Тема 11. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения Российской Федерации.

  1. Валютная система России. Валютное законодательство; органы и агенты валютного контроля. Паспорт сделки. Режим валютных счетов для резидентов и нерезидентов.
  2. Валютный рынок и валютные операции в России. Формирование валютного рынка, его институциональная структура. Валютные биржи и межбанковский валютный рынок. Рынок наличных и срочных сделок.
  3. Платежный баланс России. Нейтральное и аналитическое представление. Структура баланса. Специфика раздела «ошибки ипропуски». «Бегство» капитала из России.
  4. Валютная политика, ее задачи. Валютное регулирование как средство ее реализации. Конвертируемость и режим валютного курса рубля. Проблемы управления золотовалютными резервами. Резервный фонд и фонд национального благосостояния.
  5. Россия – должник и кредитор. Особенности современной долговой проблемы. Рейтинги долговых обязательств РФ. Задолженность других государств РФ.
  6. Проблемы участия России в международных финансовых институтах. Участие в МВФ. Кредиты Фонда России: резервные кредиты поддержки структурных преобразований, их условия. Кредиты ВБ в рамках международной программы помощи России, их условия. Кредиты ЕБРР для развития инфраструктуры и содействия приватизации.
  7. Проблемы международных валютно-кредитных и финансовых отношений СНГ. Соглашение о создании платежного союза государств СНГ и трудности его реализации. Россия – кредитор других стран СНГ. Условия предоставления кредитов России другим странам СНГ. Реструктуризация их внешнего долга.

Основная литература:

Ø Учебник «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения». Под.ред. Красавиной Л.Н. М; 2007, гл. 10

Ø Бункина М.К., Семенов А.М. Рубль в валютном пространстве Европы. М.; 2004.

Дополнительная литература:

Ø Шестаков С.А. Современны проблемы сотрудничества России с МВФ. М., 2000

Ø Борисов С.М. Рубль – валюта России. М., 2004

Ø Валовая Т.Д., Константинов Ю.Л. Концептуальные основы формирования в СНГ платежного союза и перехода к валютному союзу. М. РАН, Отделение экономики, 1998

Образовательные технологии

8.1 Методические рекомендации преподавателю

Не предусмотрены.

8.2 Методические указания студентам

К разделу I

Образовательный процесс в рамках раздела I предполагает единство трех форм учебной работы: изучение материала в рамках лекций, семинаров и самостоятельной работы студентов.

Лекции проводятся в течение двух пар один раз в неделю. Занятия сопровождаются мультимедийными презентациями, доступными студентам до и после лекций в личных кабинетах в виртуальной образовательной среде LMS. К каждой лекции предложен список литературы.

Семинары проводятся по классической схеме дополнительной проработки практической части лекций и разбора задач по соответствующим темам. Задания заранее доступны студентам в образовательной среде LMS и нацелены на детальную работу с материалом и подготовку к контрольной работе. Кроме того знания, полученные на лекциях и семинарах, могут быть закреплены студентами путем самостоятельной проверки знаний в образовательной среде LMS с помощью размещенных интерактивных тестов.

Самостоятельная работа студентов состоит в обработке лекционного материала, в том числе с привлечением рекомендованной литературы, и подготовке к семинарам.

К разделу II

Не предусмотрены.

К разделу III

Не предусмотрены.

К разделу IV

Образовательный процесс в рамках раздела IV опирается на следующие формы учебной работы: изучение лекционного материала, практические занятия в компьютерных аудиториях, самостоятельная работа студентов.

Лекции сопровождаются мультимедийными презентациями, охватывающими все темы раздела IV, при этом весь материал презентаций доступен студентам в период изучения данного раздела курса.

практические занятия проводятся в компьютерных аудиториях с использованием статистических пакетов прикладных программ (ппп), основной в учебном процессе –SPSS (относится к мировым лидерам в области статистической обработки данных). Также на практических занятиях активно используются средства excel.

Самостоятельная работа студентов состоит в обработке лекционного материала, в том числе с привлечением рекомендованной литературы, подготовке к практическим занятиям (выполнение текущих домашних заданий) и к контрольным мероприятиям.

К разделу V

Не предусмотрены.

9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Наши рекомендации