Проблемы и перспективы газовой промышленности России.
Работы по освоению углеводородных ресурсов континентального шельфа весьма важны для России, поскольку состояние экономики, уровень жизни населения, развитие промышленности и науки во многом зависят от объемов добычи и экспорта, прежде всего нефти и газа. По данным российской статистики, на суше уже вовлечены в освоение 75 % открытых нефтегазовых месторождений, причем их выработанность достигает 50 %. Вновь открываемые месторождения по масштабам примерно в 5 раз меньше по сравнению с теми, что были открыты 20-30 лет назад. А вот открытые шельфовые месторождения, напротив, по своим запасам относятся к гигантским и крупным, например Штокмановское в Баренцевом море, Русановское и Ленинградское в Карском, Аркутун-Дагинское и Пильтун-Астохское на северо-востоке о. Сахалин. Шельф Российской Федерации, по сути, является одним из гарантов энергетической безопасности страны. В настоящее время более пятидесяти стран мира ведут добычу газа и нефти на морских месторождениях, годовая доля морской добычи газа составляет 32 % (более 750 млрд. м3) и нефти - 35 % (более 1 млрд. т). В последние годы был получен наибольший прирост запасов углеводородов, а также открыты крупные месторождения на шельфах Норвегии, Великобритании, Бразилии, Нигерии, Вьетнама, Анголы и в Мексиканском заливе. Также наблюдается тенденция к увеличению ассигнований на поиски и освоение глубоководных месторождений. В 2002 г. сумма капитальных вложений на бурение скважин составляла 33,5 млрд. долл. Площадь континентального шельфа России составляет 6,2 млн. км2, из которых более 4 млн. км2 перспективны на нефть и газ. Начальные извлекаемые ресурсы углеводородного сырья оцениваются в 90-100 млрд. т нефтяного эквивалента. По оценкам геологов, на шельфе северных морей сосредоточено 80 % российских запасов нефти и газа. Установлено, что средняя плотность начальных извлекаемых ресурсов составляет 20-25 тыс. т на 1 км2 площади. Ресурсы российского шельфа распределены более чем в 20 крупнейших морских и континентально-морских нефтегазоносных провинциях и бассейнах, где выявлено более 1 100 перспективных ловушек и открыто 35 месторождений нефти и газа, расположенных в акваториях Азовского, Балтийского, Баренцева, Карского, Каспийского, Печорского, Охотского и Японского морей. Рассматривая экономическую эффективность освоения шельфовых месторождений России, следует отметить, что по оценкам Министерства природных ресурсов валютная выручка от добычи нефти может составить от 98 до 128 млрд. долл., газа-107 млрд. долл. Рассматривая состояние изученности углеводородных ресурсов континентального шельфа России, следует отметить, что на данный момент раскрыта общая геологическая структура шельфа, выявлены основные нефтегазоносные бассейны, очерчены их границы. Реализация разработанной в ОАО "Газпром" программы поисково-разведочных работ позволит обеспечить за период 2006-2030 гг. значительный прирост запасов нефти и газа. Основной прирост запасов газа планируется на шельфах Карского и Баренцева морей и соответственно 79,8 и 18,7 % прироста запасов газа на шельфе арктических морей. За этот же период основной прирост запасов нефти ожидается на шельфе Печорского моря - 84 % от планируемого прироста запасов нефти на шельфе арктических морей ОАО "Газпром" участвует также в поисково-разведочных работах на шельфе Северного и Центрального Каспия. Расчетами вариантов освоения открытых месторождений нефти и газа шельфа Российской Федерации установлено, что приоритетными направлениями работ являются :Баренцево море - северо-восточный район (Штокмановское ГКМ и др.); Печорское море - юго-восточный район (Приразломное, Долгинское нефтяные месторождения и др.); Карское море - акватории Обской и Тазовской губ, шельф п-ва Ямал; шельф о. Сахалин. Освоение шельфа Баренцева моря предусматривает первоочередное освоение Штокмановского месторождения. Другие газоконденсатные объекты (Ледовое, Лудловское, Ферсмановское и Демидовское), расположенные в 130-250 км от Штокмановского месторождения, будут осваиваться как спутники этого месторождения ( Освоение нефтяных месторождений шельфа Печорского моря планируется осуществить путем создания трех промыслов, объекты которых концентрируются вокруг базовых месторождений - Приразломного, Долгинского, Медынского, принимающих на себя основной объем работ по сбору, подготовке и транспорту продукции. Работы по освоению шельфа п-ва Ямал предусматривают создание промыслов вокруг крупных месторождений (Ленинградского и Русановского) и максимальное использование объектов береговой инфраструктуры полуострова. Освоение месторождений газа на акваториях Обской и Тазовской губ (Каменномысскоеморе, Северо-Каменномысское, Обское, Чугорьяхинское и др.) предусматривает их обустройство совместно с сухопутными месторождениями (Парусовое, Семаковское и др.), использование сооружений Ямбургской головной компрессорной станции. Таким образом, можно констатировать, что имеются все предпосылки для перехода к широкомасштабным работам и освоению, прежде всего самых крупных месторождений российского шельфа. Полномасштабная реализация предлагаемой стратегии позволит ОАО "Газпром" в течение 15-20 лет обеспечить годовую добычу газа на шельфе в объеме более 200 млрд. м3.
Проблемы освоения морских месторождений Еще в 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета "О континентальном шельфе СССР" в Советском Союзе были установлены суверенные права на разведку и эксплуатацию природных богатств этих акваторий. Однако в то время как другие государства, в первую очередь США, Норвегия и Канада, активно включились в разработку своих прибрежных районов, а министр газовой промышленности СССР С.А. Оруджев прикладывал большие усилия по развитию морской нефтегазодобычи, высшее руководство страны не спешило заниматься разработкой шельфовых природных ресурсов. Сейчас, по прошествии почти четырех десятилетий, Россия, с ее уникальным углеводородным потенциалом шельфа, сильно отстает от развитых стран, а объемы добычи нефти на море составляют менее полпроцента от общей добычи в стране. Это связано с тем, что проекты на шельфе отличаются высокой капиталоемкостью. Уже на начальном этапе затраты исчисляются миллиардами долларов. Реализация таких проектов по силам только крупным компаниям или консорциумам. Например, освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения ОАО "Газпром" связывает с привлечением норвежских и американских компаний. Норвежские компании обладают большим опытом и высокими технологиями для работы в условиях шельфа северных морей, а американские компании имеют доступ к рынкам Северной Америки и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, что будет способствовать более быстрой окупаемости проектов. Целесообразность привлечения зарубежных нефтегазовых компаний к отечественным проектам освоения морских месторождений газа и нефти определяется потребностью доступа к наиболее современным технологиям освоения, которые необходимы для эффективной разработки месторождений в экстремальных природно-климатических условиях, характерных практически для всех перспективных районов российского шельфа и возможностью привлечения иностранных кредитов. Эффективное освоение месторождений, расположенных на шельфе северных морей, возможно при активном использовании подводных систем обустройства месторождений. В нашей стране опыт обустройства морских месторождений ограничен только строительством нескольких стационарных платформ. Опыт применения подводных добычных комплексов отсутствует. Поэтому целесообразно привлечение на начальном этапе освоения отечественных акваторий зарубежных нефтегазовых компаний, имеющих опыт строительства высокотехнологичных подводных добычных комплексов. Совместная работа с этими компаниями позволит также решить целый комплекс сопутствующих вопросов: обучение российского персонала; применение наиболее современных технических средств и материалов; значительное снижение технологических и экономических рисков. Привлечение зарубежных кредитов под гарантии зарубежных нефтегазовых компаний позволит воспользоваться значительно более дешевыми кредитами, что может послужить финансовым рычагом, повышающим эффективность разработки морских месторождений. В целях повышения инвестиционной привлекательности шельфовых проектов рассматриваются самые разные подходы. В частности, снижение ставок налогов и платежей, введение налоговых "каникул" и предоставление кредитов для операторов шельфовых проектов. Эксперты дополняли этот перечень возможных преференций освобождением от налогов при проведении геолого-разведочных работ, а также распространение на эту деятельность практики освобождения от импортных пошлин при закупках оборудования. Проекты разработки шельфовых месторождений сталкиваются с мощным юридическим барьером - действующим российским законодательством в сфере недропользования, которое регулирует преимущественно пользование недрами на континентальной части России. В качестве первоочередных мер, направленных на решение задач освоения шельфа, предлагается совершенствование законодательно-правовой базы. В частности, предоставление права пользования месторождениями компаниям, открывшим их за собственный счет; разработка специальных налоговых норм и создание документов, регулирующих порядок участия иностранного капитала в проектах по освоению российского шельфа. В соответствии с законом РФ "О недрах" участки недр, с расположенными на них месторождениями, выделяются в пользование предприятий, открывших месторождения за счет собственных средств, без конкурса или аукциона. В настоящее время законодательно регламентируются только стартовые (минимальные) значения разовых платежей. Они должны составлять не менее 10 % от регулярного налога на добычу платежа в период стабильной добычи. Окончательные величины разовых платежей определяются в ходе аукциона или конкурса. Исходя из этого, для первооткрывателей правомерно ориентироваться на минимальные - стартовые условия разовых платежей (бонусов), поскольку аукционов или конкурсов, в ходе которых они могут увеличиваться, не предусматривается. Предоставление компаниям таких условий может существенно стимулировать развитие геолого-разведочных работ. Главной задачей совершенствования налоговых норм должно стать создание приемлемых экономических условий для ввода в освоение удаленных месторождений в экстремальных природно-климатических условиях. Решение данного вопроса имеет принципиальное значение. От него в значительной мере зависят возможности поддержания уровней добычи в традиционных районах газодобычи и выхода в новые труднодоступные регионы, к числу которых, в первую очередь, относятся арктический и дальневосточный шельфы. Основой для совершенствования налоговых норм должна служить экономическая оценка месторождений, которая синтезирует весь комплекс географических, геологических и экономических условий освоения объекта. Проведение этой оценки при проектировании разработки месторождения и ее мониторинг при эксплуатации позволят достаточно объективно судить об экономической эффективности освоения месторождения, как с позиции инвестора, так и с позиции государства. Для реализации этого подхода необходимо выработать и законодательно утвердить нормативы эффективности инвестиций в нефтегазодобычу, приемлемые для обеих сторон. Определенный опыт такого компромисса интересов уже наработан при подготовке соглашений о СРП, где для морских месторождений был принят приемлемый уровень внутренней нормы доходности инвестиций - около 17 %. Для стимулирования развития газодобычи уровни цен на газ должны не только обеспечивать эффективную разработку газовых месторождений сегодня, но и создавать условия для рентабельного освоения ресурсов в будущем. Переход к разработке месторождений, расположенных в экстремальных природно-климатических условиях и вызывающих значительный рост затрат на освоение, должен не только компенсировать затраты, но и обеспечить получение прибыли, достаточной для значительных инвестиций. В связи с этим уровень цен на газ должен предусматривать инвестиционную компоненту, которая позволит эффективно осваивать удаленные и труднодоступные месторождения. Научно-техническое обеспечение морских нефтегазовых проектов Освоение нефтегазовых ресурсов континентального шельфа основывается на результатах большого объема научных исследований как фундаментального, так и прикладного характера, и на использовании новых, эффективных технико-технологических решений, обеспечивающих рациональное использование природных ресурсов, снижение капитальных вложений, выполнение требований безопасности и охраны окружающей среды. Поэтому программа научно-технических исследований должна быть ориентирована как на решение стратегических задач, связанных с освоением нефтегазовых ресурсов континентального шельфа РФ, так и на создание конкурентоспособных отечественных технических средств и технологий с учетом предполагаемых сроков их внедрения на конкретных объектах. Проблемами геологического изучения недр и разработки морских месторождений нефти и газа являются разработка новых и совершенствование существующих методов оценки ресурсов и запасов углеводородного сырья, создание и совершенствование постоянно действующих геологических моделей месторождений и методов их построения, а также создание новых методов разработки и интенсификации добычи продукции. В области обустройства арктических месторождений исследования должны быть направлены на разработку принципиально новых схем и методов обустройства, включая эффективную систему безопасности для объектов, удаленных на значительное расстояние от берега. На предприятиях судостроительной отрасли строились плавучие буровые установки, верхние строения (блок-модули) стационарных платформ для добычи нефти и газа на шельфе, а также разнообразные суда для их обслуживания. Советский Союз занимал лидирующие позиции в области проектирования и строительства атомных ледоколов, кораблей и судов на подводных крыльях и воздушной подушке, кораблей-экранопланов. В России впервые в мире нашли применение высококачественные титановые сплавы в качестве основного конструкционного материала подводных лодок и подводных аппаратов, а также ряд других общепризнанных приоритетных разработок для кораблей и судов. В настоящее время отечественная промышленность, несмотря на оптимизм судостроителей, пока не в состоянии стать полноценной опорой развития морской добычи нефти и газа. Поэтому в какой-то период нам придется пользоваться импортным оборудованием, танкерами и платформами.