Проблемы и перспективы газовой промышленности России.

Работы по освоению углеводородных ресурсов континентального шельфа весьма важны для России, поскольку состояние экономики, уровень жизни населения, развитие промышленности и науки во многом зависят от объемов добычи и экспорта, прежде всего нефти и газа. По данным российской статистики, на суше уже вовлечены в освоение 75 % открытых нефтегазовых месторождений, причем их выработанность достигает 50 %. Вновь открываемые месторождения по масштабам примерно в 5 раз меньше по сравнению с теми, что были открыты 20-30 лет назад. А вот открытые шельфовые месторождения, напротив, по своим запасам относятся к гигантским и крупным, например Штокмановское в Баренцевом море, Русановское и Ленинградское в Карском, Аркутун-Дагинское и Пильтун-Астохское на северо-востоке о. Сахалин. Шельф Российской Федерации, по сути, является одним из гарантов энергетической безопасности страны. В настоящее время более пятидесяти стран мира ведут добычу газа и нефти на морских месторождениях, годовая доля морской добычи газа составляет 32 % (более 750 млрд. м3) и нефти - 35 % (более 1 млрд. т). В последние годы был получен наибольший прирост запасов углеводородов, а также открыты крупные месторождения на шельфах Норвегии, Великобритании, Бразилии, Нигерии, Вьетнама, Анголы и в Мексиканском заливе. Также наблюдается тенденция к увеличению ассигнований на поиски и освоение глубоководных месторождений. В 2002 г. сумма капитальных вложений на бурение скважин составляла 33,5 млрд. долл. Площадь континентального шельфа России составляет 6,2 млн. км2, из которых более 4 млн. км2 перспективны на нефть и газ. Начальные извлекаемые ресурсы углеводородного сырья оцениваются в 90-100 млрд. т нефтяного эквивалента. По оценкам геологов, на шельфе северных морей сосредоточено 80 % российских запасов нефти и газа. Установлено, что средняя плотность начальных извлекаемых ресурсов составляет 20-25 тыс. т на 1 км2 площади. Ресурсы российского шельфа распределены более чем в 20 крупнейших морских и континентально-морских нефтегазоносных провинциях и бассейнах, где выявлено более 1 100 перспективных ловушек и открыто 35 месторождений нефти и газа, расположенных в акваториях Азовского, Балтийского, Баренцева, Карского, Каспийского, Печорского, Охотского и Японского морей. Рассматривая экономическую эффективность освоения шельфовых месторождений России, следует отметить, что по оценкам Министерства природных ресурсов валютная выручка от добычи нефти может составить от 98 до 128 млрд. долл., газа-107 млрд. долл. Рассматривая состояние изученности углеводородных ресурсов континентального шельфа России, следует отметить, что на данный момент раскрыта общая геологическая структура шельфа, выявлены основные нефтегазоносные бассейны, очерчены их границы. Реализация разработанной в ОАО "Газпром" программы поисково-разведочных работ позволит обеспечить за период 2006-2030 гг. значительный прирост запасов нефти и газа. Основной прирост запасов газа планируется на шельфах Карского и Баренцева морей и соответственно 79,8 и 18,7 % прироста запасов газа на шельфе арктических морей. За этот же период основной прирост запасов нефти ожидается на шельфе Печорского моря - 84 % от планируемого прироста запасов нефти на шельфе арктических морей ОАО "Газпром" участвует также в поисково-разведочных работах на шельфе Северного и Центрального Каспия. Расчетами вариантов освоения открытых месторождений нефти и газа шельфа Российской Федерации установлено, что приоритетными направлениями работ являются :Баренцево море - северо-восточный район (Штокмановское ГКМ и др.); Печорское море - юго-восточный район (Приразломное, Долгинское нефтяные месторождения и др.); Карское море - акватории Обской и Тазовской губ, шельф п-ва Ямал; шельф о. Сахалин. Освоение шельфа Баренцева моря предусматри­вает первоочередное освоение Штокмановского месторождения. Другие газоконденсатные объекты (Ледовое, Лудловское, Ферсмановское и Демидов­ское), расположенные в 130-250 км от Штокмановско­го месторождения, будут осваиваться как спутники этого месторождения ( Освоение нефтяных месторождений шельфа Печорского моря планируется осуществить путем создания трех промыслов, объекты которых концен­трируются вокруг базовых месторождений - Приразломного, Долгинского, Медынского, принимающих на себя основной объем работ по сбору, подготовке и транспорту продукции. Работы по освоению шельфа п-ва Ямал предусма­тривают создание промыслов вокруг крупных месторождений (Ленин­градского и Русановского) и максимальное использование объектов берего­вой инфраструктуры полуострова. Освоение месторождений газа на акваториях Обской и Тазовской губ (Каменномысскоеморе, Северо-Каменномысское, Обское, Чугорьяхинское и др.) предусма­тривает их обустройство совме­стно с сухопутными месторожде­ниями (Парусовое, Семаковское и др.), использование сооружений Ямбургской головной компрессор­ной станции. Таким образом, можно кон­статировать, что имеются все предпосылки для перехода к широкомасштабным работам и освоению, прежде всего самых крупных месторождений россий­ского шельфа. Полномасштабная реализация предлагаемой страте­гии позволит ОАО "Газпром" в течение 15-20 лет обеспечить годовую добычу газа на шельфе в объеме более 200 млрд. м3.





Проблемы освоения морских месторождений Еще в 1968 г. Указом Прези­диума Верховного Совета "О кон­тинентальном шельфе СССР" в Советском Союзе были устано­влены суверенные права на разведку и эксплуатацию природных богатств этих аква­торий. Однако в то время как другие государства, в первую очередь США, Норвегия и Канада, активно включились в разработку своих прибрежных районов, а министр газовой промышленности СССР С.А. Оруджев прикладывал большие усилия по развитию мор­ской нефтегазодобычи, высшее руководство страны не спешило заниматься разработкой шельфовых природных ресурсов. Сейчас, по прошествии почти четырех десятилетий, Россия, с ее уникальным углеводородным потенциалом шельфа, сильно отста­ет от развитых стран, а объемы добычи нефти на море составляют менее полпроцента от общей добычи в стране. Это связано с тем, что проекты на шельфе отли­чаются высокой капиталоемкостью. Уже на начальном этапе затраты исчисляются миллиардами долларов. Реализация таких проектов по силам только крупным компаниям или консорциумам. Например, освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения ОАО "Газпром" связывает с привлечением норвеж­ских и американских компаний. Норвежские компании обладают большим опытом и высокими технологиями для работы в условиях шельфа северных морей, а американские компании имеют доступ к рынкам Северной Америки и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, что будет способствовать более быстрой оку­паемости проектов. Целесообразность привлечения зарубежных нефтегазовых компаний к отечественным проектам освоения морских месторождений газа и нефти опре­деляется потребностью доступа к наиболее современным технологиям освоения, кото­рые необходимы для эффективной разработки месторождений в экстремальных природно-климатических условиях, характерных практически для всех перспек­тивных районов российского шельфа и возможностью привлечения иностранных кредитов. Эффективное освоение месторождений, расположен­ных на шельфе северных морей, возможно при актив­ном использовании подводных систем обустройства месторож­дений. В нашей стране опыт обустройства морских месторождений ограничен только строи­тельством нескольких стационар­ных платформ. Опыт применения подводных добычных комплексов отсутствует. Поэтому целе­сообразно привлечение на начальном этапе освоения отече­ственных акваторий зарубежных нефтегазовых компаний, имею­щих опыт строительства высоко­технологичных подводных добыч­ных комплексов. Совместная работа с этими компаниями позво­лит также решить целый комплекс сопутствующих вопросов: обучение российского персонала; применение наиболее современных техниче­ских средств и материалов; значительное снижение технологических и эко­номических рисков. Привлечение зарубежных кредитов под гарантии зарубежных нефтегазовых компаний позволит вос­пользоваться значительно более дешевыми кредита­ми, что может послужить финансовым рычагом, повы­шающим эффективность разработки морских месторождений. В целях повышения инвестиционной привлека­тельности шельфовых проектов рассматриваются самые разные подходы. В част­ности, снижение ставок налогов и платежей, введение налоговых "каникул" и предоставление кредитов для операторов шельфовых проектов. Эксперты дополня­ли этот перечень возможных преференций освобождением от налогов при проведении геолого-разве­дочных работ, а также распространение на эту деятельность практики освобождения от импортных пошлин при закупках оборудования. Проекты разработки шельфовых месторождений сталкиваются с мощным юридическим барьером - действующим российским законодательством в сфере недропользования, которое регулирует пре­имущественно пользование недрами на континен­тальной части России. В качестве первоочередных мер, направленных на решение задач освоения шель­фа, предлагается совершенствование законодатель­но-правовой базы. В частности, предоставление права пользования месторождениями компаниям, открывшим их за собственный счет; разработка спе­циальных налоговых норм и создание документов, регулирующих порядок участия иностранного капита­ла в проектах по освоению российского шельфа. В соответствии с законом РФ "О недрах" участки недр, с расположенными на них месторождениями, выделяются в пользование предприятий, открывших месторождения за счет собственных средств, без кон­курса или аукциона. В настоящее время законодательно регламентируются только стартовые (минимальные) значения разовых платежей. Они должны составлять не менее 10 % от регулярного налога на добычу платежа в период стабильной добычи. Окончательные вели­чины разовых платежей определяются в ходе аукциона или конкурса. Исходя из этого, для первооткрывателей правомерно ориентироваться на минимальные - стар­товые условия разовых платежей (бонусов), поскольку аукционов или конкурсов, в ходе которых они могут увеличиваться, не предусматривается. Предоставле­ние компаниям таких условий может существенно сти­мулировать развитие геолого-разведочных работ. Главной задачей совершенствования налоговых норм должно стать создание приемлемых экономиче­ских условий для ввода в освоение удаленных место­рождений в экстремальных природно-климатических условиях. Решение данного вопроса имеет принципи­альное значение. От него в значи­тельной мере зависят возможности поддержания уровней добычи в традиционных районах газодобычи и выхода в новые труднодоступные регионы, к числу которых, в первую очередь, относятся арктический и дальневосточный шельфы. Основой для совершенствования налоговых норм должна служить экономическая оцен­ка месторождений, которая синтезирует весь комплекс географических, геологических и экономических усло­вий освоения объекта. Проведение этой оценки при проектировании разработки месторождения и ее мони­торинг при эксплуатации позволят достаточно объек­тивно судить об экономической эффективности осво­ения месторождения, как с позиции инвестора, так и с позиции государства. Для реализации этого подхода необходимо выработать и законодательно утвердить нормативы эффективности инвестиций в нефтегазодо­бычу, приемлемые для обеих сторон. Опреде­ленный опыт такого компромисса интересов уже нара­ботан при подготовке соглашений о СРП, где для морских месторождений был принят приемлемый уровень внутренней нормы доходности инвестиций - около 17 %. Для стимулирования развития газодобычи уров­ни цен на газ должны не только обеспечивать эффек­тивную разработку газовых месторождений сегодня, но и создавать условия для рентабельного освоения ресурсов в будущем. Переход к разработке месторож­дений, расположенных в экстремальных природно-климатических условиях и вызывающих значитель­ный рост затрат на освоение, должен не только компенсировать затраты, но и обеспечить получение прибыли, достаточной для значительных инвестиций. В связи с этим уровень цен на газ должен предусматривать инвестиционную компоненту, которая позво­лит эффективно осваивать удаленные и труднодо­ступные месторождения. Научно-техническое обеспечение морских нефтегазовых проектов Освоение нефтегазовых ресурсов континенталь­ного шельфа основывается на результатах большого объема научных исследований как фундаментально­го, так и прикладного характера, и на использовании новых, эффективных технико-технологических реше­ний, обеспечивающих рациональное использование природных ресурсов, снижение капитальных вложе­ний, выполнение требований безопасности и охраны окружающей среды. Поэтому программа научно-тех­нических исследований должна быть ориентирована как на решение стратегических задач, связанных с освоением нефтегазовых ресурсов континентального шельфа РФ, так и на создание конкурентоспособных отечественных технических средств и технологий с учетом предполагаемых сроков их внедрения на кон­кретных объектах. Проблемами геологического изучения недр и разработки морских месторождений нефти и газа являются разработка новых и совершенствование существующих методов оценки ресурсов и запасов углеводородного сырья, создание и совершенствова­ние постоянно действующих геологических моделей месторождений и методов их построения, а также создание новых методов разработки и интенсификации добычи продукции. В области обустройства арктических месторож­дений исследования должны быть направлены на раз­работку принципиально новых схем и методов обустройства, включая эффективную систему безо­пасности для объектов, удаленных на значительное расстояние от берега. На предприятиях судостроительной отрасли строились плавучие буровые установки, верхние строения (блок-модули) стационарных платформ для добычи нефти и газа на шельфе, а также разнообраз­ные суда для их обслуживания. Советский Союз зани­мал лидирующие позиции в области проектирования и строительства атомных ледоколов, кораблей и судов на подводных крыльях и воздушной подушке, кораблей-экранопланов. В России впервые в мире нашли применение высококачественные титановые сплавы в качестве основного конструкционного мате­риала подводных лодок и подводных аппаратов, а также ряд других общепризнанных приоритетных раз­работок для кораблей и судов. В настоящее время отечественная промышлен­ность, несмотря на оптимизм судостроителей, пока не в состоянии стать полноценной опорой развития мор­ской добычи нефти и газа. Поэтому в какой-то период нам придется пользоваться импортным оборудовани­ем, танкерами и платформами.

Наши рекомендации