что никто из его учеников не давал инициации пока он ещё присутствовал в этом мире. Его Божественная Милость не давал никому указаний инициировать в его присутствии, и также он не дал никаких указаний на этот счёт относительно учеников своих учеников, после своего ухода.
В Гаудийа-Матхе после ухода Шрилы Ом Вишнупада Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура продолжают соблюдать этот этикет, т.е. никто не имеет права инициировать в присутствии своего духовного учителя /пока он ещё в этом мире/. В действительности, если кто-либо нарушает эту традицию, его отлучают от миссии Гаудийа-Матх.
2.2.2.1 Наставления Бхактисиддханты Сарасвати
Хотя формально Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не дал конкретных наставлений в письменном виде относительно того, что ученик не должен инициировать в присутствии своего гуру, но в наставлениях, которые приводятся внизу, это ясно подразумевается. Вопрос о том, может ученик инициировать в присутствии своего гуру или нет, просто неуместен для ученика, который естественным образом культивирует своё желание служить гуру. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур всегда был настойчив относительно того, что ученик обязан быть искренне предан гуру. Нижеследующие цитаты взяты из книги, написанной на бенгали, “Шри Шрила Прабхупадер Упадешамрита” / “Наставления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады” /:
Вопрос: Способен ли я буду принимать учеников?
Ответ: “Отбрось зависть и проявляй милость к живым существам - живым существам, отвернувшимся от Кришны, -- сделай их сознающими Кришну. Не становись гуру из зависти. Не становись гуру ради того, чтобы окунуться в чувственные наслаждения - не становись гуру просто для того, чтобы красоваться перед другими. Но если ты способен стать искренним слугой своего гуру и Кришны, если ты способен получить их милость, их силу, то тогда тебе нечего бояться. В противном же случае ожидай катастрофы.” (стр.235)
“Если человек не предан своему гуру, он не квалифицирован стать гуру.” (стр.337)
Вопрос: Какова разница между гуру и мной?
Ответ: “Я легче самого лёгкого; даже ещё легче чем это. Но тот, кто постоянно служит самому великому, такой духовный учитель более велик чем самый великий; даже ещё более великий чем это.” (стр.235)
Вопрос: Правда ли, что ничего нельзя достичь без милости духовного учителя?
Ответ: “Да, я слеп. Кто другой, кроме гуру, покажет мне путь? Всего можно достичь по милости гуру. Мы лагху (лёгкие), наше единственное прибежище - гуру. Тот, кто служит Господу во всём и всё время, это и есть гуру.”
Вопрос: Правда ли, что когда человек не следует указаниям духовного учителя должным образом, он накликает на себя беду?
Ответ: “Несомненно! Тот, кто не следует указаниям духовного учителя, олицетворения всего благоприятного, он будет жестоко страдать - его материальные болезни увеличатся, а после смерти он отправиться в ад. Тот, кто не следует указанию своего духовного учителя, - обитатель ада. Такой
человек - материалист или большой любитель наслаждать свои чувства. Тот, кто не повинуется указанию своего духовного учителя, входит во чрево свиньи. Те, кто обуяны сильным желанием чувственного наслаждения, даже после того, как по своей удаче получили авторитетного духовного учителя, из-за своей неспособности служить духовному учителю сердцем и душой не получают никакого духовного блага. Из-за своей неспособности осознать ценность этого бесценного дара, они считают эту материальную природу реальностью и страдают из жизни в жизнь.” (стр.506)
Из этих утверждений Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура становится ясно, что только квалифицированный ученик может стать авторитетным духовным учителем, и настоящий ученик во всём, что он делает, будет просто зависеть от милости своего духовного учителя. Единственное желание ученика - удовлетворить духовного учителя. Ученик должен выполнять всё, что гуру говорит ему, в том числе если гуру просит его давать инициации и принимать учеников, с чувством ответственности и как служение духовному учителю. Но сам ученик всегда чувствует себя неквалифицированным выполнять такое серъёзное, ответственное дело. Чем больше человек чувствует себя неквалифицированным, тем больше он получает милость гуру, и это позволяет ему стать на самом деле квалифицированным.